AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Методы и приемы изучения художественного произведения. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/1281/ (дата обращения: 29.03.2024)

Методы и приемы изучения художественного произведения

Методы и приемы изучения художественного произведения

Содержание

    В практике распространена общедидактическая клас­сификация методов, предложенная И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, в основе которой - степень познавательной активности в учебном процессе:

    1.  Догматические методы: материал заучивается без обя­зательного понимания.
    2.  Репродуктивные: материал не только заучивается, но и воспроизводится.
    3.  Объяснительно-иллюстративные: материал разъяс­няется, иллюстрируется примерами, демонстрируется и должен быть понят учениками.
    4.  Продуктивные методы: материал должен быть не толь­ко понят, но и применен в практических действиях.
    5.  Эвристические, частично-поисковые методы: отдельные элементы нового знания добывает сам ученик посред­ством целенаправленных наблюдений, путем решения познава­тельных задач, проведения эксперимента и пр.
    6.  Проблемные методы: умение осознать проблему, а в от­дельных случаях - и поставить ее, внести вклад в ее разрешение.
    7.  Исследовательские методы: высший уровень позна­ния, приближающийся к деятельности научного работника, но в условном ключе субъективно-творческих задач (новое научное знание субъективно ново лишь для ученика, играющего роль ис­следователя).

    Высшие ступени в этой типологии (5-7-й методы) вносят творче­ский элемент в деятельность обучающегося через накопление материала, его осмысление, обобщение: самостоятельно выводится новое зна­ние.

    Применение методов высших рангов на протяжении ряда лет обучения обеспечивает умственное развитие. По мнению М.Н. Скаткина (1971), XX век - это век освоения поисковых методов, хотя чис­ленно пока преобладают объяснительно-иллюстративные.

    В.Г.МАРАНЦМАН выделил 5 методов изучения литературного произведения, с учетом спе­цифики предмета литературы и характера общения учащегося с лите­ратурным произведением:

    1.  Чтение литературного произведения.
    2.  Анализ художественного текста.
    3.  Комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-крити­ческие статьи, научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т.д.).
    4.  Претворение литературного произведения в других видах ис­кусства (музыка, живопись, театр, кино и др.).
    5.  Литературное творчество учащихся по мотивам литературных произведений или собственных жизненных впечатлений.

    Прием изучения литературы — это конкретная операция, которую совершает читатель в процессе освоения идеи произведения, применения метода на практике, в конкретной ситуации.

    Первая функция приема в обучении — быть средством постиже­ния художественного произведения. Поэтому выбор приема опреде­ляется:

    • 1) родом и жанром художественного текста и другими его осо­бенностями;
    • 2) особенностями восприятия произведения и уровнем ли­тературного развития учеников, их возможностями (т. е. целями и задачами урока, которые должны быть решены в ходе анали­за);
    • 3) профессиональными склонностями самого учителя.

    В процессе решения задач прием выполняет свою вторую функцию — становится средством формирования аналитических умений, приобретения литературоведческих знаний (на уровне пред­ставлений) и читательского опыта.

    Структура анализа художественного произведения (упрощенная)

    1. Определить тему, проблему и идею произведения
    2. Указать средства создания художественного образа (тропы, фигуры)
    3. Определить форму повествования, перечислить персонажей, отметив их статус в структуре произведения
    4. Указать тип конфликта
    5. Охарактеризовать сюжетные элементы (экспозицию, завязку, кульминацию, развитие действия, развязку)
    6. Отметить композиционные приемы

    Методы и приемы изучения художественного произведения

    Опираясь на совокупность научных способов познания литературы, адаптируя их к своим целям и задачам, творчески трансформируя искания методистов прошлого, современная методика изучения литературы выработала свою систему методов работы с художественным произведением, в которой ведущими являются следующие:
    • • чтение литературного произведения;
    • • анализ художественного текста;
    • • комментирование литературного произведения контекстными (внетекстовыми) материалами;
    • • претворение литературных произведений в других видах искусства;
    • • изучение произведения в контексте творчества писателя или сравнительно с произведениями других авторов;
    • • литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учащихся.
    Если взять за основу классификации способы работы с текстом художественного произведения, то в современной практике преподавания литературы наибольшее распространение получили следующие методы:
    • • проблемно-тематический, предполагающий изучение художественных произведений на основе его тематики и проблематики;
    • • аналитический, в основе которого – использование приемов анализа художественного произведения, направленных на выявление его идейного содержания и художественного своеобразия;
    • • интерпретационный, сущность которого заключается в истолковании смысла художественного произведения сквозь призму множественных вариантов восприятия;
    • • исследовательский, имитирующий научное исследование по основному способу деятельности;
    • • интертекстуальный, выявляющий множественные связи данного художественного произведения с другими текстами и явлениями культуры;
    • • интегрированный, в основе которого – изучение произведения с использованием других наук и искусств;
    • • синтетический, соединяющий различные методы и приемы.
    Основное внимание в процессе литературного образования уделяется работе со словом в контексте художественного произведения, позволяющей сформировать у учащихся представления:
    • • о литературе как искусстве слова;
    • • художественном тексте в теоретико-литературном аспекте;
    • • слове как социокультурном знаке, смысл которого актуализируется в каждом конкретном художественном тексте.
    Работа, проводимая в данных направлениях, станет также основой и способом:
    • • совершенствования знаний, умений и навыков в области языка;
    • • развития устной и письменной речи;
    • • развития орфографической зоркости.
    Организация работы со словом может осуществляться на всех этапах изучения художественного произведения в рамках системы занятий с использованием самостоятельной деятельности учащихся. Работа со словом может происходить в процессе:
    • • выразительного чтения учителя, мастеров художественного слова, учащихся;
    • • историко-культурологического комментария;
    • • подготовки учащихся к устным ответам на вопросы;
    • • письменных ответов на вопросы учителя;
    • • выполнения различных заданий на уроке;
    • • интерпретационной деятельности учащихся;
    • • проектной деятельности учащихся;
    • • написания сочинения.
    Большую роль в организации работы со словом в контексте художественного произведения играет самостоятельная деятельность учащихся, которая:
    • • способствует развитию сформированных на уроке знаний, умений и навыков анализа и интерпретации художественного текста;
    • • создает дополнительные ситуации для применения полученных на уроке знаний, умений и навыков анализа и интерпретации художественного текста;
    • • способствует постижению художественного текста в эстетическом аспекте в соответствии с читательскими и исследовательскими интересами и потребностями учащихся.
    Очень эффективным является изучение художественного произведения во взаимосвязи с другими видами искусства в целях:
    • • формирования эстетического восприятия художественного произведения;
    • • формирования представления о художественном произведении, творчестве писателя, периоде развития литературы в контексте мировой культуры.
    Активизация взаимосвязи литературы с другими видами искусства может осуществляться:
    • • в рамках системы уроков в качестве историко-культурного фона при изучении обзорных тем, биографического материала, а также на всех этапах изучения художественного произведения;
    • • в рамках системы уроков и как основа самостоятельной деятельности учащихся в качестве учебного задания, построенного на сопоставлении художественного произведения и его интерпретаций в других видах искусства;
    • • как образец для реализации собственной интерпретации художественного произведения.
    Источником информации для работы в данном направлении может послужить также внеучебная работа.
    Еще одним важным методом обучения литературе является изучение литературы в контексте междисциплинарных связей с целью:
    • • формирования и развития всесторонне развитой личности;
    • • формирования и развития представления художественного произведения, творчества писателя, периода развития литературы в историко-культурном контексте;
    • • создания учебной ситуации, позволяющей применить полученные в рамках изучения какой-либо смежной дисциплины знания, умения и навыки в новых условиях.
    Междисциплинарные связи литературы могут осуществляться:
    • • на занятии при изучении обзорных тем, биографического материала, а также на всех этапах изучения художественного произведения (наибольшей степенью реализации междисциплинарных связей характеризуется интегрированный урок);
    • • как основа самостоятельной деятельности учащихся.

    05.03.2016, 31135 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.