AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Природа и предмет литературной критики. Взаимодействие критики с различными отраслями искусства и науки. Соотношение критики и литературоведения. Основные функции критики. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//178/priroda-i-predmet-literaturnoj-kritiki-vzaimodejstvie-kritiki-s-razlichnymi-otraslyami-iskusstva-i-nauki-sootnoshenie-kritiki-i-literaturovedeniya-osnovnye-funkczii-kritiki/ (дата обращения: 29.03.2024)

Природа и предмет литературной критики. Взаимодействие критики с различными отраслями искусства и науки. Соотношение критики и литературоведения. Основные функции критики

Природа и предмет литературной критики. Взаимодействие критики с различными отраслями искусства и науки. Соотношение критики и литературоведения. Основные функции критики

Содержание

    Литературная критика двойственна по своей природе. Она обнаруживает взаимопроникновение и противостояние, а в идеале — органи­ческий сплав художественной интуиции и логико-понятийной выве­ренности рассуждений. Интуиция как высшее напряжение человече­ского духа чаще всего первична в литературно-критическом сознании. Подкрепляя и корректируя интуицию, литературно-критическая логи­ка (рассудительность) неизбежно вступает с ней в драматически слож­ные отношения: интуиция предопределяет логику, логика же, при всём чрезвычайном усердии и убедительности, не в состоянии объять интуицию, исчерпывающе ее «озвучить» и объяснить.

    Литературная критика естественно соотносится со многими об­ластями науки и культуры: с филологией, философией, историей, эс­тетикой, герменевтикой, культурологией, психологией, социологией, книговедением, с публицистикой и журналистикой, с критикой худо­жественное, музыкальной, театральной, с кинокритикой, телевизион­ной критикой и др. Испытывая непосредственное влияние близких или смежных гуманитарных сфер, литературная критика в слою оче­редь способствует их развитию.

    Литературная критика — одна из стойких разновидностей иску­шения, которое заключается в стремлении перевести с языка словес­но-образного на язык «рассудительный», логико-понятийный. Во взаимосвязи «художественная литература—литературная критика» всегда первична сама литература: её рассматривают, осмысляют, ана­лизируют, комментируют и т. д. Литературно-критический текст при­зван вторить самой литературе с существенной поправкой на очевид­ное активное сотворчество критика. По словам А.И.Солженицына, «дар великого критика редчайший; чувствовать искусство так, как ху­дожник, но почему-то не быть художником».

    Литературная критика — пристрастное, интуитивно-интеллекту­альное просвечивание словесно-художественных текстов, выявление их наследственного историко-культурного кода, зримых и невидимых невооруженным глазом тончайших нитей, которыми данный текст прочно привязан к давнему эстетическому и этическому опыту, к уже сложившимся и устоявшимся традициям и навыкам художественного восприятия. Эстетическое чувство критика в огромной степени под­сознательно опирается на его литературную память. Новые элементы в новых художественных текстах вызывают и естественное сопротив­ление староверов и восторженный приём у неофитов.

    Литературно-критические произведения насквозь пронизаны вол­нениями, соблазнами, сомнениями, связующими текст словесного ис­кусства с текстом реальной многоцветной современности. Существен­ная особенность прежде всего русской литературной критики заклю­чается в том, что литературно-критические высказывания в своем не­сомненном большинстве обращены к широчайшему спектру жгуче злободневных социально-нравственных вопросов, к живым потребно­стям общественного организма. Литературный критик, способный вы­разить индивидуальное понимание художественных откровений, за­ключенных в тексте, — сознательный или невольный посредник на пути литературного произведения от автора к читателю. В одном лице он нередко представительствует и писательский цех, и читательский мир.

    Первостепенная роль в становлении и развитии литературно-кри­тического сознания принадлежит художественному вкусу критика.

    Лучшие образцы русской и мировой критической мысли свиде­тельствуют о трепетном и пристрастном проникновении их авторов в предмет эстетического анализа. Обаяние литературной критики — во впечатляюще-разум­ной мере ее субъективности, в энергии размышлений, сближающих художественное произведение с картиной мира, которая открывается самому критику. Чем меньше в литературно-критическом высказыва­нии сокровенно-личного, субъективного начала, тем вероятнее опас­ность профессиональной глухоты, произвольного или стереотипного толкования, анализируемого, поэтически многозначного текста.

    Устойчивые и общепризнанные свойства литературной критики в новой и новейшей истории словесности — оперативность выступле­ния, повышенный градус диалогической активности, обращённость главным образом к современной литературной жизни, неред­ко— публицистическая одушевленность, стремление соизмерять не­давно созданное или опубликованное с давно известным и прошедшим уже испытание историческим временем. Литературно-критическому труду зачастую сопутствует поле­мическая настроенность, азартный диалог-спор с автором, с коллегами-оппонентами, с предполагаемыми читателями.

    Литературно-критическим текстам свойственна особая универ­сальность, существенно отличающаяся от конкретно-чувственной объемности и многозначности поэтического творения и обусловлен­ная возможностью более иди менее прямого обращения к поистине не­ограниченной сфере «больных», «проклятых» вопросов жизни.

    Отечественная литературная критика последних двух столетий часто выполняла функции, присущие многим демократическим ин­ститутам, отсутствовавшим в российской реальности. Далеко выходя за круг собственно литературных вопросов, нередко прибегая к приемам эзоповского иносказания, критики обсуждали в подцензур­ной печати общественно-политические, правовые, социально-нравст­венные, естественно-научные и многие другие животрепещущие про­блемы.

    К объектам литературно-критического усмотрения относятся сло­весно-художественные произведения любого эстетического достоин­ства. В поле зрения критики могут быть произведения высокой пробы, которые переживают своих авторов-творцов и обретают в читатель­ском сообществе статус классики. Критик живо интересуется и лите­ратурой так называемого беллетристического, явно или скрыто иллю­стративного ряда, и «коммерческими» изданиями, рассчитанными на заведомо нетребовательный, массовый читательский рынок («чти­во»), на откровенную развлекательность и слезоточивость, на отчётливый эмоционально-интеллектуальный примитив. Литератур­ный критик чаще всего первопроходец. Одним из первых» не имея еще за собой традиций интерпретации новорожденного текста, он стре­мится определить его ценностные параметры.

    Критик может обращаться и к текстам давним по своему происхо­ждению, но продолжающим властно влиять ив умонастроение новых читательских поколений. Так, статья Д. И.Писарева «Мотивы русской драмы», содержавшая характеристику Катерины Кабановой — глав­ной героини драмы А. Н. Островского «Гроза» и темпераментно спо­рившая со статьей Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царства», появилась почти четыре года спустя после журнальной публикации пьесы и через три с половиной года после Добролюбовского выступле­ния. Критический этюд И. А Гончарова «Мильон терзаний», откликав­шийся на постановку «Горя от ума» на сцене Александрийского театра в Петербурге и содержавший развёрнутый анализ самой комедии А. С. Грибоедова, был отделен от времени рождения произведения не­сколькими десятилетиями. При подобной временной дистанции между явлением на свет художественного произведения и его литератур­но-критической оценкой, как правило, с большей степенью вероятно­сти дает о себе знать публицистический пафос критического выступ­ления, возвращающегося к давним литературным событиям для уяснения их необычайно острого, злободневного звучания.

    Нередко литературные критики осмысляют и оформляют сам ли­тературный процесс, объясняют его, дерзают его предугадать и пред­варить. Опираясь на богатый исторический опыт западноевропейской и русской словесности» В. Г. Белинский заключал: «Искусство и лите­ратура идут рука об руку с критикою и оказывают взаимное действие друг на друга».

    14.06.2016, 3067 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.