AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Беда Достпочтенный

Беда Достпочтенный

Беда, прозванный Досточтимым, родился в 672 или в 673 г. в окрестностях монастырей Веармут и Ярроу. Точное место его рождения неизвестно, но, по традиции, считается, что он родился в деревушке Монктон, в двух милях от Ярроу. В 680 г. Беда был отдан в монастырь Веармут, а когда в 681 г. был основан монастырь в Ярроу, подчиненный тому же настоятелю, Беда был переведен туда под начало наместника Кеолфрида. Вскоре разразилась эпидемия чумы, от которой пострадали оба монастыря, причем в Ярроу из всей братии в живых остались лишь отец наместника и маленький Беда.

Поначалу, лишившись братии, Кеолфрид решил читать псалмы без антифонов во все время суток, кроме вечерни и утрени, однако не смог выдержать этого решения долее недели и благословил читать псалмы с антифонами, как обычно; так вдвоем с мальчиком, они служили по полному чину, пока не подоспела помощь. Это единственный эпизод из жизни Беды, известный нам, помимо того, что он сам счел нужным сообщить о себе, завершая "Церковную историю англов", по примеру Григория Турского, своей краткой биографией.

Беда провел в Ярроу всю свою жизнь и написал там все свои книги. Вероятно, своими способностями он рано начал выделяться среди братии, потому что, как он сам говорит о себе, он был рукоположен во диакона в 19 лет (за 6 лет до срока, установленного канонами). В 703 г., в 30 лет, он был рукоположен во пресвитера.

Жизнь его была тихая, размеренная — жизнь монаха, состоящая из молитвенного правила и исполнения послушаний, среди которых, как он сам пишет, всегда для него было "наслаждением учиться, или учить, или писать". Беда почти не выезжал из Ярроу: только два раза он покинул монастырь — однажды посетил Линдисфарн и, возможно, в 733 г. навестил в Иорке своего ученика и друга Эгберта, епископа Морского.

Событием, сильно потрясшим Беду, был отъезд Кеолфрида, его духовного отца и наставника в течение 35 лет, в Рим (716 г.), где тот, по благочестивому обычаю того времени, хотел закончить свои дни. Расставание с ним произвело столь тягостное впечатление на Беду, что в течение нескольких месяцев он не мог возобновить работу над комментариями на Евангелие от Марка, которыми был тогда занят.

Беда продолжал свои ученые занятия до самой смерти. Последняя его работа — перевод Евангелия от Иоанна на древнеанглийский язык, законченная им на смертном одре,— до нас не дошла. По свидетельству его ученика, ставшего позднее настоятелем Веармута и Ярроу, Беда умер под праздник Вознесения; додиктовав последнюю главу перевода Евангелия от Иоанна, он троекратно перекрестился с молитвой: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу*. Это было 26 мая 735 г.

26 мая некоторое время было днем памяти Беды, но так как на этот день также приходилась служба св. Августину, первому архиепископу Кентерберийскому, то память Беды стали отмечать 27 мая. В конце VIII в. были обретены нетленные мощи Беды, что в те времена равнялось официальной канонизации. Беда рано стал известен как "Досточтимый". По преданию, когда некий монах составлял эпитафию Беде, эпитет "Досточтимый" был подсказан ему ангелом.

На протяжении всего периода средних веков значение Беды как церковного писателя постоянно подчеркивалось теми, кто использовал его сочинения. Алкуин прославил его в своей поэме "Святые Морской Церкви". Перечисляя различные комментарии Беды на Св. Писание, он приводит любимую фразу самого Беды: "Он шел по стопам святых Отцов". Бонифаций, епископ Майнцский, просил прислать его сочинения в помощь своей миссионерской работе во Фризии, называя Беду "свечой Церкви, зажженной Духом Святым". В IX в. Ноткер Заика из монастыря Сен-Галлен отзывался о нем как о "новом солнце Запада, призванном просветить весь мир". А вот высказывание, хотя достаточно позднее, кардинала Беллармина (XV в.), процитированное папой Львом XIII в документе, по которому Беда признавался Учителем Церкви: "Беда просветил Запад, Дамаскин — Восток". Это сравнение показывает, что к XV в. Беда считался не только историком Церкви, что отражает древние воззрения на его труды.

Учебники, самые ранние произведения Беды, долгое время считались лучшими в школах Западной Европы. Сочинения Беды по хронологии переписывались и использовались в тех монастырях, где был особенно велик интерес к астрономии. Его таблицы Пасхалий были незаменимы для составления литургического календаря на каждый год. Выводы, сделанные Бедой в области естествознания на основе наблюдений и подтвержденные экспериментально, не пересматривались вплоть до XVII века. Беда был первым историком, который повел отсчет времени от Рождества Христова. "Церковная история англов", дошедшая до нас в более чем 150 списках, остается наиболее известной и Беда Досточтимый читаемой его книгой и по сей день. Эта книга является едва ли не единственным источником по ранней истории Англии. Комментарии на Св. Писание и проповеди, которые сам Беда всегда ставил на первое место в списке своих сочинений, сейчас, к сожалению, наименее известны и читаемы.

В творчестве Беды автобиография тесно переплетается с историей, потому что история христианства для него — это история в лицах.

"Жизнь отцов настоятелей Веармута и Ярроу" написана до 716 г. Это уникальное свидетельство о жизни самого известного монастыря Англии конца VII в., воссоздающее духовный облик его подвижников — основателя монастыря Бенедикта Бископа и его преемника Кеолфрида — и содержащее сведения о строительстве монастырских храмов и об иконах, их украшавших, о монастырских библиотеках и земельных владениях, о повседневной жизни братии. В период после XI в. это произведение Беды стало образцом для монахов-хронистов, составлявших истории своих обителей.

"Житие св. Катберта" было составлено Бедой на основе более раннего текста, написанного неизвестным монахом из монастыря Линдисфарн. Каждая глава "Жития" — это исследование жизни епископа-отшельника, почти современника Беды, в свете Св. Писания. Работая над новым вариантом "Жития", Беда тщательно проверял все, что было известно об этом прославленном нортумбрийце, а затем отдал свой труд для прочтения братии Линдисфарнского монастыря, помнившей своего епископа и настоятеля. Но точность жизнеописания человека, который жил и умер на памяти современников Беды, не была для него самоцелью: он стремился связать каждое событие из жизни Катберта с евангельским идеалом и раскрыть, насколько это возможно, сокровенную жизнь подвижника во Христе.

Последнее сочинение Беды — "Церковная история англов", завершенная в 731 г.,— величайший исторический труд, созданный не в Риме или в Византии, а в варварском мире.

"Церковная история" — это богословие, приложенное к повествованию о прошлом. Рассказ о событиях, имевших место давно или недавно, призван открывать Божий Промысел в истории и повседневности. "Церковная история англов" имеет жесткую структуру, основанную на периодизации, восходящей к бл. Августину: мировая история (и соотнесенная с нею история Англии) разделяются на шесть "веков", соответствующих шести дням Творения, а также шести возрастам человека.

История англосаксов отнесена к шестому "веку", на который проецируются пять "веков" человечества (отсюда — пять книг "Церковной истории"). Первый "век", согласно Беде, начался после грехопадения Адама, которое было началом истории, и продолжался до Ноя. Это первый возраст каждого человека, младенчество. Соответственно, первая книга "Церковной истории" — о младенчестве англосаксов как христиан. Центральное место в ней отведено миссии Августина, который был послан проповедовать Евангелие англосаксам и крестить их, то есть родить их в Духе. Второй "век" — от Ноя до Авраама — был детством человечества, временем, когда был изобретен язык. Вторая книга "Церковной истории" повествует о первом поколении англосаксонских христиан, о начале Церкви и кончается временем первой проповеди Евангелия в Нортумбрии. Третий "век", от Авраама до Давида,— юность человечества, соответствует первым десятилетиям жизни Нортумбрийской Церкви, описанной в третьей книге, тогда как четвертый "век", от Давида до переселения Вавилонского, возраст зрелости, соотносится с четвертой книгой, где описан приезд в Британию Феодора Тарсянина и Адриана, способствующих устроению единой Английской церкви. Пятый "век", время старости, от переселения Вавилонского до Рождества Христова, когда человечество переживало частые катастрофы, потому что одряхлело. В последней книге "Церковные истории" Беда под 729 годом записал, что появились две кометы, предрекающие жестокие несчастья миру. Это для Беды означало, что мир клонится к своему упадку, потому что находится в возрасте немощной старости и близится к смерти. Шестой и седьмой "века" жизни человечества текут как бы параллельно: шестой проходит на земле, седьмой начинается на небе.

Те, для кого смерть явилась лишь переходом к вечной жизни, победили эти возрасты мира, они восхищаются в седьмой "век" Вечной Субботы и ожидают восьмого "века" Воскресения, в котором они будут царствовать с Господом.

Каждая из пяти книг "Церковной истории" содержит жития святых, уже пребывающих в седьмом "веке" Вечной Субботы со всей Церковью Торжествующей и ожидающих восьмого "века" Воскресения. Таким образом, история маленькой Англии становится отражением Божественного Промысла в отношении всего человечества.


Текст «Жизнеописания отцов-настоятелей Веармута и Ярроу» будет жить здесь.

05.02.2018, 32 просмотра.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, от слова «совсем» - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.