17 век для архитектуры Испании начался с постепенного отхода и отказа от традиций строгого стиля Хуана Эрреры, который характеризовался отсутствием орнаментов. А в условиях упадка экономики и политической жизни такой стиль был неприемлем для утверждения абсолютистской власти.
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись:
Архитектура Европы XVII века. Испания. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//blog/rabochie-teksty/arkhitektura-evropy-xvii-veka-ispaniia/ (дата обращения: 27.09.2023)
Архитектура Европы XVII века. Испания
Содержание
17 век для архитектуры Испании начался с постепенного отхода и отказа от традиций строгого стиля Хуана Эрреры, который характеризовался отсутствием орнаментов. А в условиях упадка экономики и политической жизни такой стиль был неприемлем для утверждения абсолютистской власти. А усилившемуся гнету клерикального режима и воинствующему католицизму требовались более пышные формы — вычурная декоративность, сложные узоры и необычные, захватывающие дух эффекты.
Еще в 16 веке Испания одной из первых вышла на мировую историческую арену, и этот подъем творчества, начавшийся в XVI веке, продолжился и в 17 веке. И отчасти поэтому испанское искусство и в частности архитектура 17 века не несут в себе той стилевой целостности и единства, присущих архитектуре остальной Европы в 17 веке. Оно возникло, когда творческие силы испанского общества пришли в упадок и восторжествовала католическая реакция. Возводились преимущественно культовые постройки, в которых применялись необычные, почти театральные эффекты. Особенной пышностью отличалось оформление церковных интерьеров, в которых молящиеся как бы погружались в некое подобие мистической потусторонней среды.
Следует отметить, что повышенная живописность и так была присуща испанскому национальному зодчеству, поэтому развитие испанского барокко в 17 веке происходило не только по распоряжениям свыше, но и по желанию самих испанских архитекторов. И поэтому, когда господство стиля Эрреры начало уменьшаться, испанские зодчие с большой охотой обратились к формам барокко — стиля современной им эпохи, открывавшего особенно благоприятные возможности для развития коренных особенностей испанского зодчества, которому присущи элементы нарядной мавританской архитектуры.
Характерным представителем такого развития испанского барокко в первой половине столетия стал видный испанский архитектор Алонсо Кано (1601—1667), создавший фасад собора в Гренаде — одного из самых примечательных и оригинальных памятников архитектуры Европы 17 века.
Фасад собора в Гранаде
Фасад этот напоминает приставленную к собору трехпролетную триумфальную арку. Графичный характер деталей здесь соседствует с выразительностью и законченностью всей композиции. И, несмотря на характерную барочность этого фасада, он не имеет аналогов в архитектуре ни одной из стран Европы.
Ко второй же половине 17 века в архитектуре Испании все более усиливаются изыскания в области декоративности, пышности и живописных эффектов. Наивысшие достижения испанского барокко этого периода связаны с деятельностью семейства Чурригера и его последователей. Это направление даже получило название чурригерреска. Нередко так называют всю испанскую архитектуру середины 17 века.
Здания чурригереска, как правило, просты, и даже традиционны по своей композиции. В них отсутствуют типичные для барочной архитектуры повышенная пластика массы здания и динамичность внутреннего пространства. Весь свой темперамент, всю силу своей фантазии испанские зодчие отдают декоративному убранству. Это стало особенно заметно в творчестве Педро-де Риберы (ок. 1680—1742). Основное направление творчества Педро-де Риберы проявилась в разработке того или иного декоративного элемента постройки. Иногда это нарядная башня — как, например, в мадридской церкви Монтсерратской богоматери (1720) или вычурные украшения Толедского моста в Мадриде (1720 — 1732).
Мост в Толедо, Испания