AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Повесть о Щелкане Дудентьевиче (повесть о Шевкале). — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//152/drevnerusskie-teksty/povest-o-shchelkane-dudenteviche-povest-o-shevkale/ (дата обращения: 25.04.2024)

Повесть о Щелкане Дудентьевиче (повесть о Шевкале)

Повесть о Щелкане Дудентьевиче (повесть о Шевкале)

Содержание

    Повесть о Щелкане Дудентьевиче (повесть о Шевкале) - памятники тверской средневековой литературы, в которых описано восстание жителей Твери против ордынского наместника Шевкала (Чол-хана) 15 авг. 1327 г. Первая "Повесть о Щелкане" сохранилась в 2-х редакциях: т.н. Музейного фрагмента Рогожского летописца (хранится в ГИМ в Москве) и Тверского сборника. 2-я редакция отличается наличием вставного рассказа очевидца событий, передающего яркие конкретные детали восстания, но не стремящегося дать какую-либо оценку событиям в целом.

    Первая "Повесть о Щелкане" создана сразу после событий 1327 года. В отличие от нее, 2-я "Повесть о Щелкане" написана примерно спустя 10 лет после восстания и дошла до нас в Тверском летописании. В ней инициатива восстания приписана тверскому князю Александру Михайловичу: он ведет тверичей на битву, по его повелению поджигают двор его отца, в котором укрылся Чол-хан.

    Обе повести характеризуются ярко выраженными антиордынскими мотивами: Чол-хан, хан Узбек, татары неоднократно именуются "безбожными", "беззаконными", "треклятыми". В проклятьях ордынцам отразились новые политические мотивы (отношение к татарам, как к врагам Руси, установка на борьбу с ними), явившиеся началом психологического перелома в сознании русских людей, который завершился победой на Куликовском поле 1380. Своеобразное отражение события 1327 получили в фольклоре (см. "Песнь о Щелкане Дудентьевиче").

    Повесть о Шевкале

    Оригинал Перевод
    В лeто 6834. <...> Того же лѣта князю Александру Михайловичу дано княжение великое,[1] и прииде из Орды, и сѣде на великое княжение. Потом, за мало дний, за умножение грѣх ради наших, Богу попустившу диаволу възложити злаа въ сердця безбожным татаром глаголати безаконному царю[2]: «Аще не погубиши князя Александра и всѣх князий русскых, то не имаши власти над ними». И безаконный и треклятый всему злу начальник Шевкалъ,[3] разоритель христианскый, отверзъ сквернаа своя уста, начат глаголати, диаволом учим: «Господине царю, аще ми велиши, азъ иду въ Русь и разорю христианство, а князя их избию, а княгини и дѣти к тебѣ приведу». И повелѣ ему царь сътворити тако. В год 6834 (1326). <...> В том же году Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить.
    Безаконный же Шевкал, разоритель христианскый, поиде въ Русь с многыми татары и прииде на Тфѣрь и прогна князя великаго съ двора его, а сам ста на князя великагодворѣ[4] с многою гръдостию и яростию. И въздвиже гонение велико на христианы насилством и граблением, и битием, и поруганием.[5] Народи же гражданстии, повсегда оскорбляеми от поганых, жаловахуся многажды великому князю, дабы их оборонил. Он же, видя озлобление людий своих и не могы их оборонити, трьпѣти им веляше. И сего не трьпяще тфѣричи искаху подобна врѣмени. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.
    И бысть въ день 15 аугуста мѣсяца, въ полутора, как торгъ сънимается, нѣкто диаконъ тфѣритинъ, прозвище ему Дудко, поведе кобылицу младу и зѣло тучну, напоити ю на Волзѣ воды. Татарове же, видѣвше, отъяша ю, диакон же, съжаливъси зѣло, начатъ въпити, глаголя: «О мужи тфѣрстии, не выдавайте!» И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон-тверянин, — прозвище ему Дудко, — повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой в Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте!»
    И бысть между ими бой. Татарове же, надѣющеся на самовластие, начаша сѣчи, и абие сътекошася человѣци и смятошася людие. И удариша въ вся колоколы, и сташа вечемъ, и поворотися град весь,[6] и весь народ в том часѣ събрася. И бысть в них замятня, и кликнуша тфѣричи и начаша избивати татаръ, где котораго застропивъ, дондеже и самого Шевкала убиша. И всѣх по ряду, не оставиша и вѣстоноши, развѣ иже на поли пастуси стада конева пасущеи. Тии похватавше лучшии жребци и скоро бѣжаша на Москву и оттолѣ въ Орду и тамо възвѣстиша кончину Шевкалову. <...> И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду, и там возвестили о кончине Шевкала <...>
    А убиен бысть Шевкал в лѣто 6835.[7] И то слышав, безаконный царь на зиму посла рать на землю Русскую, 5 темников, а воевода Федорчюк,[8] и людий множество погубиша, а иныя в плѣнъ поведоша, а Тфѣрь и вся грады огнем пожгоша. Великый же князь Александръ, не трьпя безбожныя их крамолы, оставль княжение русское и вся отчьствиа своя, и иде в Пьсковъ с княгинею и съ дѣтми своими, и пребысть в Пьсковѣ. Убит же был Шевкал в 6835 (1327) году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю — пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми и остался в Пскове.

    Примечания:

    [1] Того же лѣта князю Александру Михайловичу дано княжение великое... — Назначению тверского князя Александра Михайловича в 1324 г. великим князем владимирским (т. е. великим князем всей северо-восточной Руси) предшествовал ряд событий. Β 1318 г. в Орде был казнен отец Александра великий князь Михаил Ярославич — первый русский князь со времени монголо-татарского завоевания, осмелившийся оказать вооруженное сопротивление хану. Но его соперник и претендент на великое княжение Юрий Данилович Московский тоже был убит; в 1324 г. в Орде старший сын Михаила — Дмитрий Михайлович Грозные Очи, мстя за отца, заколол Юрия и в свою очередь был казнен по приказу хана (1326). Правители Орды дали великое княжение второму сыну Михаила — Александру, но одновременно послали в Тверь наместника с большими полномочиями — Шевкала. (См. в наст. т. Житие Михаила Ярославича Тверского и коммент. κ нему).

    [2] ...безаконному царю... — Царем (ханом) Золотой Орды был в 1313—1342 гг. Узбек, первый правитель Орды, введший ислам как государственную религию.

    [3] ...всему злу начальник Шевкалъ... — Шевкал, Щолкан (по Новгородской первой летописи младшего извода); именуется в поздней Никоновской летописи и исторической песне Щелканом Дудентьевичем (Дюденевичем). Если это отчество исторически верно, то Щелкан (правильнее, вероятно, Чол-хан) был, возможно, сыном Тудана (Дюденя), ходившего в 1293 г. с карательной экспедицией на Русь, и внуком хана Менгу-Тимура; следовательно, находился в родстве с ханом Узбеком.

    [4] ...и прогна князя великаго съ двора его, а сам ста на князя великаго дворѣ... — Приезд Шевкала в Тверь и занятие им княжеской резиденции имели, очевидно, важное политическое значение. Вплоть до конца XIII — первой четверти XIV в. существовала система посылки на Русь баскаков — непосредственных представителей хана, ведавших сбором дани и учетом населения русских княжеств. Шевкал, видимо, имел подобные особые полномочия, сводившие на нет власть великого князя.

    [5] ...въздвиже гонение велико на христианы насилством и граблением, и битием, и поруганием. — Это описание насилий, учиненных Шевкалом в Твери, перекликается с аналогичным описанием в исторической песне ο Щелкане Дудентьевиче (см.: «Исторические песни XIII—XVI вв.». Издание подготовили Б. Н. Путилов, Б. М. Добровольский. М.—Л., 1960, с. 78).

    [6] ...и сташа вечемъ, и поворотися град весь... — Роль городских вечевых движений в борьбе с монголо-татарским игом постоянно обнаруживается в XIII—XV вв. Β исторической песне инициатором борьбы со Щелканом также оказываются горожане — «мужики посадские» («Исторические песни XIII—XVI вв.», с. 78).

    [7] Α убиен бысть Шевкал в лѣто 6835. — Β Тверском сборнике текст расположен несколько иначе: слова ο смерти Шевкала помещены в конце годовой статьи 6834 г. (вместе с известием ο смерти митрополита Петра), а под датой 6835 г. помещен следующий далее в обеих летописях рассказ ο походе Федорчука (см. прим. 8).

    [8] ...5 темников, а воевода Федорчюк... — Темниками в татаро-монгольском войске именовались начальники самых больших подразделений — «тем» (тьма — десять тысяч человек).

    06.03.2016, 19934 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.