Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяЛитературоведение и теория литературыПринципы деления искусства на роды и виды


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Принципы деления искусства на роды и виды

Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всегочеловечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.

Деление искусства на роды, виды и жанры

Виды искусства - различные исторически определенные системы художественных выразительных средств, отличающиеся способами создания произведений искусства, своеобразием художественной образности и языка выражения и понимания художественно­эстетического смысла. Многообразие видов искусства определяется многообразием аспектов действительности, отображаемых с помощью различных средств художественной выразительности, наличием различных материалов, техник и технологий создания художественных произведений, служащих основой формирования языков искусства, различными способами обретения и передачи эстетического смысла и развившимися на их основе различными способами художественного мышления.

За конкретными видами искусства стоят типы художественной выразительности, систематизация которых составляет особую проблему в искусствознании и эстетике. Один из первых способов такой систематизации предложен Г. Э. Лессингом (18 в.) и основывается на дифференциации способов развертывания художественного содержания. 

Виды искусства:

  • пространственные (архитектура, скульптура, живопись, графика);
  • временные (музыка, поэзия);
  • пространственно-временные (танец, театр).

Наиболее распространенная систематизация видов искусства основывается на сопоставлении способов создания художественного образа. Основные виды искусства объединяются здесь с помощью следующих категорий:

  • изобразительные (скульптура, живопись, графика);
  • выразительные (музыка, архитектура, танец);
  • изобразительно-­выразительные (литература, словесное творчество);
  • синтетические виды искусства (театр, кинематограф и др.) - такие виды, где в одном произведении объединяются выразительные средства и возможности разных видов искусства (художественный синтез).

Особое место в этой систематизации играют искусства, образующиеся на грани собственно художественной деятельности и внеэстетической, утилитарной практики, где большую роль, тем не менее, играет применение художественно-эстетических мотивов и элементов. Это так называемые прикладные искусства - декоративно-прикладные виды и дизайн.

Декор это украшение - система дополнительных выразительных элементов при создании органично-синтетических художественных образов в архитектуре, чаще всего орнаментально-изобразительного типа (например, капители колонн и др.), одежде, мебели, интерьере. Иногда декор как часть архитектурных форм непросто отличить от особого декоративного рельефа и декоративной скульптуры, дополняющей здания, входящей в состав композиций, и архитектурно-парковых ансамблей. Декоративно-прикладное искусство как вид народного и профессионального творчества имеет фундаментальное сходство с дизайном.

Иногда в качестве отдельной группы выделяются сценические и зрелищные виды искусства, традиционной исторической основой которых выступал театр.

Наиболее удачной, с точки зрения эстетической теории, представляется типология видов искусства как систем художественного мышления, в каждой из которых первичной основой для создания многослойного эстетического содержания выступают разные уровни образования смысла в художественном сообщении.

В музыке это слой непосредственной ощутимой данности, на основе которого выстраиваются, как опосредованные и вторичные, все другие слои, - это слой простого чувственного факта - звучания, интонирования. Именно он здесь непосредственно понятен, ведь звук - это вибрация, непосредественно апеллирующая к человеческой эмоциональности, находящая, как правило, непосредственный активный отклик. Но на основе этой первичной, непосредственно-элементной понятности могут - весьма опосредованно - моделироваться и образные ассоциации, и настроение и характер (героя), и коммуникативная интенция автора.

В изобразительных искусствах такой первичной основой непосредственной данности- понятности выступает слой целостного художественного образа - в традиционном искусстве жизненно узнаваемого, а в экспериментально-авангардистском - сконструированного, - подобного такому типу цельного образа, который традиционно присущ формам архитектуры. Требуется усилие внимания, воспитание вкуса и даже художественное образование, чтобы выявить в подоснове этого простого целостно узнаваемого образа относительно автономную выразительность цвета и линий - выразительность чувственного факта. Требуется конструктивное прочтение, чтобы выявить смоделированное на основе образной очевидности фабульное содержание (жизнь героя) и авторский замысел.

Для словесного творчества, берущего свои истоки в архаическом мифе и нашедшем свое классическое воплощение в художественной литературе, базовый слой первичной очевидности связан с прямым, непосредственным выявлением личности героя, представляемой прежде всего его именем. Ведь феноменология имени - основа словесного мышления. Все прочие слои художественного сообщения здесь выстраиваются опосредованно, через сеть метафор и метонимий, образующих взаимоотсылающую систему элементов и связей словесного языка. Соотношения слов играют образными контекстами и звуковыми ассоциациями - но ведь это вторично для логики слова как таковой. Через соотношения слов за слоем образов и событий, за движением чувств и событий угадывается коммуникативная интенция автора.

Для такого вида искусства, как театр, первичной и специфической основой выступает перевоплощение актера; именно здесь наиболее непосредственно представлен сам автор художественного сообщения - в элементарной простоте этой логики он же актер, перевоплощающийся в своего героя. Личность автора - это тот глубинный смысловой уровень, который в других видах искусства открывается только как итог всего сложно организованного сообщения; но именно он прямо и непосредственно перед нами в театре. Именно актер - это не только исполнитель и интерпретатор, но и автор игры - субъект самого перевоплощения - незаменимый соавтор автора текста пьесы, непосредственно и очевидно предстающий перед зрителем, и только через систему опосредующих условностей и действий передающий чувственно-ассоциативную ауру, образный строй сообщения и характер действий своего героя, вплетающихся в коллизию пьесы, смысловой основой которой является судьба героя. (В античном театре, как и в театре времен Шекспира, как и, тем более, в народном бродячем театре, автор пьесы сам участвовал в спектакле в качестве актера).

Система видов искусства построена в данном типе систематизации на основе единства художественного мышления как смыслообразующей суперсистемы. Фактор такого единства объясняет тогда и феномен художественного синтеза, где средства выразительности представлены как взаимодополнительные.

Принято деление на виды в свою очередь и внутри каждого вида искусства. Как правило, при этом основой систематизации является техника создания произведения искусства. Например:

Рельеф - вид скульптуры, где объемное изображение создается в виде выступающих над поверхностью плоскости и углубленных в нее форм. Подразделяется на барельеф - низкий рельеф, где объемность форм передается условно минимализованно. В некоторых случаях эта форма изображения близка к графике (древнеегипетский рельеф), поскольку основной способ создания объемного изображения здесь - прорезание основных линий и контуров фигур при незначительных намеках на объемность форм. Часто применяется в мелко пластике (медали, камеи, декоративные предметы, в том числе выполненные в технике чеканки). Горельеф - высокий рельеф, где переданные в верных объемных соотношениях фигуры выступают более чем на треть над поверхностью. Часто горельеф в отдельных деталях изображения переходит к полнообъемным формам. (рельефы Месопотамии, Ассирии, Древней Греции, Индии, Рима и др.)

Гравюра - вид графики, где изображение является печатным оттиском рельефно выполненного рисунка, общее понятие для техник станковой графики (эстампа), среди которых ксилография, линогравюра, офорт, литография и др., и самих произведений- оттисков. Возникла на рубеже 14-15 вв. и послужила техническим прообразом книгопечатания. Различные техники эстампа постепенно появлялись позже.

Майолика - вид керамики, изделия из цветной глины, покрытой глазурью. В эпоху Возрождения известны рельефные композиции из майолики, авторство которых принадлежит знаменитому семейству мастеров делла Роббиа.

Коллаж (от фр. Collage - наклеивание - прием и техника в изобразительных и декоративных искусствах, позволяющая комбинировать разные материалы и даже цельные объекты в композиции произведения.

Монументальное изобразительное искусство - произведения живописи и скульптуры, связанные с произведениями архитектуры или с условиями места, где размещаются; отличаются масштабностью форм, обобщенными чертами изображений, порой абстрактным символическим характером (мемориальные монументы). В настенной монументальной живописи в древности применялся прием росписи по сухой штукатурке (аль-секко), а затем - с позднего Средневековья - по сырой штукатурке (аль-фреско), давший название всему виду живописи - фреска. Произведение живописи или рельефа, созданное отдельно, но предназначенное заполнить большой участок стены носит название панно.

Жанры в искусстве

Жанры - вариант подвидового деления, по-разному осуществляемый в различных видах искусства (genre - по-французски род).

  • В изобразительных искусствах понятие жанра означает обобщенное выражение устойчивых тем искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина, бытовой жанр, анималистика и др.
  • В музыкальном искусстве понятие жанр связывается с фактором предназначения, принадлежности данной музыки, а так же с категориями музыкальных форм. Основные жанровые сферы здесь - танцевальная музыка, вокально-хоровая музыка, культовая музыка, театральная музыка, симфоническая музыка, эстрадная музыка, музыкальный фольклор - с множеством подразделяемых в них конкретных жанров.
  • В словесном творчестве жанр определяется через способ передачи содержания, порой через масштаб произведения и его формальную организацию. Жанр здесь тесно связан с основными родами художественного творчества.
  • В устном словесном творчестве это эпос (в частности, сказка, былина и т.п.), загадка, поговорка и др.
  • В литературе - поэма, стихотворение, рассказ, повесть, роман, эссе, включающие более мелкое жанровое деление.
  • В зрелищных искусствах выделяются сценические жанры - драма, подразделяемая на трагедию, комедию, фарс, мелодраму, кинематографические жанры, часто выделяемые по принципу тематики, отчасти по принципу эстетической цели - комедия, фантастика, детектив, триллер, исторический жанр и др.
  • В архитектуре основная жанровая принадлежность определяется назначением зданий (дворцовая архитектура, культовая архитектура, гражданская архитектура и др.).

Род в искусстве

Род в искусстве - понятие, выражающее способ подачи автором смыслового содержания в художественном произведении, определяющий предметные сферы искусства, характер создания и понимания художественных сообщений. Основные роды творчества в искусстве - эпос, лирика и драма.

Приоритетные предметные сферы различных родов творчества таковы: для эпического это объективное бытие, описываемое автором как бы при взгляде со стороны, для лирического - внутренний мир субъекта, его переживания, выражаемые непосредственно от лица автора, для драматического - это взаимодействие субъектов в деятельности и борьбе.

Данные роды художественного творчества прослеживаются почти во всех видах искусства, хотя и имеют в каждом из них свою специфику. Роды творчества ведут свое происхождение из разных видов искусства: лирика - из музыки, пения, драма - из сферы театра, эпос - из словесного творчества.

Большую роль в спецификации родов творчества играет формальное соотношение автора и героя произведения: в эпосе они разведены - автор остается вне повествования о герое; в лирике сам автор выступает как герой, как бы - часто условно - заменяя его собою; в драме автор, напротив, действует не прямо, а через героя, перевоплощается в него, говорит от его имени. При этом наличие взаимодействия между героями - не единственный признак драмы: акт перевоплощения автора-актера в героя уже создает характерный эстетическое напряжение драматического рода - передачу коллизий судьбы героя при выраженном авторским сочувствии или с при ироничной отстраненности.

1687
05.03.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.