Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяУстное народное творчество


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Устное народное творчество

Устное народное творчество, или фольклор — народное творчество, народное искусство. Художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной и закостенелой. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции.

Термин «фольклор» впервые был введён английским учёным Уильямом Томсом в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и так далее), так и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа.

16 февраля 2016 г.
Художественное своеобразие детского фольклора

Первым, кто охарактеризовал содержание, объем и границы понятия «детский фольклор», назвав ею «особым явлением обособленного детского быта и обособленной детской жизни», был Г.С Виноградов/

Виноградов, аллитерация, олицетворение, речь, ритм, слово, стих, формы, язык, заимствованные слова, фольклор, образование слов, потребности, мышление, вид искусства, вопросы по истории, грамматический строй языка, детский фольклор, жанры русской литературы, изменение звуков, изучение произведения, история литературы, лексика, лирика, литература, признаки слова, развитие структуры языка, русский язык, слова русского языка, структура языка, теория литературы, устное народное творчество, формы искусства, что почитать, язык. мышление, определение, структура слова, выразительные средства языка, личность, словарь


17 февраля 2016 г.
Вопросы к экзамену по дисциплине "Устное народное творчество"

Объем понятия "фольклор", "народное творчество", "устное народное  творчество",  "устное народное поэтическое творчество". Фольклор как сфера вербальной духовной культуры. Специфика  фольклора.

эпос, устное народное творчество, проза, детский фольклор, фольклор, формы, слово


20 марта 2016 г.
Объем понятия "фольклор", "народное творчество", "устное народное творчество", "устное народное поэтическое творчество". Фольклор как сфера вербальной духовной культуры. Специфика фольклора

Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации.

речь, слово, формы, фольклор, крестьяне, произведение, архитектура, вариативность, виды социальных групп, драматические жанры, драма, жанры русской литературы, изучение произведения, лирика, литература, устное народное творчество, формы искусства, художественный текст, эпос, определение, обстоятельство, произнесение, сюжет, песня, романс, текст, сказка, виды драмы


03 сентября 2016 г.
Фольклор. Определение. Понятие о предмете. Специфика фольклора

Фольклор – народная мудрость (народное знание). Фольклористика – наука, изучающая фольклор.

слово, формы, фольклор, произведение, вариативность, вид искусства, жанры русской литературы, изучение произведения, устное народное творчество, формы искусства, определение, текст, поэзия


03 сентября 2016 г.
Особенности мировоззрения древних славян. Тотемизм, анимизм, антропоморфизм, культ предков, культ природы, магия, двоеверие

Представления древнего человека были мифологичными. В мифологическую эпоху по-своему воспринимали пространство и время. 


03 сентября 2016 г.
Календарная обрядовая поэзия. Происхождение. Циклизация обрядов

Календарные обряды и их поэзия делятся на четыре цикла соответственно четырём временам года: зимний, весенний, летний, осенний.

происхождение славян, фольклор, поэзия


03 сентября 2016 г.
Зимние календарные праздники и поэзия

Колядки очень архаичны по содержанию, которое определялось их назначением. Основной целью колядовщиков было пожелание хозяевам добра, богатства, благополучия.

композиция, концовка, описание


03 сентября 2016 г.
Весенние календарные праздники и поэзия

В марте были дни, когда полагалось печь ритуальные печенья – жаворонки. С этим печеньем молодые люди выходили на пригорки и «гукали», закликая весну.

знаки


03 сентября 2016 г.
Летние и осенние обряды и поэзия

20 июля – Ильин день. С ильина дня начинается уборка урожая. С особым почетом срываются первые колосья, их зерна считаются целебными. 

поэзия


03 сентября 2016 г.
Виды магии в свадебном обряде

Например,  приехавших от венца жениха и невесту обязательно обсыпали хмелем или зернами, чтобы они были богатыми. 


03 сентября 2016 г.
Основные моменты свадебного обряда

Свадебный обряд – это довольно сложное действо. В ней принимало участие большое количество персонажей, каждый из них изображал определенную роль.

формы


03 сентября 2016 г.
Свадебные чины и их роли в свадьбе

В некоторых местных традициях на свадьбе присутствовал «вежливец» (колдун), бравший на себя магические функции дружки. 


03 сентября 2016 г.
Свадебные причитания. Типы свадебных причитаний. Образ невесты. Символика

Причитания исполнялись до  дня свадьбы. Невеста в них всегда страдающая сторона. Ее символы: растения (цветок, трава), но они всегда растоптаны, птицы (лебедь) – тоже всегда страдают. Символика причитаний всегда связана с бедой, трагедией. 

поэзия, знак


03 сентября 2016 г.
Величальные песни в свадебном обряде. Типичные образы. Роль украшающего эпитета. Символика

Величальные песни – это ритуальные магически произведения, которые должны были обеспечить богатую и счастливую жизнь молодых. Их пели всем гостям.

формы, песня


03 сентября 2016 г.
Корильные песни. Поэтические приемы создания образа

Корильные песни – это своеобразные пародии на величания, ими смешили и веселили гостей.


03 сентября 2016 г.
Приговоры дружки. Раешный стих

На свадьбе дружка – скоморох, колдун, знахарь, распорядитель пира. Его приговоры исполнялись ритмической прозой. Это принято называть раешным стихом.

стих, фольклор, народный стих, рифма


03 сентября 2016 г.
Похоронные и рекрутские причитания

Похоронные обряды являются очень древними по происхождению. Выражение любви к умершему и страх перед грядущим составляют основное содержание всех похоронных причитаний.

семья, описание


03 сентября 2016 г.
Заговор. Определение. Классификация. Художественные особенности

Заговоры – это короткие прозаические устно – поэтические произведения, обладающие, по мнению их исполнителей, силой магического воздействия. 

общественные отношения, определение, композиция


03 сентября 2016 г.
Загадка. Определение. Происхождение. Табу в загадке. Классификация. Художественные особенности. Сборники

Загадка – это хитросоставленный метафорический вопрос. Загадка – это иносказательное описание предмета или явления.

описание, определение, язык, загадка, загадки


03 сентября 2016 г.
Пословицы и поговорки. Определение. Происхождение. Художественные особенности. Другие виды народных афоризмов. Сборник пословиц В.И.Даля

Пословица – малый жанр фольклора; форма изречения, укладывающаяся в одно грамматически и логически законченное предложение, нередко ритмизованное и подкреплённое рифмой. Ей свойственны предельная краткость и простота; отличается большой содержательностью,  представляет собой чёткое суждение, ясное выражение определённой мысли.

предложение, определение, композиция


03 сентября 2016 г.
Сказка. Определение. Общая характеристика. Классификация. Художественные особенности жанра

Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и устойчивостью компонентов. Ей присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения эпизодов, трехступенчатое строение сюжета, введение персонажей, животных и предметов, обычно чудесных, которые помогают герою достигать цели.

слово, рассказ, определение, сказка


03 сентября 2016 г.
Кумулятивные сказки и сказки о животных

Сказки о животных – это своеобразная разновидность сказочного жанра. Это условное название т.к. в них часто действуют и люди, и грибы, иногда и фантастические персонажи. В русском репертуаре их около 10 %.

сюжет


03 сентября 2016 г.
Волшебные сказки

Русский репертуар волшебных сказок складывается в феодальную эпоху и отображает ее. В сказках сформирована своя система персонажей, они типичны.

Система, сказка, система персонажей, сюжет, композиция, русский язык, язык


03 сентября 2016 г.
Новеллистические сказки

Основной сюжетный состав складывался в феодальную эпоху. Приключения героев носят авантюрный характер. Герои в конце сказки добиваются благополучия.


03 сентября 2016 г.
Собирание и изучение сказок. Сборники, Пропп В. Я. о сказке

Перелом в отношении к сказке произошёл только в 18 веке. Пушкин стал записывать сказки первым. 

рассказ, сказка, Пушкин


03 сентября 2016 г.
Былины. Определение. Общая характеристика. Происхождение былин. Историзм. Классификация

Былины – это эпические народные песни о важных событиях древнейшей истории государства. В народе их называли старины, старинки.

гипербола, рассказ, эпос, определение, композиция, завязка, повествование, былина, историзм


03 сентября 2016 г.
Мифологические былины

Мифологические былины как жанр складывались в период становления государства, и в период защиты государства от степных кочевников. По содержанию былины есть не что иное как героический эпос, поскольку его персонажи сражаются с чудовищами и освобождают землю от них.

эпос, былина


03 сентября 2016 г.
Былины об Илье Муромце

В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин – идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг оберегатель русской земли.

речь, произведение, образ русской земли, русь, былина


03 сентября 2016 г.
Былины о Добрыне Никитиче

Характеристика Добрыни показывает развитие индивидуализации образа в былинах.

сюжет


03 сентября 2016 г.
Былины об Алёше Поповиче

Следует подчеркнуть, что прозвище Алёши «Попович» было основанием для того, чтобы в поздних былинах его образ приобрёл отрицательные черты: хитрость, жадность, неверность. Но Алёша – богатырь, и в этом сущность его образа.


03 сентября 2016 г.
Новеллистические былины Киевского цикла

Одной из важных и характерных особенностей киевского цикла служат образы трёх богатырей, действия и судьба которых тесно связаны (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич). 


03 сентября 2016 г.
Новгородские былины

К новгородским былинам относятся былины о Садко, богатом госте и о Василии Буслаеве. Некоторые учёные причисляют к этому циклу и былины о Микуле, а также о Ставре и др.


03 сентября 2016 г.
Баллады. Определение. Классификация. Основные сюжеты и герои. Поэтика

Баллады  - это эпические песни о трагических событиях в личной жизни героев. В балладе речь идет о нравственных проблемах, о любви и верности, о преступление и раскаяние.

речь, рассказ, определение, кульминация, развязка, роман


03 сентября 2016 г.
Духовные стихи. Классификация. Основные сюжеты и герои

Духовные стихи – это народные песни религиозного содержания. Возникли как поэтическое освоение народом христианского вероучения.

гипербола, стих, рассказ, высокий стиль, песня


03 сентября 2016 г.
Исторические песни. Общая характеристика. Древнейшие исторические песни

Исторические песни  - это песни о конкретных исторических событиях. Герои их – исторические лица. Эти песни создавались как отклик на исторические события сразу по следам того или иного события.

речь, песня, историзм


03 сентября 2016 г.
Исторические песни 16 века

Главные герои песен – Иван Грозный и Ермак.

песня


03 сентября 2016 г.
Исторические песни 17 века. Песни, записанные для Ричарда Джемса в 1619—1620 годах

Песни 17 века имеют свой круг героев и сюжеты. В них нашла отображение эпоха смутного времени. 

песня, речь


03 сентября 2016 г.
Исторические песни 18-19 века

В исторических песнях 18-19 вв. преобладает военная тематика. В них появляется новый герой – русский солдат (именно в то время Петр I создал регулярную армию).

историческая песня, песня, рифма, сюжет


03 сентября 2016 г.
Народный театр. История жанра. Источники народного театра. Народный кукольный театр. Раёк

Народный театр, как таковой, формируется в конце XVII-XVIII вв., складывается народный репертуар, идёт развитие. В XX веке он заменяется уже профессиональным театром.

религиозный стиль, речь, формы


03 сентября 2016 г.
Драма «Лодка»

Высоко оценивая «Лодку», фольклористы иногда видят в ней вершину развития русской народной драмы.

Драма «Лодка»


03 сентября 2016 г.
Драма «Царь Максимилиан»

Источниками пьесы были разного рода литературные произведения, наиболее вероятным из них считается «Венец славопобедный мученику Димитрию», написанная в 1704 году, учениками Дмитрия Ростовского ко дню его рождения. В ней много совпадений с «Царём Максимильяном», но всё же учёные полагают, что основным литературным источником надо считать рыцарские романы.

Драма «Царь Максимилиан»


03 сентября 2016 г.
Детский фольклор. Общая характеристика. Жанровый состав детского игрового фольклора

Детский фольклор выделяется в особую группу, т.к. он имеет свою возрастную направленность.

ритм, слово, формы, фольклор, детский фольклор, сюжет, описание, рифма, поэзия


03 сентября 2016 г.
Детский неигровой фольклор

Дразнилки нужны для посрамления противника словом, в них комичность строится на абсурдности ситуации. В них воспринимается смеховой портрет, высмеиваются черты характера. Уловки ставят играющего в неловкое положение.

фольклор, произведение, детский фольклор


03 сентября 2016 г.
Хороводные и игровые песни

Хороводные песни — песни, сопровождающие хороводы.

сюжет


03 сентября 2016 г.
Лирические песни. История жанра. Классификация. Герои песен

Лирические песни охватывают самые разные по происхождению, содержанию и поэтике произведения. 

ирония, слово, язык, произведение, композиция, сюжет, трагедия, развитие действия, предыстория, описание, песня, фарс


03 сентября 2016 г.
Частушка. Определение. Происхождение жанра. Классификации

Частушки – короткие рифмованные песенки, состоящие из 2 или 4 строк. Они относятся к лирическому роду поэзии. Их назначение состоит не в описании каких-то событий, а в выражении к ним определённого отношения людей. 

формы, 1917 г, определение, рифма


03 сентября 2016 г.
Художественные особенности лирической народной песни и частушки. Сходство и отличие
  • -  В лирических песнях цвет не имеет символическое значение, как в частушках;
  • -  Основная тема в частушках – любовная.

слово, формы, язык, произведение, композиция, описание, рифма, песня


03 сентября 2016 г.
Современное состояние фольклора

В современной науке для исследования новых явлений был введен термин постфольклор.

фольклор, определение


03 сентября 2016 г.
Фольклор и литература

На всём протяжении исторического развития  русская литература находилась в самых тесных связях с фольклором. 

формы, фольклор, жанры русской литературы, литература, русская литература


03 сентября 2016 г.
История фольклористики

Фольклористика определялась то как часть этнографии, то как отрасль литературоведения и музыкознания. Рассматривали её и как вспомогательную дисциплину других наук: истории культуры, социологии.

фольклор, общество, история России, история литературы, структура языка, теория литературы, И. В. Киреевский, структура


1 2 Ctrl →


Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.