26-27 февраля 2019 года в рамках проекта РФФИ «Богословие Достоевского» в ИМЛИ РАН состоится международная научная конференция «Богословие Достоевского». О концепции проекта: Евангельские и ветхозаветные цитаты и аллюзии, «говорящие» имена и прочие отсылки к библейскому тексту и христианской истории играют важную роль в структуре текстов Достоевского. Это, кажется, уже безоговорочно признают все. Проблемы начинаются, когда нужно определить какую именно роль они играют. Если сформулировать главный посыл проекта кратко, он будет заключаться в следующем: Достоевский не только использует библейский текст для создания и проявления значений собственного художественного текста – он также и одновременно использует свой текст для экзегезы текста библейского. И если первое есть действие именно писателя, то второе – это действие богослова.

То есть Достоевский, «соединяя» свой текст с библейским текстом или христианской историей цитатой или аллюзией, далее в самом «теле» художественного текста, в его сюжете и структуре вскрывает неожиданные смыслы источника, сообщает нам нечто не только о персонаже – но и о Христе. Иными словами, он сначала использует аллюзию для того, чтобы сообщить дополнительные смыслы тексту, в который он вводит аллюзию, а затем – чтобы сообщить нам некоторые дополнительные смыслы о том тексте, к которому аллюзия отсылает.
Именно поэтому совершенно бессмысленно пытаться приложить к произведениям Достоевского уже известное нам богословие, как это происходит в большинстве случаев при попытках их богословского прочтения. Текст Достоевского легко позволяет произвести эту операцию, «натянуть» текст на привычный нам каркас (как правило, операция эта легче всего производится путем уклонения в морализм – и все такие попытки морализмом, выражающимся судом исследователя над героями, и маркированы) – и мы, удовлетворенные подтверждением знакомого нам тезиса, уже никогда не увидим, что именно говорит здесь сам Достоевский.
Достоевский строит свое богословие, как бы вовлекая нас в человеческую ситуацию и предъявляя в самый неожиданный и невообразимый момент, в обстоятельствах, недопускаемых нашим благоговением и почтением, Бога внутри страдающего и замученного человека. Богословие Достоевского - взрывное, возвращающее нас в евангельские "соблазн" и "безумие", scandalon, говорящее о Боге через самые немыслимые уподобления. Проявить это богословие Достоевского путем филологического анализа текстов, показать, как это богословие соотносится со светским богословием его времени и богословием духовных и мистических текстов, корпус которых перевели и опубликовали русские масоны, увидеть, в какой степени и как это богословие считывается католическими интерпретаторами Достоевского – ставит себе задачей данный проект.
Работа конференции предполагается по следующим направлениям:
- реконструкция богословской системы Достоевского из его художественных и публицистических текстов
- богословский контекст творчества Достоевского в России: академическое и светское богословие, духовные и мистические системы и общества России конца 18 – 19 вв.
- богословские искания рубежа 19-20 вв. в их соотношении с творчеством Достоевского
- богословие русского зарубежья в его отношении к Достоевскому
- богословское осмысление Достоевского в Европе и Америке 20-21 вв.
- религиозная структура мира в произведениях Достоевского в осмыслении исследователей Ближнего и Дальнего Востока
- актуальное русское богословие и исследования творчества Достоевского
- современный образ веры в диалоге с Достоевским
Предполагается организация круглых столов в конце каждого дня конференции для дополнительного обсуждения тем, поднятых в докладах и дискуссиях.
Заявки (включающие в себя сведения об авторе – ФИО, степень, должность, место работы, контакты – и тезисы доклада) принимаются до 20 января 2019 года.
Заявки проходят предварительный отбор, по результатам которого Вам придет приглашение на конференцию не позднее 1 февраля 2019 года.
По итогам конференции планируется публикация статей, подготовленных на основе докладов в тематическом выпуске журнала ИМЛИ РАН «Достоевский и мировая культура» (РИНЦ).
Иногородним участникам - к сожалению, мы не имеем возможности оплатить ваши проезд и проживание.
Публикация и участие не предполагают оргвзносов от участников конференции. Публикация статей в журнале производится по итогам двойного слепого рецензирования.
Заявки на конференцию просьба присылать на адрес: BogDost@yandex.ru
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

То есть Достоевский, «соединяя» свой текст с библейским текстом или христианской историей цитатой или аллюзией, далее в самом «теле» художественного текста, в его сюжете и структуре вскрывает неожиданные смыслы источника, сообщает нам нечто не только о персонаже – но и о Христе. Иными словами, он сначала использует аллюзию для того, чтобы сообщить дополнительные смыслы тексту, в который он вводит аллюзию, а затем – чтобы сообщить нам некоторые дополнительные смыслы о том тексте, к которому аллюзия отсылает.
Именно поэтому совершенно бессмысленно пытаться приложить к произведениям Достоевского уже известное нам богословие, как это происходит в большинстве случаев при попытках их богословского прочтения. Текст Достоевского легко позволяет произвести эту операцию, «натянуть» текст на привычный нам каркас (как правило, операция эта легче всего производится путем уклонения в морализм – и все такие попытки морализмом, выражающимся судом исследователя над героями, и маркированы) – и мы, удовлетворенные подтверждением знакомого нам тезиса, уже никогда не увидим, что именно говорит здесь сам Достоевский.
Достоевский строит свое богословие, как бы вовлекая нас в человеческую ситуацию и предъявляя в самый неожиданный и невообразимый момент, в обстоятельствах, недопускаемых нашим благоговением и почтением, Бога внутри страдающего и замученного человека. Богословие Достоевского - взрывное, возвращающее нас в евангельские "соблазн" и "безумие", scandalon, говорящее о Боге через самые немыслимые уподобления. Проявить это богословие Достоевского путем филологического анализа текстов, показать, как это богословие соотносится со светским богословием его времени и богословием духовных и мистических текстов, корпус которых перевели и опубликовали русские масоны, увидеть, в какой степени и как это богословие считывается католическими интерпретаторами Достоевского – ставит себе задачей данный проект.
Работа конференции предполагается по следующим направлениям:
- реконструкция богословской системы Достоевского из его художественных и публицистических текстов
- богословский контекст творчества Достоевского в России: академическое и светское богословие, духовные и мистические системы и общества России конца 18 – 19 вв.
- богословские искания рубежа 19-20 вв. в их соотношении с творчеством Достоевского
- богословие русского зарубежья в его отношении к Достоевскому
- богословское осмысление Достоевского в Европе и Америке 20-21 вв.
- религиозная структура мира в произведениях Достоевского в осмыслении исследователей Ближнего и Дальнего Востока
- актуальное русское богословие и исследования творчества Достоевского
- современный образ веры в диалоге с Достоевским
Предполагается организация круглых столов в конце каждого дня конференции для дополнительного обсуждения тем, поднятых в докладах и дискуссиях.
Заявки (включающие в себя сведения об авторе – ФИО, степень, должность, место работы, контакты – и тезисы доклада) принимаются до 20 января 2019 года.
Заявки проходят предварительный отбор, по результатам которого Вам придет приглашение на конференцию не позднее 1 февраля 2019 года.
По итогам конференции планируется публикация статей, подготовленных на основе докладов в тематическом выпуске журнала ИМЛИ РАН «Достоевский и мировая культура» (РИНЦ).
Иногородним участникам - к сожалению, мы не имеем возможности оплатить ваши проезд и проживание.
Публикация и участие не предполагают оргвзносов от участников конференции. Публикация статей в журнале производится по итогам двойного слепого рецензирования.
Заявки на конференцию просьба присылать на адрес: BogDost@yandex.ru
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky