Особенности становления германской архитектуры в 17 веке обусловлены послевоенной разрухой, царившей в этот период. Германия, истерзанная Тридцатилетней Войной (1618-1648), оказалась раздроблена на множество княжеств, курфюрств и "вольных" городов. В которых после войны окончательно завершился процесс закрепощения крестьян. Что и стало одной из причин того, что какое-то широкое развитие промышленности было невозможно.
Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись:
Архитектура Европы XVII века. Германия. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//blog/rabochie-teksty/arkhitektura-evropy-xvii-veka-germaniia/ (дата обращения: 27.09.2023)
Архитектура Европы XVII века. Германия
Содержание
Особенности становления германской архитектуры в 17 веке обусловлены послевоенной разрухой, царившей в этот период. Германия, истерзанная Тридцатилетней Войной (1618-1648), оказалась раздроблена на множество княжеств, курфюрств и «вольных» городов. В которых после войны окончательно завершился процесс закрепощения крестьян. Что и стало одной из причин того, что какое-то широкое развитие промышленности было невозможно.
Деятели искусств 17 века в Германии вынуждены были создавать свои произведения в депрессивной обстановке немецкой действительности. И творили в основном при княжеских дворах, испытывая на себе все тяготы авторитарного гнета.
Само собой, что масштабное строительство в 17 веке в Германии после экономической разрухи практически отсутствовало.
И тем не менее с середины 17 века в Германии формируется новоый архитектурный стиль, получивший свое развитие и в более поздние периоды. Господствующим направлением становится барокко. Ибо каждый мелкопоместный князь и феодал стремится в своих владениях создать свой маленький Версаль, подражая европейским монархам, и барокко с его пышностью и импозантностью должен был подчеркнуть силу и власть аристократов.
Что касается храмовых построек, наибольшее количество церквей, замков и дворцов было сооружено в Баварии, саксонии и Пруссии.
Театинская церковь святого Каэтана, Мюнхен, 1663-1667
В южных областях Германии, где господствовала католическая церковь и связи с итальянской культурой были очень сильны, повсеместно насаждался так называемый иезуитский стиль. Образцом для строительства культовых сооружений служили римские храмы, к примеру — церковь Иль Джезу (Театинская церковь святого Каетана) в Мюнхене, 1663-1667, арх. А. Барелли, Э. Цуккали; собор в Пассау, 1668, арх. С. Лугано. Театинская церковь с ее пышным убранством оказала огромное влияние на более поздние постройки в католической части Германии.
Северная же часть Германии с преобладанием в ней протестантской религии, испытывала влияние голландской культуры, и только в конце 17 столетия там возросло влияние французской архитектуры. В зодчестве Северной Германии явно прослеживается ясный и трезвый рационализм, строгий и практичный. И из-за религиозных различий культовые сооружения северной и южной частей Германии кардинально отличались друг от друга.
Светское же строительство, его дух и характер, определялись исключительно желавшей самоутвердиться феодальной аристократией. Личные резиденции и парки строились по французским образцам — Херренхау-зен близ Ганновера, 1666-1699; дворец и парк Гроссер-гартен в Дрездене, 1676—1683.
Дворец и парк Гроссер-гартен в Дрездене, 1676—1683
Ансамбль Гроссер-Гартен (арх. И. Г. Штарке) стал исходным пунктом для развития барочного зодчества в Дрездене и явился прообразом дрезденского Цвингера — самого замечательного памятника барочной архитектуры Саксонии.
Цвингер в Дрездене
Городские же застройки в 17 веке нередко унифицировались, дома строились по единому типу, утвержденному местным князем, а планировка города подчинялась его резиденции, ориентируясь на нее.