AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Понятие о литературной критике, ее происхождение. Значение термина «критика»

Понятие о литературной критике, ее происхождение. Значение термина «критика»

Содержание

    В широком общекультурном смысле литературная крити­ка — обозначение восходящей к глубокой древности филологической рефлексии по поводу любого словесно-организованного текста. В со­временной западной культуре понятия «литературная наука» и «лите­ратурная критика» часто совпадают и употребляются на правах сино­нимов.

    В специальном литературоведческом смысле, закрепленном оте­чественной гуманитарной традицией, литературная критика — род литературно-творческой и литературно-коммуникативной деятельно­сти, направленной на понимание и оценку по преимуществу совре­менных словесно-художественных произведений.

    Критика (от греч. kritike—разбор, обсуждение какого-либо предмета, явления, поступка) — род социальных отношений, пред­полагающих высказывания порицательного свойства об избранном объекте.

    Применительно к литературному творчеству говорят о критике общественно-психологических пороков и недугов, присущей искусству сатиры. Сразу же заметим, что литературная критика как род сло­весно-творческой деятельности вовсе не обречена на одно лишь отчетливо выраженное отрицание. Исключение составляют сатириче­ски окрашенные жанры литературно-критических памфлетов, фелье­тонов, пародий, эпиграмм и т.д.

    Литературная критика — литература о литературе. По справедливому заключению Ролана Барта, она «занимает промежуточное поло­жение между наукой и чтением». Литературная критика стремится понять и объяснить художественное произведение, его невыразимые смыслы или предпосылки порождения этих смыслов, она подготавли­вает читателя к встрече с поэзией, целеустремлённо или исподволь на­страивает его на ожидание этой встречи, вступает в диалог с авто­ром-творцом текста, с другими критиками — оппонентами или союз­никами. Критик способствует успеху (равно как отторжению и непри­ятию) нового произведения, созданию или крушению литературных авторитетов, литературной славы и моды.

    В бескорыстном сознании писателя постоянно живы две одновре­менно существующие, отрицающие и питающие друг друга потребно­сти. Одна из них — внутренняя потребность в тайне — в тайне сво­бодного вдохновения, замысла, созидания, рождения литературного произведения. Другая —потребность в публичности, в читательском признании, в литературно-критической оценке. Писатель жаждет уе­динения — ради того, чтобы, в конечном счете, быть прочитанным, услышанным, понятым. «Одиночество в творчестве, — писал А. П. Чехов брату Александру, — тяжелая штука. Лучше плохая кри­тика, чем ничего».

    14.06.2016, 1811 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.