AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Объем понятия "фольклор", "народное творчество", "устное народное творчество", "устное народное поэтическое творчество". Фольклор как сфера вербальной духовной культуры. Специфика фольклора

Объем понятия "фольклор", "народное творчество", "устное народное творчество", "устное народное поэтическое творчество". Фольклор как сфера вербальной духовной культуры. Специфика фольклора

Содержание

    Фольклор

    Фольклор (от англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

    Отождествление предметного поля фольклора с устным народно­поэтическим творчеством нашло закрепление в теоретических трудах, в научной периодике, в практике полевой и исследовательской работы, в учебных планах, программах, пособиях для вузов, в широком общественно-культурном обиходе; соответственно сло­жилась система преподавания, подготовки специалистов, их аттестации, специализации научных учреждений и т. д. Фольклористика определилась как филологическая наука - с явной тенденцией к превращению ее в один из разделов литературоведения. Последствия такого, более чем полувекового, положения в науке весьма значительны. К безусловно позитивным последствиям можно отнести следующие.

    1.Разработку и реализацию научных (филологических в своей основе) принципов издания текстов народной поэзии.

    2.Фундаментальное филологическое изучение памятников на­родной поэзии, основанное на принципах жанровой их специфики.

    3.Овладение принципами и конкретной методикой раскрытия содержательных и собственно художественных особенностей произведений устного народного слова при сосредоточении внимание на народнопоэтической классике; выделение в устной поэзии народов бывшего СССР художественных сокровищ, обогативших мировое искусство.

    4.Выявление роли народного словесного творчества в истории литературы, разработка проблем фольклоризма в литературе и общественной мысли.

    Не менее значительными оказались, однако, и негативные последствия.

    1.Идентификация фольклора с устной словесностью вывела из его предметного поля значительные пласты материалов, которые частью оказались на какое-то время вообще вне сферы научного внимания, частью же были „разобраны" другими науками.

    2.Решительное ограничение предметного поля фольклора народнопоэтической словесностью привело к тому, что многочисленные живые, реальные, принципиально значимые связи одной из сфер народной культуры оказались искусственно оборванными, сама эта сфера как бы изолировалась, и ее отношения с другими сферами превратились из внутренних, органичных во внешние, факультативные.

    3.Идея синкретизма, завоеванная наукой в свое время, утратила свой истинный смысл и свое значение, поскольку синкретизм стал рассматриваться лишь внешне.

    4. Изучение фольклорного слова замкнулось на изучении слова художественного, поэтического - при том что сама категория фольклорной художественности понималась и принималась преимущественно в рамках литературной эстетики. Тем самым из круга интересов науки выпали целые пласты словесного материала, объем понятия „устная словесность" сузился (в пределах каждой национальной традиции) до легко учитываемого набора жанров, соответствовавших научным критериям „художественности". Попытки же нарушить табель о рангах и ввести в сферу науки неканонический материал должны были неизбежно опираться на доказательство его „художественности".К чему это приводило, мы знаем на примерах так называемых сказов, устных рассказов и т. п.

    5.Самое широкое внедрение в фольклористику литературоведческих принципов, понятий, инструментария обернулось тем, что во множестве исследований фольклорное Слово утратило свой природ­ный смысл; будучи приравнено к слову литературному, оно, кроме того, нередко теряло свойственную ему содержательную и поэтиче­скую силу. Это приводило к компрометации явлений фольклора как феноменов искусства и к дискредитации науки о нем.

    6.На разных этапах развития науки фольклористика вынуждена была - в силу своей привязанности к литературоведению - включаться в разного рода идеологические кампании, дискуссии, проработки, переносить в свои сферы, в свою методологию идеи, лозунги, требования и т. д„ которые и самому литературоведению подчас были глубоко чужды, а уж к подлинному изучению фольклора и вовсе не имели касательства.

    7.По-своему особенно болезненно сказалась литературоведческая позиция фольклористики в отношении к современному фольклору: полное нежелание и неспособность понять особенную природу словесного фольклора, его принципиальную неравнозначность лите­ратуре -сущностную, функциональную, ролевую, структурную -имело (а отчасти и продолжает иметь) самые драматические послед­ствия, во многом обусловившие то обстоятельство, что современный фольклор остался для нашей науки за семью печатями.

    Народное творчество

    Народное творчество — коллективное творчество народных масс. В русской науке оно иногда обозначается и другими терминами: народно-поэтическое творчество, народная поэзия, устно-поэтическое творчество; народная словесность, устная словесность. Все эти обозначения указывают, что это — искусство, создаваемое массой народа.

    Аналогичные термины существуют и у других народов: в немецкой науке принят термин Volksdichtung (народная поэзия, народное творчество), у французов и итальянцев — tra dition populaire, le tradizioni popolari (народная традиция, обычай).

    Наряду с этим существует международный термин фольклор. В переводе он значит: мудрость народа, народное знание. Этот международный термин вошел в широкое употребление с середины XIX в. г. За границей его понимают в широком смысле слова и в понятие «фольклор» включают весь комплекс духовной и материальной культуры народа . В русской науке закрепилось понимание фольклора как термина, обозначающего народнопоэтическое творчество. Иногда его относят к народной музыке и тогда говорят: музыкальный фольклор. Танцевальное же искусство, как правило, называют народной хореографией; о народных художественных изделиях чаще говорят как о народном изобразительном искусстве.
    Применение термина «фольклор» к народно-поэтическому творчеству вполне справедливо. Поэтическое творчество действительно не только является видом искусства, но и заключает в себе элементы народных верований и обычаев.

    Величественный эпос, проникновенная лирика, народная драма создавались силой коллективного творчества народа. Это не значит, что произведения эти должны были обязательно слагаться и исполняться сразу несколькими людьми. Нередко они пелись или сказывались одним человеком. Но каждое такое произведение, независимо от того, создавалось оно одним человеком или несколькими людьми, выражало и обобщало веками накапливавшееся коллективное поэтическое творчество народных масс, опираясь на традиции коллективного народного творчества, и существовало, развивалось в его рамках. В фольклоре ярко отразились могучие творческие силы трудового народа, убежденность в конечной победе над враждебными ему силами. Народное творчество дает нам ценный материал для понимания роли народа в общественной жизни, в истории культуры и искусства.

    Устное народное и поэтическое творчество

    Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художеств, сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отд. мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отд. произведениях.

    Коллективность народного творчество, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, её закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяжённым во времени. Характерно для всех видов народное творчество, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. К основным чертам народного творчества принадлежит и долго сохраняющаяся нерасчленённость, высокохудожественное единство его видов: в народно - обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения большинства произведений, тогда как музыкальные жанры обычно связаны с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народное творчество непосредственно передаются из поколения в поколение.

    Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Его изначальные принципы, наиболее традиционные формы, виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях доклассового общества, когда всё искусство было творением и достоянием народа. С социальным развитием человечества, формированием классового общества, разделением труда постепенно выделяется профессионализированное «высокое», «учёное» искусство. Народное творчество также образует особый пласт мировой художественной культуры. В нём выделяются различные по социальному содержанию слои, связанные с классовой дифференциацией общества, но к началу капиталистического периода народное творчество повсеместно определяется как коллективное традиционное искусство трудящихся масс деревни, а затем и города. Ограниченная связь с коренными принципами мировоззрения народа, поэтическая цельность отношения к миру, непрестанная шлифовка обусловливают высокий художеств, уровень народного искусства. К тому же народное творчество выработало особые формы специализации, преемственности мастерства и обучения ему.

    Народное творчество различных, зачастую далеко отстоящих друг от друга народов обладает множеством общих черт и мотивов, возникших в сходных условиях или унаследованных из общего источника. Вместе с тем народное творчество веками вбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа. Оно сохранило свою животворную трудовую основу, осталось кладезем национальной культуры, выразителем народного самосознания. Это определило силу и плодотворность воздействия народное творчество на всё мировое искусство, о чём свидетельствуют произведения Ф. Рабле и У. Шекспира, А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова, П. Брейгеля и Ф. Гойи, М. И. Глинки и М. П. Мусоргского. Народное творчество сохранило ценные свидетельства революционных настроений народа, его борьбы за своё счастье.

    Народное поэтическое творчество - массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм, обозначаемая в современной науке этим термином, имеет и другие названия - народная словесность, устная словесность, народная поэзия, фольклор. Словесное художественное творчество возникло в процессе формирования человеческой речи. В доклассовом обществе оно тесно связано с другими видами деятельности человека, отражая начатки его знаний и религиозных - мифологических представлений. В процессе социальной дифференциации общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества, выражавшего интересы разных общественных групп и слоев. Важнейшую роль в его развитии играло творчество трудовых народных масс. С появлением письменности возникла литература, исторически связанная с устным народным творчеством

    Коллективность устного народного творчества (означающая не только выражение мыслей и чувств коллектива, но, прежде всего - процесс коллективного создания и распространения) обусловливает вариативность, т. е. изменчивость текстов в процессе их бытования. При этом изменения могли быть весьма различными - от незначительных стилистические вариаций до существенной переработки замысла. В запоминании, а также в варьировании текстов значительную роль играют своеобразные стереотипные формулы - т. н. общие места, связанные с определёнными сюжетными ситуациями, переходящие из текста в текст (например, в былинах - формула седлания коня и т. п.).

    В процессе бытования жанры словесного народного творчества переживают «продуктивный» и «непродуктивный» периоды («возрасты») своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар, старение, угасание), и это связано, в конечном счёте с социальными и культурно-бытовыми изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в народном быту объясняется не только их художественной ценностью, но и медленностью изменений в образе жизни, мировоззрении, вкусах их основных творцов и хранителей - крестьян. Тексты фольклорных произведений различных жанров изменчивы (правда, в разной степени). Однако в целом традиционность имеет в народном творчестве неизмеримо большую силу, чем в профессиональном литературном творчестве.

    Коллективность словесного народного творчества не означает его обезличенности: талантливые мастера активно влияли не только на создание, но и на распространение, совершенствование или приспособление текстов к потребностям коллектива. В условиях разделения труда возникли своеобразные профессии исполнителей произведений народного творчества. В некоторых странах Ближнего Востока и Средней Азии, на Кавказе сложились переходные формы словесного народного творчества: произведения, созданные определёнными лицами, распространялись изустно, но текст при этом относительно мало менялся, имя автора обычно было известно и часто вводилось в текст (например, Токтогул Сатылганов в Киргизии, Саят-Нова в Армении).

    Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного Н. т. обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существ, изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и др. малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т. д.).

    Несмотря на яркую национальную окраску произведений словесного народного творчества разных народов, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны. Например, около двух третей сюжетов сказок европейских народов имеют параллели в сказках других народов, что вызвано или развитием из одного источника, или культурным взаимодействием, или возникновением сходных явлений на почве общих закономерностей социального развития.

    Вплоть до позднефеодальной эпохи и периода капитализма словесное народное творчество развивалось относительно независимо от письменной литературы. Позже литературные произведения активнее, чем прежде, проникают в народную среду (например, «Узник» и «Чёрная шаль» А. С. Пушкина, «Коробейники» Н. А. Некрасова; см. также об этом в ст. Вольная русская поэзия, Лубочная литература). С другой стороны, творчество народных сказителей приобретает некоторые черты литературы (индивидуализация характеров, психологизм и т. п.). В социалистическом обществе доступность образования обеспечивает равную возможность раскрытия дарований и творческой профессионализации наиболее одарённых людей. Разнообразные формы массовой словесно-художественной культуры (творчество песенников, частушечников, сочинение интермедий и сатирических сценок и т. п.) развиваются в тесном контакте с профессиональным социалистическим искусством; среди них определённую роль продолжают играть и традиционные формы словесного народного творчества Многовековое бытование обеспечило непреходящую художеств, ценность и длительное существование таких песен, сказок, преданий и т.д., которые наиболее ярко отражают особенности духовного склада народа, его идеалы, надежды, художеств, вкусы, быт. Этим обусловлено и глубокое воздействие словесного народного творчества на развитие литературы. М. Горький говорил: «... Начало искусства слова - в фольклоре». О записи народного творчества, его изучении и методологических принципах изучения.

    Фольклор как сфера вербальной духовной культуры

    Разброс мнений относительно объема и границ категории фольклора вытекает из самой специфики, из природы традиционной культуры. Вырисовываются пять основных позиций в отношении к предметному полю фольклора:

    Фольклор включает всю совокупность, все многообразие форм традиционной культуры.

    К фольклору относится весь комплекс традиционной духовной культуры, реализуемой в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях, действиях.

    Фольклор включает только комплекс явлений духовной культуры, относящихся к искусству.

    Фольклор - это в первую очередь сфера словесного искусства.

    К сфере фольклора относятся явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

    Для Путилова Б.Н. именно пятая позиция представляется особенно актуальной и требующей более обстоятельного рассмотрения. Позиция эта в последнее время получает все большую поддержку в отечественной науке.

    В самой общей форме фольклор - это слово, ставшее преданием (т. е. традицией) и в этом своем качестве закрепившееся в народном сознании. Внесем тут же существенную поправку: предание может быть общенародным, но также и принадлежащим какой-то группе - социальной, профессиональной, региональной, возрастной и т. д. Не может являться ограничительным признаком длительность живого функционирования предания - есть немало „текучих" форм и текстов, обреченных на короткую жизнь. Не будем искать заранее граней, отделяющих собственно языковое творчество от собственно фольклорного, скорее всего, грани эти зыбки, неопределенны и имеют тенденцию к размыванию, а не укреплению. Согласимся, что вербальный фольклор - это культурное поле, не имеющее четких межей, и оно само состоит из множества субкультур, обладающих своими конкретными особенностями, связями, и поле это открыто.

    Среди признаков, выделяющих и характеризующих фольклор как специфический культурный феномен, особое внимание уделяется учеными категории устности. Она обычно закладывается в самое определение (ср.: устное народное поэтическое творчество). Нередко она толкуется буквально и, следовательно, ограниченно - в порядке подчинения основному значению слова „устный", отчего вольно или невольно сводится к категории, так сказать, технического порядка, а исследование ее сосредоточивается преимущественно на трансмис­сионных аспектах. Об узости подхода свидетельствуют постоянные сопоставления устности фольклора с письменностью литературы. Они одним дают аргументы в пользу четкого разграничения двух форм вербальной культуры, другим же позволяют сближать их и даже нивелировать различия. Сторонники второй точки зрения в аме­риканской науке ссылаются на то, что формы вербального искусства у первобытных народов "частично корреспондируют" с собственно литературными формами у цивилизованных народов, а в эволюцион­ной перспективе оказываются их аналогами. На самом деле надо говорить о принципиальных различиях, которые влияют на всю историю сложных взаимоотношений фольклора и литературы. Случаи „устности" в литературе этих различий не снимают и не ослабляют, так же как и фиксируемые в разных этнических тради­циях случаи использования письменности в сохранении и передаче фольклорных текстов, ибо сходство проявляется лишь в применении одних и тех же слов к совершенно независимым явлениям и процессам. Ставить знак равенства или даже подобия между сочинением стихов поэтом устным путем (или чтением их по памяти с эстрады) и исполнением-сложением эпической песни сказителем - значит уходить от уяснения глубинных различий в самой природе и в механиз­ме творчества поэта и сказителя, оставаясь регистратором чисто внешних его проявлений. Точно так же лишь механически можно сопоставить два творческих акта: пересказ (или произнесение наизусть) ребенком книжного текста, прочитанного ему, и исполнение им же считалки во время игры. Если же выйти за пределы собственно художественного слова, то окажется неправомерным сопоставлять категорию устности фольклора с различными формами обыденной внефольклорной вербальности: урока, который учитель ведет, не прибегая к записанному тексту; речи политического деятеля на каком-либо собрании, интервью и т. д. У каждого из этих (и множе­ства других) типов устности свои категориальные особенности, гра­ницы применения, свои правила и т. д.

    Термин „устность", как и более широкое понятие „устная культура", применительно к фольклору должен осмысляться в отвлече­нии от буквального смысла слова „устный" - произносимый, В тер­минологическом употреблении „устный" вовсе не значит - любой текст, произносимый вслух (вопрос о свойствах устной речи, многоканальности устного общения и характере устности фольклорных текстов обстоятельно рассмотрен С. Е. Никитиной).

    Речь должна идти об особых свойствах культурного феномена, которые проявляются в совокупности его важнейших качеств - спо­собов создания, функционирования, хранения, обучения, передачи, восприятия, осмысления - и которые так или иначе находят свое отражение в структурах, в языке текстов. Свойства эти органичны и универсальны для всей традиционной культуры, материализуемой в многообразных формах и фактах этнографической действительно­сти. Вся система сохранения, развития и передачи культурных навы­ков, традиционных знаний, мастерства в самых разных сферах жизни, в представлениях о мире, в нормах поведения, в социальных связях строится на принципах устности. Тот факт, что на определенных этапах могут включаться элементы письменной культуры, не меняет существа дела: культура остается устной по своей природе, так же как культура письменная остается сама собой, усваивая какие-то элементы культуры устной. Принципиальное значение имеет не техническая сторона дела (возможность обмена техникой функционирования), но сущностная дихотомия двух культур. Взаимоотношение их на разных стадиях истории и у разных этносов неодинаково. Основная тенденция (в масштабах всемирного процесса) заключается, по-видимому, в постепенном размывании устной культуры и интенсивном расширении культуры письменной. Но пока устная культура жива, она обладает своими качествами. Весь традиционный социальный, исторический, поведенческий опыт этноса сосредоточен, закреплен, хранится в памяти, в сознании, в различных веществен­ных выражениях. Передача и усвоение этого опыта лишь отчасти в некоторых разделах выделяются в специализированные сферы, б основном же они естественно включены в процесс жизнедеятельности, практики коллектива. Специально обучают тому, что требует индивидуального мастерства, основная же масса традиционных знаний, навыков, умений осваивается как бы незаметно и органично, спонтанно, неформально. Вновь обучившиеся становятся храните­лями данной традиции, продолжая опыт „учителей'' или „отбирая" ее у них (так взрослые утрачивают знание игр, „отдавая" их детям).

    Всю традиционную культуру - независимо от характера ее материализации - можно обозначить как устную в широком смысле слова.

    Специфика фольклора

    Фольклор обладает свойствами, качествами, которых больше нигде нет, которые в совокупности дают специфику фольклора:

    1) Устность. Устное творчество, может рассматриваться с: - внешней стороны устности. Аргументы: исторические, потому что раньше письменности социальные (крестьяне неграмотные) коммуникационная (ситуативное) - внутренней стороны устности: устность может рассматриваться как поэтическая характеристика текста Азбелов: «фольклор – искусство памяти» (приём повторения, «узелки на память») Устность определяет поэтику, строй произведения, а не условия его бытования.

    2) Вариативность – существуют разные варианты одного и того же текста, например, сказка о Снегурочке. => фольклорное произведение – совокупность, взаимодействие всех вариантов (инвариант – то, что не меняется). Классификация вариантов: - По форме. Например: долгая сказка (в Карелии и на Севере). Сказка напоминает аккордеон. - По содержанию. см. Снегурочку: одна - волшебный текст, другая – бытовая сказка. - По степени сохранности (иногда остается лишь маленький фрагмент) «Дождик, дождик пуще, Пусть травка будет гуще» - остаток от древнего обряда - По времени возникновения. - Испорченные – начинает разрушаться сам художественный смысл. Вариант песни об Авдотье Рязаночке.

    3) Коллективность – народ – автор любого фольклорного текста => не было никого, кто первым придумал этот сюжет. В.Я. Пропп «Специфика фольклора» - «Фольклор стоит гораздо ближе не к литературе, а к языку» Фольклор – коллективный сон народа. Признак некоего коллектива – наличие фольклора.

    4) Традиционность (консервативность) – фольклор обращен в прошлое, в отличие от литературы. В борьбе традиционности и вариативности проходит живая жизнь фольклора.

    5) Непрофессиональный характер творчества. Фольклор – часть повседневной жизни крестьянина => искренность крестьянина (нет цензуры) Профессионализм – признак скорой смерти данного вида фольклора.

    6) Синкретизм – взаимодействие (взаимопроникновение) звука, смысла, жеста; неразрывная слитность. Половина смысла в устной речи зависит от паравербальных элементов. В профессиональном искусстве синкретизм нужно создавать.

    20.03.2016, 5399 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.