AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Проблема историко-литературной периодизации. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/problema-istoriko-literaturnoi-periodizatsii/ (дата обращения: 29.03.2024)

Проблема историко-литературной периодизации

Проблема историко-литературной периодизации

Содержание

    Литература – процесс собственных исторических закономерностей.

    Задачи истории литературы:

    1. Задачи, связанные с изучением отдельного художественного произведения;
    2. Поиски внутренней логики развития литературы.

    Изучение одного произведения:

                - собрать все факты, связанные с одним произведением, и систематизировать их (для этого необходимо знание эпохи). Принцип историзма. Умение отстраняться от современности, широкая эрудиция, умение «вживаться» в эпоху.

                - изучение биографии писателя

                Летопись жизни и творчества (несколько томов), по сути – большая таблица (дата-событие-источник). Только факты.

                Критико-биографический очерк – сочетание биографии с анализом творчества (биография прерывается анализом произведений).

                - изучение самого произведения

                Творческая история произведения – это изучение его постепенного формирования от авторского замысла до окончательного текста (далее – см. 2 билет).

    История литературы как процесса:

                Изучает все произведения, их возникновение и функционирование.

                Задачи:

                - изучить определенный период творчества писателя;

                - описать творческий путь писателя в целом;

                - история определенного периода в развитии национальной литературы;

                - построить историю национальной литературы (Например, «История литературы» в 10 т. – 1950е гг., в 4 т. – 1980е гг.), но такие попытки быстро устаревают. Написание истории литературы – коллективный труд;

                - построение истории всемирной литературы; фольклористы обнаружили повторяющиеся у разных народов мотивы и сюжеты => появился вопрос – нет ли общих закономерностей в развитии литературы и фольклора (ведь есть народы, не контактирующие друг с другом);

                - сравнительное литературоведение (компаративистика);

                - литература понимается как отражение социальных процессов.

    Часто историю литературы описывают как историю литературных направлений. Литературные направления начинаются с XVII в.

    1.       Барокко. Симеон Полоцкий.
    2.       Классицизм. В Европе – XVII в., в России – XVIII в. Самое четкое направление (строгие каноны и т.п.). Ломоносов, Сумароков, Державин, Фонвизин.
    3.       Сентиментализм. В Европе – 2я половина XVIII в. (Жан Жак Руссо), в России – конец XVIII в. (Карамзин).
    4.       Романтизм. В России – начало XIX в. (Жуковский, молодой Пушкин, Лермонтов, Батюшков).
    5.       Реализм. 40е гг. XIX в. – одновременно. В Европе – Флобер, Бальзак, Диккенс, в России – Толстой, Достоевский, Гончаров, Чехов, Тургенев.
    6.       Символизм. Нач. XX в. Европа – Рэмбо (Франция), Россия – Блок, Белый, Бальмонт, Гиппиус, Брюсов
    7.       Авангард (постсимволизм). Множество отдельных литературных групп. Футуризм: Маяковский, Хлебников, Бурлюк. Акмеизм: Ахматова, Гумилев, Мандельштам.
    8.       Социалистический реализм. «Второй классицизм» (также строгие нормы). Шолохов, Горький, Н. Островский, К. Симонов.
    9.       Постмодернизм. В Европе – 60е гг. XX в., в России – 80е гг. XX в. (Пелевин, Сорокин, Рубинштейн).

    В 19 веке возникает идея: говоря о литературном процессе, нужно выяснить периодизацию.

    Первую периодизацию предложили романтики: 1) литература древних (южная). Характеризовалась распространённостью произведений с внехудожественными функциями (религиозно-культовой, ритуальной, деловой), преобладание устного словесного творчества над письменностью; неустойчивость текстов (размытость границ между оригинальной и переводной письменностью; 2) новая литература (северная, романтики): классическая, подражательная, новая. Письменность – доминирующая форма, активизируется индивидуальность автора.

    Периодизация И.Тена (социально-эстетическая): 1) античная литература (ведущий вид искусства – скульптура), 2) феодальная и христианская (средние века – готическая архитектура), 3) дворянской и сословной монархии (классицистическая – трагедия), 4) промышленной демократии, управляемой науками (романтическая – музыка). Чередование направлений (идея стиля): античность, Средние века, Возрождение, барокко, классицизм, романтизм, реализм, модерн, постмодерн.

    Периодизация «Новой исторической поэтики» (опора на тип сознания и призму категорий):

    1) Архаическая (до Гомера) – влиятельна фольклорная традиция, мифологическое сознание. Время традиционалистское (лучшее по традиции), дорефлективного творчества (искусство себя не понимало, нет своих теорий, «поэтика без поэтики». Можно говорить только о категории жанра.

    2) С Гомера до 18-19 в. Эпоха рефлективного традиционализма. Риторическое, нормативное сознание. Пишут в соответствии со сложившимися канонами. Сила традиций не ослабевает; литература способна себя описывать (появление поэтик, грамматик – теория), отсутствие исторического мышления. Присутствуют все 3 категории (до Возрождения главенствует стиль, в эпоху классицизма – жанр; автор - на второстепенных ролях).

    3) С эпохи Просвещения и романтизма – нетрадиционалистская, рефлексивная литература. Эпоха индивидуально-авторских стилей (индивидуальность, новация). На первом плане - категория автора (автор-творец).

    Что-то похожее на проблему периодизации русской литературы можно увидеть вот здесь.

    05.03.2016, 3410 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.