AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: История фольклористики. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//151/istoriya-folkloristiki/ (дата обращения: 20.04.2024)

История фольклористики

История фольклористики

Содержание

    Фольклористика, наука о фольклоре (народном творчестве). В зависимости от научных представлений о предмете фольклористики изменялись и её границы, и её место среди других наук.

    Фольклористика определялась то как часть этнографии, то как отрасль литературоведения и музыкознания. Рассматривали её и как вспомогательную дисциплину других наук: истории культуры, социологии.

    Постепенно Фольклористика становится самостоятельной искусствоведческой наукой, формируется её структура, разрабатываются методы исследования.

    Фольклористика изучает словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс. Возникновению фольклористики предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произведений фольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторов разных стран.

    Научному интересу к фольклору в Европе способствовала деятельность просветителей 18 в. В России традиции просветительства по-новому возродились в фольклористической концепции революционных демократов 19 в.

    Изучение народного творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле которого появляется особое направление фольклористики – мифологическая школа (братья В. и Я. Гримм).

    В 19 – начале 20 вв. основными направлениями мировой фольклористики были:

    • - миграционная теория (теория заимствований – Т. Бенфей),
    • - антропологическая школа ("самозарождения сюжетов теория" – Э. Б. Тайлор),
    • - этнопсихологическая школа (В. Вундт),
    • - географо-историческая (финская) школа (Ю. и К. Круны).

    Крупнейшие представители фольклористики в России: А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, Александр Н. Веселовский, П. В. Киреевский, А. Н. Пыпин и др.

    В 20 в. особенно распространено социологическое изучение фольклора, которое в России оформилось в т. н. историческую школу (В. Ф. Миллер). Оставаясь в методологическом отношении в пределах эволюционизма и позитивизма, названные направления вместе с тем знаменовали последовательные ступени прогрессивного развития фольклористики.

    Идеалистические тенденции в фольклористике 20 в. в наибольшей степени выражены в психоаналитических, неомифологических и магически-ритуалистических школах западно-европейской и американской фольклористики.

    С середины 1950-х гг. характерным направлением мировой фольклористики оказался структурализм (К. Леви-Строс), распространение которого сопровождается острой дискуссией.

    Диалектико-материалистическое изучение фольклора, берущее начало в трудах классиков марксизма, разрабатывалось П. Лафаргом, Ф. Мерингом, А. Грамши, Г. В. Плехановым, А. В. Луначарским, М. Горьким, многими советскими фольклористами, зарубежными исследователями-марксистами. Среди основоположников советской фольклористики – М. К. Азадовский, В. М. Жирмунский, К. В. Квитка, Б. В. Асафьев, В. Я. Пропп, Б. М. и Ю. М. Соколовы.

    Марксистская фольклористика в СССР и социалистических странах изучала фольклор как социально обусловленный, исторически развивающийся специфический вид творческой деятельности народных масс, исследовала национальное своеобразие и взаимодействие фольклора разных народов, особое внимание уделяя отражению в народном творчестве действительности, национально-освободительной и революционной борьбы, судьбам фольклора в современных условиях, способствование усвоению прогрессивных народных традиций в искусстве социалистического общества.

    Большой размах приобрела собирательская работа с применением новой методики, технических средств записи и расшифровки. Тенденция к комплексному изучению разных видов народного творчества создаёт перспективу для фольклористики как науки синтетической.

    Основные современные международные фольклористические общества:

    • - Фольклорное товарищество (Folklor Fellows),
    • - Международное общество этнологии и фольклора при ЮНЕСКО (ISEF),
    • - Международный совет народной музыки (IFMC).

    В России:

    • - Научный совет по народному творчеству при Отделении литературы и языка АН России,
    • - Всероссийская фольклорная комиссия при Союзе композиторов РФ..

    03.09.2016, 7131 просмотр.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.