AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//178/page-2/ (дата обращения: 26.04.2024)

История русской литературной критики

Раздел посвящен любителям русской литературной критики во всех ее формах и проявлениях. 

02 декабря 2016

Критика Д. Писарева: ее историческая роль, метод, стиль

Критика Д.И. Писарева была предельным развитием реальной критики и во многом зачеркивала ее (как будто по закону диалектического «отрицания»), выявляя невозможность дальнейшего прямого развития ее идей. Недаром Д.И. Писарев отвергал авторитет В.Г. Белинского.

25 ноября 2016

«Эстетическая критика» В. Боткина, П. Анненкова

Эстетическая критика привлекает к анализу произведений искусства только коды эстетики, и все языки произведения расценивает как поглощенные и нивелированные языком эстетики. Коды социального, исторического, морального, псхологичкского характера рассматриваются не как таковые, а как элементы единого «кода красоты», как нечто прекрасное либо безобразное.

25 ноября 2016

Литературная ситуация и критика в период перестройки. Журнальная полемика, перемены в литературной жизни

«Перестройка» стала попыткой установления сверху «социализма с человеческим лицом». Ознаменовалась началом гласности. Первые изменения в культурной жизни проявились в основном с 1986 г.

25 ноября 2016

Структурные методики анализа текста. Понятие структуры и ее роль в критическом анализе произведения

Структура — это искусственно построенная исследовательская «схема» произведения, отвлеченная от всего «лишнего», не существенного для решения поставленной задачи.

25 ноября 2016

Методология марксисткой критики

С самого своего возникновения марксистский метод был привязан к журналистской практике определенных политических сил — партий и движений социалистического революционного толка, в том числе большевиков. После Октябрьской революции и установления советского тоталитаризма он был взят на вооружение литературным официозом.

25 ноября 2016

Органическая критика А.А. Григорьева

Органическая критика А.А. Григорьева была продуктом естественного для 1850-60-х годов стремления примирить противоположности «реального» и «эстетического» направлений в критике и эстетике или же предложить концепцию, в которое это противоречие «снималось» бы, переставало быть существенным.

25 ноября 2016

Народническая критика Михайловского

В 1870–80 годы назрела потребность в качественных преобразованиях социологического метода. 

22 ноября 2016

Религиозно-философский и религиозно-догматический подходы в критике

Для религиозной критики характерно использование терминологии, происходящей из богословского или евангельского языка. Однако если эта критика не мыслит себя отделом богословия, для нее характерно также стремление ввести в практику слой собственной терминологии, созданной на основе переосмысленных, видоизмененных слов тех же сфер. 

22 ноября 2016

Майков Валерьян Николаевич как литературный критик

Критическая деятельность Майкова продолжалась немногим более года и ознаменовалась резкими выпадами против Белинского и отрицанием его критики. 

09 ноября 2016

«Реальная критика», ее методика, место в истории критики и литературы

Реальная критика — одно из наиболее активных критических направлений 1840-х – 1860-х годов. Ее метод, как и сама эстетика реализма в литературе, был подготовлен В.Г. Белинским, хотя его критическое творчество не всё и не в полной мере укладывается в контуры реальной критики.

09 ноября 2016

Предмет, задачи, функции литературной критики

Критика оценивает произведение литературы; критика высказывает суждение о норме литературного творчества; критика  занимается кодификацией языка искусств; критика стремится кодифицировать «язык» литературы

10 октября 2016

Формирование литературной критики в России

Формирование русской литературной критики — длитель­ный процесс, начавшийся в петровскую эпоху и связанный как с изме­нениями в литературном сознании, так и с усложнением характера ли­тературной коммуникации, расширением и расслоением читательско­го круга. 

05 октября 2016

Объект литературной критики. Метод как язык прочтения художественного текста. Категория метаязыка

Метод критики — стратегия чтения и интерпретации текста

05 октября 2016

"Примирительный" период в критической деятельности Белинского

Для философско-эстетической мысли и общественно-политической позиции Белинского период стал серьезным внутренним испытанием, из которого критик вышел более закаленным и убежденным. Мышление Белинского в борении с самим собою обрело ту глубокую диалектичность, без которой немыслим и последний - материалистический этап в его деятельности, невозможна концепция критики как "движущейся эстетики".

15 июня 2016

Особенности развития литературной критики в 1840-е гг. 19 века. Литературная критика «Отечественных записок». Славянофильская критика. Литературно-критическая позиция журнала «Современник»

В отечественную историю 1840-е годы вошли как «эпоха возбужденности умственных интересов» (А. И. Герцен), период уди­вительного взлета философеко-общественной и литературно-крити­ческой мысли. 

15 июня 2016

Литературно-критическое творчество Н.В.Гоголя. Типологический анализ одной из статей

Вступая в спор с Н.Гречем, Ф. Булгариным, О. Сенковским. Плетнев, как и Белинский, ставил Гоголя в первый ряд среди современных писателей, отмечая удивительную верность автора действительности. Критик безоговорочно принимает жанровое обозначение «Мертвых душ» как поэмы, обращая внимание на естественность ее построения, «внутреннюю эстетику» автора.

15 июня 2016

Творчество А. С. Пушкина в критике разных эпох. Сравнительный типологический анализ статей В. Г. Белинского (8-я, 9-я, из цикла «Сочинения Александра Пушкина»), Д. И. Писарева («Пушкин и Белинский»), Д. С. Мережковского («Пушкин»)

Разные критики по-разному оценивают вклад поэта в русскую литературу. Белинский пишет, что «Пушкин был на Руси полным  выразителем  своей  эпохи». Вообще, творчеству Пушкина Белинский посвящает огромное количество критических статей и сочинений.

15 июня 2016

А.С.Пушкин как литературный критик. Проблематика его литературно-критических статей и заметок; жанровое, стилевое своеобразие. Типологический анализ одной из работ

Исключительно важная роль в литератур­но-критической рефлексии этой поры принадлежит Пушкину и писа­телям пушкинского круга — И В. Гоголю. П. А. Вяземскому, П. А. Плет­неву. Ревностное отношение к развитию отечественной словесности и нелегкая судьба собственных произведении побуждали Пушкина, Гоголя и близких им литераторов выступать с рецензиями и автокритикой, активно включаться в полемику.

15 июня 2016

Философская критика (Д.В.Веневитинов, И.В.Киреевский и др.). Литературно-критическая и журналистская деятельность Надеждина

Русская философская критика 1830-х годов представлена деятель­ностью «любомудров» В.Ф.Одоевского, Д.Б.Веневитинова, И.В.Ки­реевского, близкого к ним в ту пору С.П. Шевырёва, а также издателя «Телескопа» и «Молвы» Н. И. Надеждина и дебютировавшего на стра­ницах надеждинских изданий В. Г. Белинского.

15 июня 2016

Особенности развития русской литературной критики 1830-х гг. Романтическая критика на страницах журнала Н.А. Полевого «Московский телеграф»

В 1825 гН. А. Полевой начинает издание «Московского телегра­фа», объединившего на время самые крупные литературные силы. Не­смотря ив издержки универсализма, журнал Н. Полевого создавал ат­мосферу новизны, непрестанного поиска. 

15 июня 2016

Типологический анализ статей А.А.Бестужева или В.К. Кюхельбекера. Жанровое и стилевое своеобразие статей

Ближе к середине 1820-х годов критики столкнулись с необходи­мостью обозначить свое отношение к «новой поэтической школе», сформировавшейся вокруг Жуковского и Батюшкова, и ее основным жанрам — элегии к дружескому посланию.

15 июня 2016

Литературная критика русского гражданственного романтизма: представители, принципы, проблематика, жанровое своеобразие статей. Роль декабристских альманахов в развитии русской романтической критики

Первое десятилетие после Отечественной войны 1812—1814 гг.— время расцвета литературно-критической деятельности П. А.Вязем­ского, В К.Кюхельбекера. А.А.Бестужева, О.М.Сомова и К.Ф.Ры­леева.

15 июня 2016

Становление русской романтической критики в творчестве В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова. Типологический анализ 1-й из статей Жуковского

Из всех литературных течений начала XIX в. наибольшим творче­ским потенциалом, как покажет время, обладал романтизм. Признав личность высшей ценностью бытия, европейские и русские романтики обратились к «внутреннему миру души человека, сокровенной жизни его сердца» (Белинский).

15 июня 2016

Русская литературная критика эпохи предромантизма: полемика о «старом» и «новом» слоге; дискуссии о принципах перевода «Илиады» Гомера; дискуссии о новых поэтических жанрах

1800—1810-е годы современные исследователи определяют как эпоху предромантизма, зародившегося на русской почве в недрах сен­тиментализма и отразившегося в художественной литературе, живо­писи, теоретических и литературно-критических воззрениях этих лет.

14 июня 2016

Особенности развития литературной критики в эпоху классицизма.Принципы критики, изложенные М.В.Ломоносовым в статье «Об обязанностях журналиста»

Одной из первых критических работ явилось написанное Тредиаковским «Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении, поныне на свет изданном от автора двух од, двух трагедий и двух эпистол» (1750).

14 июня 2016

Культурно-исторические истоки русской литературной критики 18 века. Классицистская критика. Основные нормативные акты русского классицизма как литературно-критические факты

Формирование русской литературной критики — длитель­ный процесс, начавшийся в петровскую эпоху и связанный как с изме­нениями в литературном сознании (прежде всего с возрастанием ин­дивидуального авторского начала), так и с усложнением характера ли­тературной коммуникации, расширением и расслоением читательско­го круга.

14 июня 2016

Типология литературной критики с точки зрения идеологической основы, принципиальных позиций анализа и оценки литературного произведения

По субъекту критической деятельности:

Если субъект писатель – писательская;

Если читатель – читательская;

Профессиональная.

14 июня 2016

Типология литературной критики с точки зрения метода литературно-критической деятельности

В литературоведении неоднократно предпринимались попытки классификации жанров критики (Л. Гроссманом, М. Поляковым, В. Кулешовым и др.).

14 июня 2016

Типология литературной критики с точки зрения ее соотношения с определенными литературными направлениями

Классицистическая критика. Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, Державин, Херасков, Лукин, Плавильщиков

Сентименталистская критика. Карамзин, Дмитриев

14 июня 2016

Типология литературной критики с точки зрения субъекта критической деятельности

В современной отечественной филологии с точки зрения субъек­тов литературно-критической рефлексии принято различать критику профессиональную, писательскую и читательскую.

14 июня 2016

Природа и предмет литературной критики. Взаимодействие критики с различными отраслями искусства и науки. Соотношение критики и литературоведения. Основные функции критики

Литературная критика — одна из стойких разновидностей иску­шения, которое заключается в стремлении перевести с языка словес­но-образного на язык «рассудительный», логико-понятийный. 

14 июня 2016

Понятие о литературной критике, ее происхождение. Значение термина «критика»

Литературная критика — литература о литературе. По справедливому заключению Ролана Барта, она «занимает промежуточное поло­жение между наукой и чтением».

13 июня 2016

Литературная критика на рубеже веков (1890 – 1917)

Идеи А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, З.Фрейда и др. как философская основа модернизма. Споры об интеллигенции, расстановка сил в литературе и критике.
Литературно-критический характер основных манифестов футуристов.
Самоопределение русского символизма как литературного направления в работах В.Соловьёва, Д.Мережковского, В.Брюсова, К.Бальмонта. Критическая практика символистов.
Формирование программы акмеизма в статьях Н.Гумилёва, М.Кузьмина, С.Городецкого. Споры символистов с акмеистами.
Теория «интуитивизма» в критических работах Ю. Айхенвальда и И.Анненского.
Имажинизм как защита «первообраза» и бунт против «шутовского кривлянья» в искусстве.
Особое положение в литературной критике рубежа веков В.Розанова. Специфика его критического метода и стиля, синтетичность критического мышления.
Становление марксисткой критики, пропаганда «пролетарской литературы», возврат к «нормативной» эстетике.

13 июня 2016

1870-е – 1880-е годы – эпоха поисков новых методологических основ литературной критики

Идеи «народного реализма» и «ликвидации эстетической критики» в суждениях Н.Шелгунова, П.Ткачёва. Вульгарный социологизм их критических оценок.
Н.Михайловский – литературный критик народнического толка. Метод субъективной социологии в его критической практике (статьи о Л.Толстом и Ф.Достоевском).
«Московские ведомости» и «Русский вестник» М.Каткова в их противостоянии тенденциозности в критике.
Н.Страхов, А.Суворин, К.Леонтьев в полемике с «нигилистами».

13 июня 2016

Идеологическая борьба в литературной критике 50-х – 60-х годов

Общественная ситуация в России в период «мрачного семилетия» (1848 – 1855) и накануне 1861 года. Западники и славянофилы в журналистике и критике.
Противостояние «дидактизма» и «артистизма», «рационального» и «сердечного» в критических статьях Н.Чернышевского, Н.Добролюбова, А.Дружинина, В.Боткина. Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, А.Дружинин, А.Григорьев в полемике о «пушкинском» и «гоголевском» направлениях.
Вульгарный материализм и эстетический нигилизм Д.Писарева-критика.
«Раскол в нигилистах» как отражение кризиса «реальной» критики.

13 июня 2016

30-е – 40-е годы XIX века как классический период в истории литературной критики

Общественно-литературная ситуация во II половине 20-х – в 30-е годы. Основные вопросы литературной полемики.
Идеи Фихте, Шеллинга, Гегеля на русской почве. «Любомудрие» в критических суждениях времени (Д.Веневитинов, С.Шевырёв, И.Киреевский).
Полемика о «торговом» и «светском» направлениях (Н.Гоголь, С.Шевырёв, В.Белинский).
Значение и место в истории литературной критики суждений о литературном языке, народности, романтизме Н.Надеждина, А.Пушкина, Н.Гоголя.
В.Белинский как «центральная фигура в истории русской мысли»  и в литературной критике. Философские искания, основные периоды его духовной и творческой эволюции.
Эстетический кодекс Белинского: теория искусства как «мышления в образах», «идеальной» и «реальной» поэзии, учение о «художественности», «бессознательном» и «сознательном» в творчестве, «типизме», «единосущности формы и содержания».
Проблема национальной самобытности и народности литературы в критических суждениях Белинского. Полемика с В.Майковым о соотношении общечеловеческого и национального в художественном творчестве. Белинский в полемике о «натуральной» школе.
Жанровая специфика критических статей Белинского, памфлетные формы и приёмы, мастерство полемического стиля.

13 июня 2016

Общие особенности развития литературной критики в I четверти XIX века

Борьба за чистоту и правильность литературного стиля и языка в критических выступлениях «шишковистов» и «карамзинистов».
Самоопределение романтизма как литературного направления в критической практике В.Жуковского, П.Вяземского, К.Батюшкова и декабристов.
Начало полемики о народности («национальности») в литературной критике 20-х годов (оценка произведений В.Жуковского и А.Пушкина).
Разработка основных понятий и терминов, становление жанров обозрения, цикла, рецензии в критике данного периода.

13 июня 2016

XVIII век – эпоха «детства» русской литературной критики

Особенности общественно-исторического и литературного движения в I половине  XVIII века.
Начало формирования теоретических основ литературной критики, становление критического мышления.
Нормативный характер критических суждений в «Пиитике» Феофана Прокоповича (1705) и литературной полемике между М.Ломоносовым, В.Тредиаковским и А.Сумароковым.
Переход от нормативно-стилистической критики к критике содержания во II половине  XVIII века в работах Н.Карамзина и И.Крылова.
Зарождение социологического принципа оценки в трудах Н.Новикова и А.Радищева.
Эволюция критических жанров от «предисловий», «рассуждений», «наставлений» к «речам», статьям, отзывам.

13 июня 2016

Введение в историю русской литературной крититки

Предмет и задачи, основные принципы и характерные черты литературной критики.
Своеобразие критического мышления, соотношение субъективного и объективного в критике.
Критический метод как совокупность идейно-эстетических установок, система принципов и приёмов критического анализа.
Место теории и истории литературной критики среди литературоведческих наук.
Жанровые группы и формы литературной критики в процессе её становления.
Проблема периодизации истории литературной критики. Критика как способ самоопределения литературных направлений.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.