AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Твердые стихотворные формы

Твердые стихотворные формы

Содержание

    Твёрдая форма — совокупность тех или иных характеристик стихотворения (метрических, строфических, рифменных и др.), являющаяся устойчивой (константной) в рамках национальной или интернациональной поэтической традиции и объединяющая обладающие этими характеристиками тексты в единый тип (парадигму) с точки зрения автора и читателя. «Форма, введённая одним поэтом или (чаще) группой их, становится твёрдой (канонической) с того времени, когда она, во-первых, принимается другими поэтами (элемент выживаемости) и, во-вторых, изучается специалистами» (Иван Рукавишников).

    От твёрдых форм принято отличать строфы, также обладающие устойчивым набором просодических характеристик, но при этом позволяющие свободное комбинирование и умножение в пределах текста. В то же время устоявшиеся строфы способны автономизироваться и превращаться в твёрдую форму, и наоборот, устоявшиеся твёрдые формы могут функционировать как строфы в текстах более сложной структуры, в том числе также являющихся твёрдыми формами.

    Иногда твердые формы — правила повтора стихов, периодов или их частей на определенном месте. В стиховедении твёрдые стихотворные формы традиц. рассматриваются в разделе "строфика".

    Подобно строфам, твёрдые стихотворные формы основаны на заданной предсказуемости формальных элементов, но, в отличие от строф, которые актуализируют внутристиховую связь групп стихов, соотнося их друг с другом, твёрдые стихотворные формы ориентируют на установление межтекстовых связей, соотнося структуру данного текста с другими текстами аналогичной структуры. Четкой границы между строфами и твёрдой стихотворной формой нет, в стиховедении различают и переходные формы, в которых степень строгости организации стихотворного текста не дает достаточных оснований для отнесения их к той или иной категории. В подобных случаях их описание как особых строфических форм или как твёрдых стихотворных форм объясняется устоявшейся научной традицией (иногда восходящей к нормативным поэтикам).

    По строгости организации твёрдые стихотворные формы принято разделять на несколько групп:

    1.  Твёрдые стихотворные формы, в которых объем текста, способ рифмовки и строф, построение канонизированы (сонет, венок сонетов, триолет, рондо, рондель, секстина);
    2.  Твёрдые стихотворные формы, в которых объем канонизирован, строфы — не вполне (баллада);
    3.  Твёрдые стихотворные формы, в которых объем не фиксирован, строфика фиксирована (терцины, вилланель, ритурнель);
    4.  Твёрдые стихотворные формы, в которых объем и строфика строго не фиксированы (канцона).

    Большинство твёрдых стихотворных форм европейской поэзии формируется в средние века и окончательно канонизируется в эпоху Возрождения. Некоторые — заимствуются с Ближнего (газель, рубаи) или Дальнего (танка, хокку) Востока.

    Освоение русской поэзией европейских твёрдых стихотворных форм начинается в эпоху классицизма; одними из первых были заимствованы твёрдые стихотворные формы с давно устоявшимся каноном и допущенные в систему классицизма (прежде всего французские), хотя и на правах поэтических мелочей. В середине 18 в. почти одновременно в России появляются сначала переводные, а следом и оригинальные сонеты, триолеты и рондо, причем, быстро осваивая европейский канон, русские поэты уже во 2-й половине 18 в. активно экспериментируют с этими формами.

    Новый этап освоения европейских твёрдых стихотворных форм связан с романтизмом; интерес русских романтиков к итальянскому Возрождению вызывает появление в России первых терцин и неизвестных ранее итальянских и английских сонетов. Настоящий расцвет твёрдых стихотворных форм приходится на начало 20 в., когда не только возрождаются уже известные русской литературе сонет, рондо, триолет, терцины, секстина, но и осваиваются другие европейские твердые стихотворные формы — баллада, вилланель, канцона, венок сонетов. Этот период отмечен и обращением русских поэтов к твёрдым стихотворным формам восточной поэзии, воспринятым главным образом через европейское посредничество, — газель, пантум, рубаи, танка, хокку.

    Освоенные формы нередко становятся объектами многочисленных поэтических экспериментов; необычайный интерес к ним выливается и в попытки создания оригинальных твёрдых стихотворных форм, большинство из которых принадлежат И. Северянину ("миньонет", "дизель", "кензель" и др.). В современный период лишь сонет остается образцом для оригинальных произведений, другие твёрдые стихотворные формы — за редчайшими исключениями — используются в переводах и стилизациях.

    Типы твёрдых форм

    • Баллада
    • Баллата
    • Венок
    • Вилланель
    • Виреле
    • Газель
    • Гекзаметр
    • Глосса
    • Децима
    • Дистих
    • Касыда
    • Лимерик
    • Нонет
    • Октава
    • Онегинская строфа
    • Пантум
    • Ритурнель
    • Рондель
    • Рондо
    • Рубаи
    • Секстина
    • Септет
    • Сонет
    • Танага
    • Танка
    • Терцины
    • Триолет

    О некоторых из них можно даже прочитать здесь.

    05.03.2016, 3507 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.