AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Устное народное творчество

Устное народное творчество, или фольклор — народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции.

Термин «фольклор» впервые был введён английским учёным Уильямом Томсом в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и так далее), так и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа.

16 февраля 2016

Художественное своеобразие детского фольклора

Первым, кто охарактеризовал содержание, объем и границы понятия «детский фольклор», назвав ею «особым явлением обособленного детского быта и обособленной детской жизни», был Г.С Виноградов/

17 февраля 2016

Вопросы к экзамену по дисциплине "Устное народное творчество"

Объем понятия "фольклор", "народное творчество", "устное народное  творчество",  "устное народное поэтическое творчество". Фольклор как сфера вербальной духовной культуры. Специфика  фольклора.

20 марта 2016

Объем понятия "фольклор", "народное творчество", "устное народное творчество", "устное народное поэтическое творчество". Фольклор как сфера вербальной духовной культуры. Специфика фольклора

Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации.

03 сентября 2016

Фольклор. Определение. Понятие о предмете. Специфика фольклора

Фольклор – народная мудрость (народное знание). Фольклористика – наука, изучающая фольклор.

03 сентября 2016

Особенности мировоззрения древних славян. Тотемизм, анимизм, антропоморфизм, культ предков, культ природы, магия, двоеверие

Представления древнего человека были мифологичными. В мифологическую эпоху по-своему воспринимали пространство и время. 

03 сентября 2016

Календарная обрядовая поэзия. Происхождение. Циклизация обрядов

Календарные обряды и их поэзия делятся на четыре цикла соответственно четырём временам года: зимний, весенний, летний, осенний.

03 сентября 2016

Зимние календарные праздники и поэзия

Колядки очень архаичны по содержанию, которое определялось их назначением. Основной целью колядовщиков было пожелание хозяевам добра, богатства, благополучия.

03 сентября 2016

Весенние календарные праздники и поэзия

В марте были дни, когда полагалось печь ритуальные печенья – жаворонки. С этим печеньем молодые люди выходили на пригорки и «гукали», закликая весну.

03 сентября 2016

Летние и осенние обряды и поэзия

20 июля – Ильин день. С ильина дня начинается уборка урожая. С особым почетом срываются первые колосья, их зерна считаются целебными. 

03 сентября 2016

Виды магии в свадебном обряде

Например,  приехавших от венца жениха и невесту обязательно обсыпали хмелем или зернами, чтобы они были богатыми. 

03 сентября 2016

Основные моменты свадебного обряда

Свадебный обряд – это довольно сложное действо. В ней принимало участие большое количество персонажей, каждый из них изображал определенную роль.

03 сентября 2016

Свадебные чины и их роли в свадьбе

В некоторых местных традициях на свадьбе присутствовал «вежливец» (колдун), бравший на себя магические функции дружки. 

03 сентября 2016

Свадебные причитания. Типы свадебных причитаний. Образ невесты. Символика

Причитания исполнялись до  дня свадьбы. Невеста в них всегда страдающая сторона. Ее символы: растения (цветок, трава), но они всегда растоптаны, птицы (лебедь) – тоже всегда страдают. Символика причитаний всегда связана с бедой, трагедией. 

03 сентября 2016

Величальные песни в свадебном обряде. Типичные образы. Роль украшающего эпитета. Символика

Величальные песни – это ритуальные магически произведения, которые должны были обеспечить богатую и счастливую жизнь молодых. Их пели всем гостям.

03 сентября 2016

Корильные песни. Поэтические приемы создания образа

Корильные песни – это своеобразные пародии на величания, ими смешили и веселили гостей.

03 сентября 2016

Приговоры дружки. Раешный стих

На свадьбе дружка – скоморох, колдун, знахарь, распорядитель пира. Его приговоры исполнялись ритмической прозой. Это принято называть раешным стихом.

03 сентября 2016

Похоронные и рекрутские причитания

Похоронные обряды являются очень древними по происхождению. Выражение любви к умершему и страх перед грядущим составляют основное содержание всех похоронных причитаний.

03 сентября 2016

Заговор. Определение. Классификация. Художественные особенности

Заговоры – это короткие прозаические устно – поэтические произведения, обладающие, по мнению их исполнителей, силой магического воздействия. 

03 сентября 2016

Загадка. Определение. Происхождение. Табу в загадке. Классификация. Художественные особенности. Сборники

Загадка – это хитросоставленный метафорический вопрос. Загадка – это иносказательное описание предмета или явления.

03 сентября 2016

Пословицы и поговорки. Определение. Происхождение. Художественные особенности. Другие виды народных афоризмов. Сборник пословиц В.И.Даля

Пословица – малый жанр фольклора; форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизованное и подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельная краткость и простота; отличается большой содержательностью,  представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли.

03 сентября 2016

Сказка. Определение. Общая характеристика. Классификация. Художественные особенности жанра

Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и устойчивостью компонентов. Ей присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения эпизодов, трехступенчатое строение сюжета, введение персонажей, животных и предметов, обычно чудесных, которые помогают герою достигать цели.

03 сентября 2016

Кумулятивные сказки и сказки о животных

Сказки о животных – это своеобразная разновидность сказочного жанра. Это условное название т.к. в них часто действуют и люди, и грибы, иногда и фантастические персонажи. В русском репертуаре их около 10 %.

03 сентября 2016

Волшебные сказки

Русский репертуар волшебных сказок складывается в феодальную эпоху и отображает ее. В сказках сформирована своя система персонажей, они типичны.

03 сентября 2016

Новеллистические сказки

Основной сюжетный состав складывался в феодальную эпоху. Приключения героев носят авантюрный характер. Герои в конце сказки добиваются благополучия.

03 сентября 2016

Собирание и изучение сказок. Сборники, Пропп В. Я. о сказке

Перелом в отношении к сказке произошёл только в 18 веке. Пушкин стал записывать сказки первым. 

03 сентября 2016

Былины. Определение. Общая характеристика. Происхождение былин. Историзм. Классификация

Былины – это эпические народные песни о важных событиях древнейшей истории государства. В народе их называли старины, старинки.

03 сентября 2016

Мифологические былины

Мифологические былины как жанр складывались в период становления государства, и в период защиты государства от степных кочевников. По содержанию былины есть не что иное как героический эпос, поскольку его персонажи сражаются с чудовищами и освобождают землю от них.

03 сентября 2016

Былины об Илье Муромце

В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин – идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг оберегатель русской земли.

03 сентября 2016

Былины о Добрыне Никитиче

Характеристика Добрыни показывает развитие индивидуализации образа в былинах.

03 сентября 2016

Былины об Алёше Поповиче

Следует подчеркнуть, что прозвище Алёши «Попович» было основанием для того, чтобы в поздних былинах его образ приобрёл отрицательные черты: хитрость, жадность, неверность. Но Алёша – богатырь, и в этом сущность его образа.

03 сентября 2016

Новеллистические былины Киевского цикла

Одной из важных и характерных особенностей киевского цикла служат образы трёх богатырей, действия и судьба которых тесно связаны (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич). 

03 сентября 2016

Новгородские былины

К новгородским былинам относятся былины о Садко, богатом госте и о Василии Буслаеве. Некоторые учёные причисляют к этому циклу и былины о Микуле, а также о Ставре и др.

03 сентября 2016

Баллады. Определение. Классификация. Основные сюжеты и герои. Поэтика

Баллады  - это эпические песни о трагических событиях в личной жизни героев. В балладе речь идет о нравственных проблемах, о любви и верности, о преступление и раскаяние.

03 сентября 2016

Духовные стихи. Классификация. Основные сюжеты и герои

Духовные стихи – это народные песни религиозного содержания. Возникли как поэтическое освоение народом христианского вероучения.

03 сентября 2016

Исторические песни. Общая характеристика. Древнейшие исторические песни

Исторические песни  - это песни о конкретных исторических событиях. Герои их – исторические лица. Эти песни создавались как отклик на исторические события сразу по следам того или иного события.

03 сентября 2016

Исторические песни 16 века

Главные герои песен – Иван Грозный и Ермак.

03 сентября 2016

Исторические песни 17 века. Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619—1620 годах

Песни 17 века имеют свой круг героев и сюжеты. В них нашла отображение эпоха смутного времени. 

03 сентября 2016

Исторические песни 18-19 века

В исторических песнях 18-19 вв. преобладает военная тематика. В них появляется новый герой – русский солдат (именно в то время Петр I создал регулярную армию).

03 сентября 2016

Народный театр. История жанра. Источники народного театра. Народный кукольный театр. Раёк

Народный театр, как таковой, формируется в конце XVII-XVIII вв., складывается народный репертуар, идёт развитие. В XX веке он заменяется уже профессиональным театром.

03 сентября 2016

Драма «Лодка»

Высоко оценивая «Лодку», фольклористы иногда видят в ней вершину развития русской народной драмы.

03 сентября 2016

Драма «Царь Максимилиан»

Источниками пьесы были разного рода литературные произведения, наиболее вероятным из них считается «Венец славопобедный мученику Димитрию», написанная в 1704 году, учениками Дмитрия Ростовского ко дню его рождения. В ней много совпадений с «Царём Максимильяном», но всё же учёные полагают, что основным литературным источником надо считать рыцарские романы.

03 сентября 2016

Детский фольклор. Общая характеристика. Жанровый состав детского игрового фольклора

Детский фольклор выделяется в особую группу, т.к. он имеет свою возрастную направленность.

03 сентября 2016

Детский неигровой фольклор

Дразнилки нужны для посрамления противника словом, в них комичность строится на абсурдности ситуации. В них воспринимается смеховой портрет, высмеиваются черты характера. Уловки ставят играющего в неловкое положение.

03 сентября 2016

Хороводные и игровые песни

Хороводные песни — песни, сопровождающие хороводы.

03 сентября 2016

Лирические песни. История жанра. Классификация. Герои песен

Лирические песни охватывают самые разные по происхождению, содержанию и поэтике произведения. 

03 сентября 2016

Частушка. Определение. Происхождение жанра. Классификации

Частушки – короткие рифмованные песенки, состоящие из 2 или 4 строк. Они относятся к лирическому роду поэзии. Их назначение состоит не в описании каких-то событий, а в выражении к ним определённого отношения людей. 

03 сентября 2016

Художественные особенности лирической народной песни и частушки. Сходство и отличие

  • -  В лирических песнях цвет не имеет символическое значение, как в частушках;
  • -  Основная тема в частушках – любовная.
03 сентября 2016

Современное состояние фольклора

В современной науке для исследования новых явлений был введен термин постфольклор.

03 сентября 2016

Фольклор и литература

На всём протяжении исторического развития  русская литература находилась в самых тесных связях с фольклором. 

03 сентября 2016

История фольклористики

Фольклористика определялась то как часть этнографии, то как отрасль литературоведения и музыкознания. Рассматривали её и как вспомогательную дисциплину других наук: истории культуры, социологии.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, от слова «совсем» - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.