AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//152/drevnerusskie-teksty/ (дата обращения: 19.03.2024)

Тексты

Тексты по древнерусской и русской литературе. 

Древнерусские

Русские

Импортное

16 февраля 2016

Житие преподобнааго отъца нашего Феодосия, игумена Печерьскаго

Житие Феодосия Печерского — памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором Летописцем. Существуют различные датировки написания Жития: 1080-е годы (исходя из описания ряда событий произведение было написано не позднее 1088 года) или начало XII века. Памятник рассказывает о жизни игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия, начиная от его рождения, прихода в монастырь до игуменства и смерти.

16 февраля 2016

Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу

Сказание о Борисе и Глебе — памятник древнерусской литературы, посвящённый истории убийства сыновей князя Владимира Крестителя, Бориса и Глеба, позднее канонизированных в лике страстотерпцев.

Сказание написано в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее Сказание дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), созданным в 1089—1115 годы последовательно тремя авторами. В таком виде текст содержится в древнейшем из известных списков в составе Успенского сборника конца XII — начала XIII веков. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170 списках. Автором Сказания на основании изысканий митрополита Макария и М. П. Погодина считают Иакова Черноризца.

16 февраля 2016

Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона

Слово "О законе и благодати" - одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г. Публикуется в переводе А. Белицкой.

16 февраля 2016

Поучение Владимира Мономаха

Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… 

16 февраля 2016

Хожение за три моря, оригинальный текст

«Хожение за три моря» («Хождение за три моря») — памятник литературы в форме путевых записей (жанр хожения), сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468—1474 (датировка Л. С. Семёнова, ранее И. И. Срезневским датировалось 1466—1472 годами).

Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие. Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако большая часть записок была посвящена Индии: её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами.

21 февраля 2016

Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского

Памятник древнерусской литературы XIV века. Приводится в переводе на современный язык. 

01 марта 2016

Домострой, Сильвестровская редакция

Домострой (полное название — Книга, называемая «Домострой») — памятник русской литературыXVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.

01 марта 2016

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Повесть построена на использований двух народно-поэтических мотивов: сказания об огненном летающем змее и сказки о мудрой деве. Легенды, рассказанные в повести о Петре и Февронии, находят себе параллели в ряде западноевропейских сюжетов: исследователи сравнивают эту повесть с песней старшей Эдды о битве Зигурда со змеем Фафнаром и о союзе этого героя с вещей девой, с сагой о Рагнаре и Ладброке. Особенно много общего наблюдается между повестью о Петре и Февронии и повестью о Тристане и Изольде как в передаче главной поэтической темы и сюжетной линии, так и в отдельных характерных эпизодах. В поздних записях сохранилось устное предание о Февронии из села Ласково Рязанской области. Возможно, что автор повести о Петре и Февронии использовал какой-то из вариантов этой устной легенды, но необходимо отметить, что повесть отличается от легенды более высокой художественностью и поэтичностью. В повести о Петре и Февронии нет никаких указаний на действительных исторических прототипов героев. Высказывались предположения, что под именем князя Петра надо подразумевать князя Давида Юрьевича, княжившего в Муроме с 1204 по 1228 г. (до него княжил старший брат его Владимир Юрьевич). Но существует и другое мнение — что прототипом Петра был муромский князь Петр, живший в начале XIV в., родоначальник бояр Овцыных и Володимеровых.

01 марта 2016

Сказание о Мамаевом побоище (современный текст)

Сказание о Мамаевом побоище — литературное произведение XV в. об исторических событиях Куликовской битвы. В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа, приводится множество интересных подробностей этого события, в числе которых посольство Захария Тютчева к Мамаю. 

01 марта 2016

Задонщина

«Задонщина» (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича», «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая» и др.) — памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV вв. Рассказывает о победе русских войск, возглавляемых великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая.

01 марта 2016

Повесть о разорении Рязани Батыем

Повесть о разорении Рязани Батыем — произведение древнерусской литературы. Посвящено взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года. Сохранилось в списках, самые старшие из которых датируются концом XVI века. В трёх древнейших списках отражены три разновидности текста (по классификации Д. С. Лихачева).

01 марта 2016

Епифаний Премудрый. "Житие Сергия Радонежского"

Основным источником сведений о жизни Преподобного Сергия Радонежского является Житие святого. Составленное в первоначальном виде в 1418 г. учеником Сергия, монахом основанной им Лавры, выдающимся писателем Средневековой Руси Епифанием Премудрым, Житие является и ценным историческим источником о Московской Руси XIV века, и ярким памятником агиографической литературы, оказавшим ощутимое влияние на последующие произведения этого жанра.

01 марта 2016

Слово о погибели Русской земли после смерти великого князя Ярослава

Поводом к написанию послужило известие из Северо-Восточной Руси о вторжении в неё Батыя и гибели в бою с монголами в битве на реке Сити брата Ярослава — Юрия. «Слово о погибели Русской земли» первоначально представляло собой предисловие к не дошедшей до нас светской биографии Александра Невского. Вероятно, оно написано дружинником князя и возникло вскоре после смерти Александра Невского.

03 марта 2016

Слово о полку Игореве

«Слово» было написано, предположительно, в конце XII века, вскоре после описываемого события (часто датируется тем же 1185 годом, реже - 1—2 годами позже).

03 марта 2016

Повесть Временных Лет

"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. 

06 марта 2016

Повесть о битве на Калке

Повесть о битве на Калке – летописная повесть, рассказывающая о первом столкновении русских с монголо-татарами. В 1223 г. тридцатитысячный отряд монголо-татар под предводительством Джебе и Субедея вышел через Закавказье в степь и разгромил половцев, которые бежали за Днепр. Русские князья на съезде в Киеве решили оказать помощь половцам, и коалиция, состоявшая из большинства тогдашних князей за исключением Юрия Всеволодовича Владимирского, выступила в поход. Однако из-за феодальных распрей русско-половецкая рать потерпела жестокое поражение в сражении с монголо-татарами на реке Калке 31 мая 1223 г. 

06 марта 2016

Повесть о Меркурии Смоленском

Повесть о Меркурии Смоленском, спасшем будто бы Смоленск от войск Батыя сложилась и долгие годы существовала как устное народное сказание. К середине XV в. устная легенда с образом Меркурия, идеального защитника русской национальной независимости, впервые получила литературную обработку в обычном стиле житий XV в. Эта ее версия, названная Ф. И. Буслаевым литературной, вошла в Четьи-Минеи митрополита Макария.Но первоначальный вид смоленского народного сказания лучше сохранился в более позднейверсии повести, дошедшей в редакции второй половины XVII в. и названной Ф. И. Буслаевым народной.

За Днепр-рекою пономарю Печерского монастыря явилась богородица и велела тайно позвать юношу Меркурия в печерскую церковь. Пономарь пришел ко двору Меркурия и нашел его уже опоясанным и вооруженным «во всемь воиньском подобии». Меркурий молился богу, но, почувствовав приход пономаря, он, «флягнуя (покашляв), постона легко, яко объявляше себе ему: бе бо глубоко в нощи пришествие пономарево».

Богоматерь посылает его на Батыя и обещает ему победу. Выйдя из церкви, Меркурий «обрете ту прехрабра коня стояща, и воссед нань, и исшед из града». Он разбивает войска Батыя; «прехрабро скакаше по полкам, яко орел по воздуху летая». Батый, увидев разгром своих войск, одержимый страхом, «отбежа града того безо успеха в мале дружине». Он ушел в Угры, где и был убит Стефаном.

06 марта 2016

Повесть о Щелкане Дудентьевиче (повесть о Шевкале)

Повесть о Щелкане Дудентьевиче (повесть о Шевкале) - памятники тверской средневековой литературы, в которых описано восстание жителей Твери против ордынского наместника Шевкала (Чол-хана) 15 авг. 1327 г. Первая "Повесть о Щелкане" сохранилась в 2-х редакциях: т.н. Музейного фрагмента Рогожского летописца (хранится в ГИМ в Москве) и Тверского сборника. 2-я редакция отличается наличием вставного рассказа очевидца событий, передающего яркие конкретные детали восстания, но не стремящегося дать какую-либо оценку событиям в целом.

Первая "Повесть о Щелкане" создана сразу после событий 1327 года. В отличие от нее, 2-я "Повесть о Щелкане" написана примерно спустя 10 лет после восстания и дошла до нас в Тверском летописании. В ней инициатива восстания приписана тверскому князю Александру Михайловичу: он ведет тверичей на битву, по его повелению поджигают двор его отца, в котором укрылся Чол-хан.

Обе повести характеризуются ярко выраженными антиордынскими мотивами: Чол-хан, хан Узбек, татары неоднократно именуются "безбожными", "беззаконными", "треклятыми". В проклятьях ордынцам отразились новые политические мотивы (отношение к татарам, как к врагам Руси, установка на борьбу с ними), явившиеся началом психологического перелома в сознании русских людей, который завершился победой на Куликовском поле 1380. Своеобразное отражение события 1327 получили в фольклоре (см. "Песнь о Щелкане Дудентьевиче").

06 марта 2016

Повесть о Евпатии Коловрате

Евпатий Коловрат — герой рязанского народного сказания, совершивший подвиги во время нашествия Батыя. Рассказ о его подвигах сохранился в "Повести о приходе Батыевой рати на Рязань", вошедшей в некоторые поздние летописные своды и сборники. 

06 марта 2016

Слово о плъку Игореве, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова

"Слово о полку Игореве" - известнейший памятник древней русской литературы - описывает неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Ольговичем (1185 г.). По времени написания "Слово" относят к 1187-1188 году. Оригинальный древнерусский текст в современной орфографии.

07 марта 2016

Сказание о Мамаевом побоище (древнерусский текст)

Сказание о Мамаевом побоище — литературное произведение XV в. об исторических событиях Куликовской битвы. В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа, приводится множество интересных подробностей этого события, в числе которых посольство Захария Тютчева к Мамаю.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.