AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Анализ художественного произведения на примере рассказов Чехова. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/325/ (дата обращения: 24.04.2024)

Анализ художественного произведения на примере рассказов Чехова

Анализ художественного произведения на примере рассказов Чехова

Содержание

    Схема анализа:

    1. Определить тему, проблему и идею произведения
    2. Указать средства создания художественного образа (тропы, фигуры)
    3. Определить форму повествования, перечислить персонажей, отметив их статус в структуре произведения
    4. Указать тип конфликта
    5. Охарактеризовать сюжетные элементы (экспозицию, завязку, кульминацию, развитие действия, развязку)
    6. Отметить композиционные приемы

    Пример выполнения:

    «Перед свадьбой»

    1. Тема рассказа: социально-бытовая
        Проблема: социальное неравенство?
        Идея: преувеличение значения чина в быту…

    2. Средства создания художественного образа:
       Тропы:
     — метафора (малодушная психиатрия, а душа зато страсть какая ехидная!)
     — аллегория (Ай да мужчина! Настоящий Вальтер Скотт!),
     — литота (мужчины все дураки, с ними жить не очень-то сладко),
     — метонимия (ума ее никто не видал),
     — эпитет (лысая образина, твой отец; уж больно занослив и горделив; женщина она добрая, но двулично-вольнодумствующая, легкомысленная, жеманственная)
     — дисфемизм (трахнул кулаком),
     — ирония (в уразумении буквы» ?» видит начало и конец всех премудростей)
       Фигуры:
     — анафора (Я такие чувствую чувства, каких вы никогда не чувствовали!),
     — апострофа (и воскликнул: «Чёрт возьми, я любил и люблю ее!»),
     — парономазия (замечательна только тем, что ничем не замечательна),
     — риторический вопрос (Что? Любовь? Какая там любовь?),
     — умолчание (Будут моменты, когда он… Нет, умолчу лучше; она благородная, честная особа, но… шут с ней!),

    3. Форма повествования: безличная, от лица повествователя
       Система персонажей:
     — главные герои: девица Подзатылкина, господин Назарьев
     — второстепенные: мать и отец девицы? (хотя по присутствию…)
     — эпизодические персонажи: гимназист 8 класса, Ванька Смысломалов

    4. Тип конфликта: социально-бытовой

    5. Сюжетные элементы:
     — завязка: помолвка Назарьева и Подзатылкиной
     — экспозиция: представление героев, описание
     — развитие сюжета: монологи матери, отца и Назарьева
     — эпилог: автор делает вывод

    6. Композиционные приемы:
     — монологи: матери, отца и Назарьева
     — антитеза (противопоставление): позиция отца, матери и Назарьева

     

    «Сельские эскулапы»

    1. Тема рассказа: профессиональная, больница в селе
        Проблема: медицинская неграмотность
        Идея: пренебрежение своими обязанностями?

    2. Средства создания художественного образа:
       Тропы:
     — эпитет (чувствительно благодарен)
    аллегория (— Какая же она гризетка! Скажите ей, что она гризетка!)
     — перефраз (Без водки нельзя нашему брату)
     — метафора (в три погибели сморщенная, как бы злым роком приплюснутая; в голове точно камень)
     — гипербола (не умывавшийся и не чесавшийся со дня своего рождения; а денег на чернила две копейки в год дает!),
     — синекдоха, ирония (— А нешто певчий может быть неграмотный? Голова!)
     — метонимия (Животом страдаешь?)
     — олицетворение (болезнь моя произошла)
       Фигуры:
     — умолчание (чтоб вы, с вашего позволения, относительно моего здоровья того…),
     — аттракция? (за отсутствием доктора)
    3. Форма повествования: диалог, безличная
       Система персонажей:
    -главные герои: Глеб Глебыч, Кузьма Егоров – врачи земской больницы
     — второстепенные/эпизодические: Иван Микулов, Михайло Измученков, Марфа Заплаксина, Тимофей Стукотей
     — эпизодические: Микифор Пуголова, кухарка Пелагея

    4. Тип конфликта:?

    5. Сюжетные элементы:
     — экспозиция: описание условий приема больных
     — развитие действия: прием больных
     — развязка в качестве эпилога?: Кузьма Егоров скромно опускает глазки и храбро прописывает Natri bicarbonici, т. е. соды.

    6. Композиционные приемы:
     — противопоставление: врачи и больные
     — повтор: несколько однотипных приемов

     

    «Братец»

    1. Тема рассказа: лицемерие
        Проблема: та же
        Идея: изменение мнения с изменением обстоятельств

    2. Средства создания художественного образа:
       Тропы:
     — сравнение (Лучше реноме потерять, чем сестру родную в погибели видеть)
     — метафора (Плюнь ты на эту анафему толстомордую)
     — эпитет (Вонючим квасом да тухлыми селедками торгует)
     — перефраз (Выходишь по расчету … за свинство…)
     — пафос (Ты благородная, личная дворянка, с образованием, а ведь он квасник, мужик, хам! Хам!)
       Фигуры:
     — риторический вопрос (Ну, а где твои мечтания? А? Боже ты мой, господи! А?)
     — антитеза (ему вчера слово дала, а он сегодня же утром нашу кухарку на пятак обсчитал!)
    3. Форма повествования: диалог, безличная
       Система персонажей:

    4. Тип конфликта: социальный, личностный

    5. Сюжетные элементы:
     — экспозиция: сестра у окна, брат рядгом
     — завязка: обращение брата к сестре
     — развитие: диалог брата и сестры
     — кульминация: приход посыльного от жениха
     — развязка: изменение мнения об этом браке у брата

    6. Композиционные приемы:
     — антитеза: противопоставление жениха невесте
     — усиление: нагнетание братом доводов
     — вводный эпизод: визит посыльного


    «Вор»

    1. Тема рассказа: взаимоотношения людей, изгои общества
        Проблема: проблема социального определения
        Идея: необдуманные поступки ведут к беде

    2. Средства создания художественного образа:
       Тропы:
     — дисфемизм (шатался ссыльный по городу)
     — метафора (его охватило сыростью ночи)
     — сравнение (А улица широкая, что твоя площадь; нос как буравчик; голова его походила на две утиные головы, склеенные затылками)
     — мейозис (Из-под фалды его шубенки)
     — эпитет (Колокола-тенора заливались всевозможными голосами)
     — олицетворение (колокола отбивали звуки)
     — метонимия (Вы ли это? — запищала головка)
       Фигуры:
     — умолчание (- Едва ли это будет удобно… — сконфузился доктор)
     — антитеза (Там теперь под ногами не грязный снег, не холодные лужи, а молодая зелень; там ветер не бьет по лицу, как мокрая тряпка, а несет дыхание весны)
     — бессоюзие (стол, покрытый белой скатертью, с куличами, закусками, водками…)
     — многосоюзие (Без денег она не могла ни жить, ни любить, ни страдать.)
    3. Форма повествования: безличная
       Система персонажей:
     — главный: Федор Степаныч
     — второстепенные: Барабаев, Оля
     — эпизодические: доктор Гурий Иваныч, хозяин квартиры

    4. Тип конфликта: социальный

    5. Сюжетные элементы:
     — завязка Федор Степаныч вышел на улицу
     — экспозиция: опиание того, что происходит на улице
     — развитие: встреча с доктором
     — кульминация: встреча с Барабаевым и Ольгой
     — развязка: ссыльный так и ходит по улицам

    6. Композиционные приемы:
     — вводный эпизод: с птицей в клетке
     — противопоставление: разница в отношении к Барабаеву и Федору Степанычу

     

    «Дочь Альбиона»

    1. Тема рассказа: историческая, интернациональная
        Проблема: проблема взаимодействия людей, говорящих на разных языках
        Идея: различия в воспитании

    2. Средства создания художественного образа:
       Тропы:
     — литота (Отцов прыснул)
     — сравнение, метафора (с выпуклыми рачьими глазами и большим птичьим носом, похожим скорей на крючок, чем на нос)
     — сравнение (сижу, как подлец какой-нибудь, как каторжный; стоит, как чучело)
     — дисфемизм (бельмы на воду таращит; живо по-ихнему брехать научится)
     — метафора (облила его презрением; для детей только и держу этого тритона)
     — перефраз (очутился в костюме Адама)
       Фигуры:
     — зевгма (подкатила прекрасная коляска с каучуковыми шинами, толстым кучером и бархатным сиденьем)
     — инверсия (Удивляюсь, брат, я немало!)
     — мейозис (какой-нибудь аристократишка)
    3. Форма повествования: безличная
       Система персонажей:
     — главный герой: Грябов, помещик
     — второстепенные: Отцов, миссис Тфайс
     — эпизодический: лакей Грябова

    4. Тип конфликта: бытовой

    5. Сюжетные элементы:
     — завязка: приезжает Отцов
     — развитие действия: Отцов едет на реку и разговаривает там с Грябовым
     — кульминация: Грябов раздевается и лезет в воду
    -развязка: англичанке все равно, она ловит рыбу

    6. Композиционные приемы:
     — антитеза: противопоставление воспитания и манеры поведения миссис Тфайс и Грябова
    -усиление: постепенное увеличение жалоб на миссис Тфайс у Грябова


    «Жалобная книга»

    1. Тема рассказа: юмористическая, профессиональная
        Проблема: взаимодействия организаций и людей
        Идея: пусти козла в огород?

    2. Средства создания художественного образа:
       Тропы:
     — сравнение (хоть ты и седьмой, а дурак)
     — эпитет (возмутительное происшествие)
       Фигуры:
     — умолчание (Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка… (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим… (зачеркнуто))
     — солецизм (грубости в отношении моей жене)
     — плеоназм (жительство имею в имении)
     — антитеза, паралеллизм (Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя)
    3. Форма повествования: цитатная/тезисная, безличная
       Система персонажей: отсутствуют?


    4. Тип конфликта: социальный

    5. Сюжетные элементы:
     — экспозиция: показывается место, где лежит книга

    6. Композиционные приемы:
    монтаж?
     — повтор одинаковых элементов (цитат)

    «Загадочная натура»

    1. Тема рассказа: метанья личности
        Проблема: несогласованность с самим собой
        Идея: само.. обман?

    2. Средства создания художественного образа:
       Тропы:
     — сравнение (то поднимается, то опускается, точно ладья среди волн)
     — эпитет (улавливает эту эксцентрическую, загадочную натуру)
     — пафос (— О, я постигаю вас!;)
     — метафора, перефраз (борьба за кусок хлеба)
     — гипербола? (Не вас целую, дивная, а страдание человеческое!)
     — олицетворение (счастье стучится ко мне в окно; локомотив свищет и шикает)
       Фигуры:
     — экзергация (— Говорите! Умоляю вас, говорите!)
     — умолчание (Мать же… Да что говорить!)
     — мезархия или анафора? (Я несчастна, несчастна, несчастна!)
    3. Форма повествования: безличная
       Система персонажей:
     — главный: дамочка
     — второстепенный?: писатель Вольдемар

    4. Тип конфликта: социально-классовый

    5. Сюжетные элементы:
     — пролог: место действия — вагон
     — экспозиция: описание купе, в котором все происходит
     — развитие действия: разговор дамочки и Вольдемара
     — развязка: фраза о том, что был другой богатый старик
     — эпилог: поезд – мчится, дамочка – не меняется

    6. Композиционные приемы:
     — монолог: дамы о ее нелегкой судьбе
     — противопоставление: себя, воздушной, — этому жестокому миру денег и славы…

    14.02.2016, 26501 просмотр.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.