AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Детский фольклор. Общая характеристика. Жанровый состав детского игрового фольклора. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//151/detskij-folklor-obshhaya-xarakteristika-zhanrovyj-sostav-detskogo-igrovogo-folklora/ (дата обращения: 25.04.2024)

Детский фольклор. Общая характеристика. Жанровый состав детского игрового фольклора

Детский фольклор. Общая характеристика. Жанровый состав детского игрового фольклора

Содержание

    Детский фольклор выделяется в особую группу, т.к. он имеет свою возрастную направленность.

    Классификация детского фольклора:

    -  Материнская поэзия (поэзия пестования)

            Колыбельные песни (предназначены самым маленьким детям, имеют спокойный ритм и монотонный мотив), прошли эволюцию (утрата обрядовых и магических функций). Это один из самых импровизационных жанров, однако не всегда соблюдаются традиции, в нём присутствует антропоморфизм, были популярны библейские персонади, зооморфные персонажи. В песнях создаётся идеализированный мир, они задают ребёнку программу будущей счастливой жизни.

            Пестушки –короткие рифмованные и ритмичные произведения, предназначенные для бодрствующего ребёнка.

            Прибаутки – Детские прибаутки имеют простой сюжет, яркое динамичное содержание, выразительные образы, часто они назидательны, имеют цепевидную композицию. Особый вид прибауток – небылицы –перевёртыши, в которых исполняется принцип обратного мира. Небылицы – поэзия парадокса, в них мир предстаёт в разрушенном мире, и ребёнок восстанавливает привычный порядок в вывернутом наизнанку мире.

    -  Произведения, перешедшие из взрослого обихода в детский

    1) Заклички, обращённые к миру природы (либо обитателям неба, либо хтоническим персонажам)

    2) Календарно-обрядовая поэзия: колядки, веснянки.

    Во время святок (с 24.12 по 06.01) проводились различные игры, ряжения и прочие действа, имеющие магический смысл. Одним из самых примечательных явлений было колядование – хождение по дворам с пением народных песен (колядок)

    Колядки – песни новогоднего содержания, в которых, как правило, парная рифма. После каждой пары рифмованных стихов идёт припев-выкрик, в котором упоминается слово «коляда», «овсень» или «виноградье». По этим выкрикам песни и называются. Объём колядок разнообразен (от 4 до 20 и более стихов). Часто колядки начинаются с припева-восклицания, который включает в себя описание обряда колядования, сообщение о том, что колядовщики долго ходили, искали дом, хозяина которого пожелали поздравить песней. После этого идёт само величание, что составляет основной смысл колядки. Прежде всего колядовщики дают идеальное описание дома величаемого и крестьянского наряда. Важный мотив колядки – конкретные пожелания тому, в адрес кого исполняется колядка. Отличительная черта этих пожелание – трезвость и реалистичность. Заканчивается колядка требованием вознаграждения за колядование. Тем, кто не одаривает, колядовщики высказывают плохие пожелания и угрожают (в шутку) расправой. 

    После масленицы весну не только ждали, но и стремились активно воздействовать на её быстрейший приход. С этим были связаны веснянки – короткие песни, которые не пелись, а выкрикивались собравшимися в небольшие группки девушками. В веснянках девушки обращались к жаворонкам с просьбой, чтобы они побыстрее прилетели и принесли с собой весну. Специфика содержания веснянок – призыв весны и её восхваление – обусловила собой и особенности их художественной формы. В веснянках своеобразно сочетаются признаки песенных величаний (повышенная эмоциональность) и заговорных заклинаний (наличие образов). Самый распространённый мотив веснянок – обращение к весне с просьбой принести ключи, чтобы ими замкнуть «холодную зиму» и отомкнуть «Теплое летечко». Веснянкам свойственны обращения в повелительном наклонении.

    -  Собственно детский фольклор (игровой)

    Дети внесли творческий элемент в жанр. Жеребьёвка – часть обряда инициации, во время которой играющий получал новое священное имя.  Они входили в обиход взрослых, их создание связано с верой в судьбу.

    1) Считалки – рифмованные ритмические стишки с помощью которых определялась очерёдность в игре.

    Древний ритуал пересчитывания, известный всем народам. В считалках  сохранились элементы тайного счёта в виде заунных слов. Со временем, оторвавшись от запретов, считалка стала развиваться во всём, т.к. детям нравится игра словами и звуками. Считалки примитивны по содержанию, в них много нелепого, отсутствует логика и поэтические приёмы.

    2) Игровые песенки и приговорки – рифмованные ритмические произведения.

    Игра - школа для ребёнка, она развивает актуальные и физические способности ребёнка, приучает к соблюдению этических норм и правил. Они сопровождают или начинают игру, связывают части игрового действия, содержат правила игры, называют наказание для нарушителей игры. В них сохранились отголоски обрядов.

    3) Страшные истории

    03.09.2016, 11222 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.