AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Литературоведение и теория литературы

Литературоведение — наука, изучающая художественную литературу как явление человеческой культуры. Главные отрасли: теория литературы, история литературы. Некоторые ученые также выделяют фольклористику, как главную отрасль литературоведения. В литературоведении есть много направлений, в том числе нетрадиционных — психоаналитическое и психиатрическое. Вспомогательными дисциплинами являются библиография, текстология, палеография. 

11 марта 2016

Предметный мир произведения

Предметный мир в литературе - реалии, которые отображены в  произведении , располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени.

07 марта 2016

Композиция литературного произведения

Композиция (от лат. compositio — составление, соединение) — соединение частей, или компонентов, в целое; структура литературно-художественной формы. 

07 марта 2016

Романтизм как литературное направление

Романтизм характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. 

07 марта 2016

Основные направления литературоведческой мысли ХХ века: социалистический реализм, постмодернизм

Академические школы в западноевропейском и русском литературоведении конца XIX века занимали разные, порой, прямо противоположные позиции в отношении проблем литературоведения. 

07 марта 2016

Особенности средневековой литературы (Россия и другие страны)

Зарождение и развитие литературы Средневековья определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.

07 марта 2016

О пародии

«Пародия есть сочинение, в стихах или прозе, сделанное да какое-нибудь сериозное произведение, с обращением его в смешную сторону, посредством каких-либо изменений или совращения от существенного его назначения к предмету забавному»

06 марта 2016

Идейный мир художественного произведения

Обыкновенно в качестве третьего структурного компонента содержания наряду с тематикой и проблематикой называют идею. 

05 марта 2016

Пособие по литературному анализу - тропы, фигуры и прочие средства композиции

Структура произведения, тропы, фигуры речи. 

05 марта 2016

Тропы и фигуры речи. Принципы классификации тропов

Общепринятой классификации тропов всё равно не существует.

05 марта 2016

Стих и проза

О стихах и прозе. 

05 марта 2016

Реформы русского стиха

Начало реформе положил Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769), заложивший основы научного стиховедения в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735).

05 марта 2016

Драма как род литературы

Драматические произведения предназначены для постановки на сцене, этим определяются специфические черты драмы.

05 марта 2016

Лирика как род литературы

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления.

05 марта 2016

Эпос как род литературы

Эпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).

05 марта 2016

Основные эпические жанры

Эпос делится на народный и авторский. Причем народный эпос был предтечей авторского эпоса. Такие примеры эпических жанров как роман, эпопея, повесть, рассказ, очерк, новелла, сказка и поэма, ода и фэнтези в совокупности представляют собой весь массив художественной литературы.

05 марта 2016

Предмет и задачи текстологии

Текстология обобщает принципы, методику и приемы изучения текста, основываясь на сравнительном, историко-литературном, литературоведческом и книговедческом методах исследования. 

05 марта 2016

Основные лирические жанры

Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигаются на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания. 

05 марта 2016

Принципы деления искусства на роды и виды

Виды искусства:
  • пространственные (архитектура, скульптура, живопись, графика);
  • временные (музыка, поэзия);
  • пространственно-временные (танец, театр).
05 марта 2016

Время и пространство в литературном произведении

Художественное пространство и время (хронотоп) - пространство и время, изображенные писателем в художественном произведении; действительность в ее пространственно-временных координатах.

05 марта 2016

Ритм как универсальный способ организации художественного материала

Речевой ритм есть регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции.

05 марта 2016

Народный стих

Строение русского народного стиха до сих пор не изучено вследствие необычайной сложности его форм, резко отличающихся от форм классического стиха; единого общепринятого взгляда на строение народного стиха не существует.

05 марта 2016

Твердые стихотворные формы

От твёрдых форм принято отличать строфы, также обладающие устойчивым набором просодических характеристик, но при этом позволяющие свободное комбинирование и умножение в пределах текста.

05 марта 2016

Проблема историко-литературной периодизации

Задачи истории литературы:

  1. Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения;
  2. Поиски внутренней логики развития литературы.
05 марта 2016

Литература как вид искусства

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.

05 марта 2016

Строфика. Виды строф

Строфика – раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое.

05 марта 2016

Понятие рифмы. Виды рифм

Рифма не является единственным признаком законченности ритморяда; благодаря наличию сильной паузы, конечного ударения и клаузулы конец строки (как ритмической единицы) определяется и без рифмы.

05 марта 2016

Основные тропы (поэтическая семантика)

В современной стилистике к тропам безусловно относят только метафору и метонимию.

05 марта 2016

Стилистические средства в художественной речи

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т. п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т. п.

05 марта 2016

Типы повествования

Типы повествования — это избираемые автором художественного (прозаического, поэтического, драматического, кинематографического, музыкального и др.) произведения способы воплощения сюжета в тексте.

05 марта 2016

Система персонажей

Организованность персонажей литературно-художественного произведения предстает как система персонажей.

05 марта 2016

Предмет и задачи библиографии

Термин «библиография» возник в Древней Греции и первоначально означал «книгописание».

05 марта 2016

Сюжетные и внесюжетные элементы композиции

Композиция в литературоведении — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. 

05 марта 2016

Роман как эпический жанр

Роман - произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. По определению Белинского, роман - "эпос частной жизни" ("Обломов" Гончарова, "Отцы и дети" Тургенева).

05 марта 2016

Баллада как лиро-эпический жанр

Слово «баллада» (balada, также в уменьшительной форме — baladeta) применительно к поэзии впервые регистрируется в рукописях с провансальскими стихами XIII в. 

05 марта 2016

Особенности античной литературы

Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

05 марта 2016

Художественные принципы литературы классицизма

Классицизм – художественный стиль речи и эстетическое направление в художественной литературе XVII-XVIII века, сформировавшийся во Франции в XVII веке,

05 марта 2016

Специфика литературной критики

Литературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения).

05 марта 2016

Реализм как художественный метод

Реализм, по общераспростаненному мнению, есть конкретно-исторический метод, в котором мотивы поступков героев обусловлены обстоятельствами, в которых существует этот герой.

05 марта 2016

Особенности литературы модернизма

Период модернизма считается завершившимся к концу 1930-х годов. На смену модернизму пришёл постмодернизм.

Основоположниками модернизма являются М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс». 

05 марта 2016

История литературы и теория литературы как литературоведческие дисциплины

История литературы (греч historia - рассказ о прошлом и лат litteratura - буквенное письмо) изучает особенности развития художественной литературы в связях и взаимовлияниях, роль отдельных писателей и тво коров в литературном процессе формирование родов, видов, жанров, направлений, течений. 

05 марта 2016

Методы и приемы изучения художественного произведения

Чтение литературного произведения.
 Анализ художественного текста.
 Комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами 

14 февраля 2016

Источниковедение как вспомогательная дисциплина

Предметом источниковедения является исторический источник и методы его поиска и изучения.

14 февраля 2016

Анализ художественного произведения на примере рассказов Чехова

  1. Определить тему, проблему и идею произведения
  2. Указать средства создания художественного образа (тропы, фигуры)
  3. Определить форму повествования, перечислить персонажей, отметив их статус в структуре произведения
14 февраля 2016

Ирония и оксюморон

Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному.

Оксюмороноксиморон (др.-греч. οξμωρον, букв. — остроумно-глупое) — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).

14 февраля 2016

Метафора и сравнение

Метафора (от др.-греч. μεταφορ — «перенос», «переносное значение») — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

 Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. 

04 февраля 2016

Метонимия и синекдоха

Смысл метонимии состоит в том, что она выделяет в явлении свойство, которое по своему характеру может замещать остальные. Синекдоха — вид тропа, в основании которого лежит отношение части к целому. Синекдоха иногда рассматривается как разновидность метонимии.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.