AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Жизнь отцов-настоятелей Веармута и Ярроу. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//152/importnoe/zhizn-otczov-nastoyatelej-vearmuta-i-yarrou/ (дата обращения: 26.04.2024)

Жизнь отцов-настоятелей Веармута и Ярроу

Жизнь отцов-настоятелей Веармута и Ярроу

Содержание

    Книга I

    Бенедикт Бископ, благочестивый последователь Христов, вдохновленный благодатью свыше, основал монастырь в честь блаженнейшего Петра, первого среди апостолов, на северном берегу реки Веар, ближе к ее устью, с помощью досточтимого и святого короля Эгфрида, пожертвовавшего землю для этого монастыря. В течение шестнадцати лет, несмотря на многие болезни и бремя странствий, Бенедикт управлял им с такой же заботой и добросовестностью, с какой отнесся к его постройке. Приведем слова блаженного папы Григория, сказанные в похвалу одноименному отцу: "Был муж достопочтенной жизни, по имени и благодати Бенедикт (благословенный), который от самого отрочества хранил чистоту сердца. Чистотою нравов он возвышался над летами и не подчинял души своей никакой страсти"1. Бенедикт происходил из благородного английского семейства, и его ум — не менее благородный, чем его рождение,— был постоянно устремлен к жизни небесной. Ему было около двадцати пяти лет и он был одним из военачальников короля Освиу, когда тот пожаловал ему во владение земли, приличествующие его положению. Но Бенедикт оставил преходящее богатство, чтобы обрести вечное, презрел службу у земного правителя с ее тленными наградами, чтобы сражаться за Истинного Царя и обрести венец в Его Небесном граде. Он оставил свою родину, дом и семью, ради Христа и Св. Евангелия, чтобы получить сторицею и наследовать жизнь вечную2. Он отверг узы земного брака, чтобы, совершив славный подвиг воздержания, в Царствии Небесном следовать за непорочным Агнцем девственности3. От отказался рождать чад по плоти, будучи предуготован Господом воспитывать Ему сынов, вскормленных духовным учением, для жизни вечной.

    Итак, Бенедикт покинул родину и отправился в Рим, где, во исполнение своего давнего и горячего желания, посетил гробницы апостолов и поклонился их святым мощам. Вернувшись домой, он искренно посвятил себя тому, чтобы сделать известными насколько возможно широко те обычаи церковной жизни, которые он узнал, полюбил и привык исполнять в Риме. Затем Альхф- рид, сын вышеназванного короля Освиу, решил отправиться в паломничество к "Дому апостолов" и вознамерился взять с собой Бенедикта. Но от поездки Альхфрида удержал его отец, Освиу, принудив его остаться в своей стране и королевстве. Бенедикт же, юноша, имевший от природы склонность к благому, не оставив начатого путешествия, с величайшей поспешностью отправился в Рим. Это происходило в правление блаженной памяти папы Виталиана. На этот раз, как и прежде, Бенедикт немало насладился приобретением полезных знаний. Пробыв в Риме несколько месяцев, он отправился в Лерин4, где поступил в число братии, принял постриг, принес монашеские обеты и следовал учению Устава с надлежащим тщанием. После двухлетнего обучения монашеской жизни, вновь побуждаемый любовью к первому из апостолов, он решил еще раз пройти по городу, освященному присутствием мощей св. Петра.

    Вскоре после этого на Лерин прибыло торговое судно, и Бенедикт смог осуществить желаемое. В это время Эгберт, король Кантии5, послал из Британии в Рим мужа по имени Вигхард, избранного для хиротонии во архиепископа. Вигхард был воспитан в Кантии учениками папы Григория, приехавшими из Рима; он был сведущ во всех тонкостях церковного устроения. Эгберт весьма желал, чтобы Вигхард был рукоположен во архиепископа, рассчитывая, что если у него будет архипастырь из его собственного народа, говорящий на его языке, то он и его подданные смогут глубже постичь учение и таинства своей веры, получая наставления от своего сородича и соплеменника и слушая их не через переводчика, а на своем родном языке. Вигхард приехал в Рим, но прежде чем он был рукоположен, он и его спутники стали жертвами внезапно приключившейся болезни. Папа не пожелал, чтобы это благочестивое посольство верных закончилось неудачей из-за смерти посланных, и, посоветовавшись, избрал одного из своих собственных братии, чтобы тот отправился в Британию как архиепископ. Он выбрал Феодора, мужа, одаренного церковным и светским знанием и свободно говорящего по- латыни и по-гречески. В спутники и советчики ему папа назначил Адриана, столь же деятельного и благоразумного, сколь и Феодор. Оценив достоинства Бенедикта, его мудрость, благочестие и усердие, папа поручил новопоставленного архиепископа и его спутников его заботам. Папа приказал Бенедикту прервать свое паломничество, которое тот предпринял ради Христа, и вернуться на родину из соображений большей пользы, дабы сопроводить к Эгберту учителя истины, которого король так сильно желал видеть и которому Бенедикт мог служить двояко: как проводник на пути домой и как переводчик во время проповеди. Бенедикт поступил так, как его просили. Путешественники прибыли в Кантию, где были приняты очень благосклонно. Феодор был возведен на архиепископский престол, а Бенедикту вверили монастырь св. Петра, настоятелем которого позже стал Адриан.

    После двухлетнего настоятельства в этом монастыре Бенедикт снова уехал из Британии в Рим. Это было его третье путешествие, завершившееся так же благополучно, как и предыдущее. Он привез множество книг по всем отраслям божественного знания. Некоторые из них были куплены им по сходной цене, другие были даром щедрой дружбы. По дороге домой он забрал во Вьенне ранее купленные книги, вверенные заботам его друзей. Достигнув Британии, Бенедикт подумал, что он мог бы навестить Кенвалха, короля западных саксов, который был его другом и чья доброта неоднократно выручала его. Однако в это время Кенвалха постигла внезапная и скорая смерть. Поэтому Бенедикт отправился к своим соплеменникам и, направив стопы свои к месту своего рождения, пришел к Эгфриду, королю Нортумбрии. Он рассказал королю все, что он делал с тех пор, как юношей покинул родину; он не скрыл от короля желания, к которому побуждала его пылкая вера: основать в этих местах монастырь; он изложил все, что он узнал о Церкви и монашеской жизни, живя в Риме и других местах; он поведал королю, сколько священных книг и св. мощей блаженных апостолов и мучеников он привез в Британию. И столь великую милость снискал Бенедикт у короля, что тот немедленно пожаловал ему из своих собственных земель участок земли величиной в семьдесят фамилий и велел ему построить там монастырь в честь св. Петра, первоверховного пастыря Церкви. Монастырь был построен, как я отметил в начале, на северном берегу реки Веар, у ее устья, в год Рождества Христова шестьсот семьдесят четвертый, второго индикта и в четвертый год правления короля Эгфрида.

    Спустя год после начала работ по постройке монастыря, Бенедикт отправился морем в Галлию в поисках каменщиков, которые могли бы возвести ему каменную церковь по образцу любимых им римских церквей. Он нашел таковых, нанял их и привез их с собой в Британию. И так велико было его усердие в трудах из любви к блаженному апостолу Петру, в честь которого было начато это строительство, что через год после закладки фундаментов церковь была подведена под кровлю, и можно было вообразить, как в ней будет совершаться торжество литургии. Когда работы приближались к завершению, Бенедикт послал доверенных людей в Галлию, чтобы они привезли оттуда стекольщиков-ремесленников, в ту пору в Британии неизвестных,— чтобы застеклить окна в церкви, на хорах и в часовнях6. Стекольщики приехали, как их просили, но они не просто выполнили порученное; они помогли англам самим узнать и научиться искусству стеклоделания. Это искусство оказалось бесценным для изготовления лампад и многих других церковных сосудов. Бенедикт также был благочестивый собиратель всего необходимого для службы в церкви и в алтаре, например, Св. Сосудов и облачений, и позаботился о том, чтобы то, что нельзя приобрести в Британии, было бы доставлено из заморских стран.

    Бенедикт был неутомим в своих попытках обеспечить свой монастырь всем необходимым: украшения и иконы, которые он не мог найти в Галлии, он выискивал по всему Римскому миру. Как только основанная им обитель начала жить упорядоченной жизнью, по Уставу, он отправился в Рим в четвертый раз, возвратившись оттуда с большим количеством духовных сокровищ, чем когда либо прежде. Во-первых, он вернулся со множеством разного рода книг. Во-вторых, он привез великое собрание св. мощей блаженных апостолов и христианских мучеников, которые вскоре наполнили столь великой благодатью многие церкви англов. В-третьих, он ввел в своем монастыре способ пения молитв и псалмов и совершения службы, согласно обычаям, принятым в Риме. Для этого папа Агафон по просьбе Бенедикта предложил ему в качестве регента канонарха собора св. Петра и настоятеля монастыря св. Мартина, по имени Иоанн. Бенедикт привез его с собой в Британию и поставил его во главе хора своего монастыря. Иоанн не только научил монахов чину пения, принятому в церквях Рима, являясь для них живым примером, но и вверил большую часть своих поучений письму. Эти записи до сих пор хранятся в память о нем в монастырской библиотеке. Четвертым — и немаловажным — даром, который привез Бенедикт, была грамота досточтимого папы Агафона, дающая привелегии монастырю. Она была получена с разрешения Эгфрида, по его желанию и увещанию. Грамота эта утверждала полную безопасность и независимость монастыря посредством пожалования ему вечного освобождения от вмешательства извне. В-пятых, он привез много икон, изображающих святых, для украшения церкви св. Петра, которую он построил: образ блаженной Богородицы и Приснодевы Марии и образа двенадцати апостолов, которые он поместил вокруг центральной арки, по самому ее краю, на деревянной раме, идущей от стены к стене, а также картины, изображавшие события из Евангельской истории, которыми он украсил южную стену, и сцены из видения Страшного суда блаженного евангелиста Иоанна для северной стены. Таким образом все, кто входил в церковь, даже те, кто не умел читать, могли, в какую бы сторону они ни смотрели, созерцать сладчайший лик Христа и Его святых, хотя бы на картине, чтобы более твердо вкоренить в ум Воплощение Господне. Когда же перед самыми их глазами оказывалось изображение Страшного суда, они могли исследовать свою совесть со всей подобающей строгостью. <...>

    Книга II

    <...> еще через четыре месяца Бенедикт, победитель греха и доблестный подвижник, сам был побежден телесной немощью и приблизился к своему последнему часу. И вот наступила холодная ночь, задули зимние ветры; но для святого мужа вскоре должен был наступить день вечного блаженства, света и покоя. Братия собралась в церкви, погруженные в бдение среди ночной тьмы, молились и пели псалмы, облегчая этим скорбь, которую они испытывали от ухода их духовного отца, постоянным славословием Богу. Некоторые из них оставались все время в келий, где Бенедикт, немощный телом, но сильный духом, с нетерпением ожидал ухода смерти и начала жизни вечной. Для облегчения его страданий священник читал ему Евангелие в течение этой и предыдущих ночей. Св. Причастие Тела и Крови Господней было принесено ему как напутствие, когда приблизился час смерти. И так эта святая душа, испытанная и усовершенная жгучей болью долгого, но спасительного страдания, покинув земное горнило плоти7, излетела к славе вечного блаженства. Псалом, который в этот миг пели для Бенедикта, свидетельствует о том, что его душа победно вступила в Небесное Царство без препятствия или задержки от злых духов. Ибо в сумерки братия собрались в церкви и пели псалмы по порядку, и они дошли до восемьдесят второго псалма, который начинается словами: "Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое..."8 Общий смысл всего псалма в том, что враги имени Христова, плотские и бесплотные, не прекращают своих попыток разрушить и уничтожить Церковь Христову и каждую душу в ней, какой бы верной эта душа ни была; но, напротив, они сами будут обращены в бегство и приведены в смятение и погибнут для вечности, побежденные Самим Господом, Которому никто не может считать себя равным, ибо Он один выше всего земного. В том, что этот псалом пели в тот самый миг, когда душа Бенедикта покидала тело, было справедливо усмотрено правосудие Божие, чтобы с Божией помощью ни один враг не мог возобладать над святым. Этот исповедник веры почил в Боге накануне январских Ид9, в шестнадцатый год от основания монастыря. Он был похоронен в церкви блаженного апостола Петра. Таким образом, и по смерти он не был удален плотью от того, кого он всегда почитал во время своей земной жизни и кто отверз ему врата Рая. Бенедикт управлял монастырем, как мы сказали, в течение шестнадцати лет, первые восемь лет сам, без назначения наместника, остальное время — с помощью святых и досточтимых Эостервине, Сигфрида и Кеолфрида <...>

    Третий из них, Кеолфрид, был мужем острого ума, трудолюбивым и деятельным, отличался зрелостью суждений, ревностной верой. Прежде Кеолфрид, как мы отмечали выше, по благословению и с помощью Венедикта основал монастырь св. Павла, наблюдал за его строительством и возглавлял его в течение семи лет. Затем оба монастыря оставались под его мудрым управлением в течение двадцати восьми лет; точнее, он был настоятелем одного монастыря — св. апостолов Петра и Павла, — расположенного в двух местах. Кеолфрид позаботился о скорейшем доведении до конца всех значительных дел благочестия, начатых его предшественником; среди других необходимых трудов, которые ему выпало совершить во время своего длительного настоятельства, он построил несколько часовен. Он также увеличил запас церковной утвари Св. Сосудов и разного рода облачений. Он удвоил количество книг в обеих монастырских библиотеках с ревностью, равной той, которую проявил Бенедикт при их основании. Он прибавил три списка нового перевода Св. Писания к списку старого перевода, который он привез из Рима. Одну из этих Библий Кеолфрид взял с собой в качестве пожертвования, когда отправился в Рим в старости, две другие завещал своим монастырям. <...>

    <...> когда Кеолфрид стал стар и достиг полноты дней, он понял, что немощи преклонного возраста сделали его неспособным поддерживать дольше, словом или делом, необходимую духовную высоту в тех, кто был ему подчинен. Он долго обдумывал это и наконец решил, что будет лучше, если, основываясь на изложенном в монастырской грамоте, содержащей привилегии, и в уставе св. Бенедикта10, братия выберут одного из своей среды, который бы более подходил для настоятельства. Это он и поручил им сделать. В отношении же себя, у него было намерение посетить гробницы св. апостолов в Риме, куда он ездил с Бенедиктом, когда был молод. <...>

    Сначала вся братия воспротивилась его решению, упав на колени и умоляя его со слезами и рыданиями, но в конце концов Кеолфрид настоял на своем. И столь велико было его желание, что он отправился в путь спустя всего три дня после того, как открыл братии свое тайное намерение, ибо он боялся (и его страхи оправдались), что может умереть, не достигнув Рима. В то же время он хотел избежать задержки со стороны своих друзей и знатнейших мужей, которые его очень почитали. Не хотел он также и получать деньги, за которые он не был бы в состоянии сразу вознаградить дарителей, потому что имел обыкновение всегда давать за предложенный ему дар столь же ценностей немедленно или немного времени спустя. Потому накануне июньских Нон11 — это было утром четвертого дня, как только в церкви Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, а также в церкви св. Петра была отслужена литургия, на которой все присутствовавшие духовно соединились в причастии Св. Тела и Крови Господней, — Кеолфрид немедленно приготовился к отъезду. Все братия собрались в церкви св. Петра, и, после того как сам Кеолфрид воскурил ладан и произнес молитву перед Престолом, он дал каждому из присутствующих целование мира, стоя на ступенях алтаря с кадилом в руках. Из церкви братия, прерывая литании плачем, перешли в часовню блаженного мученика Лаврентия, которая стояла напротив, перед кельями братиев. Кеолфрид попрощался со всеми в последний раз, побуждая их к сохранению взаимной любви и исправлению обидчиков, как предписано Евангелием. Он предложил всем, кто в чем-либо сильно провинился перед ним, благодать своего прощения и милости; он просил всех, кого он, возможно, слишком сурово увещевал, примириться с ним и молиться за него. Отъезжающие и провожающие их братия вышли на берег реки; снова Кеолфрид дал всем целование мира среди плача и слез. Все преклонили колени, и, помолившись, Кеолфрид и его спутники поднялись на корабль. Диаконы церкви св. Петра взошли на корабль вместе с ними, неся зажженные свечи и золотой крест. Переправившись через реку, Кеолфрид поклонился кресту, сел на коня и отправился в путь <...>

    Кеолфрид, как было сказано прежде, торопился к "Дому апостолов", но был сражен болезнью и окончил дни свои прежде, чем прибыл в Рим. Он успел доехать только до Лингоны12, примерно в третьем часу дня, и в десятый час того же дня душа его вознеслась ко Господу. На следующий день он был похоронен со всеми подобающими почестями в церкви Трех Братьев Мучеников13 под слезы и стенания не только восьмидесяти или более ангелов, которые были его спутниками, но также и местных жителей, взволнованных тем, что столь достойный старец лишился награды в виде исполнения своего желания. И никто не мог удержаться от слез при виде некоторых спутников Кеолфрида, отправившихся в путешествие без своего духовного отца, в то время как другие оставили желание отправиться в Рим, предпочитая вернуться домой, чтобы рассказать о его погребении; иные же из неумирающей любви к усопшему решились поселиться у его могилы среди людей, чей язык был им непонятен.


    Примечания:

    1. Св. Григорий Великий, Собеседования о жизни италийских отцов и о  бессмертии души, кн. 2, гл. 1.
    2. Мф. 19, 29.
    3. Ср. Откр. 14, 4.
    4. Основан св. Гоноратом в 411 г. Важный центр античной и христианской учености.
    5. Кент.
    6. Подтверждается данными археологических раскопок на месте монастыря.
    7. Ср. Пс. И, 17.
    8. Пс. 82, 1. В Вульгате 82-й псалом начинается словами: "Deus, quis similis erit tibi?"("Господи, кто подобен Тебе?").
    9. 12 января.
    10. Св. Венедикт Нурсийский (480?—550?), составитель Устава, получившего распространение в Западной Европе, основатель монастырей Субиако и Монте-Кассино в Италии.
    11. 5 июня.
    12. Лангр, в Бургундии, недалеко от Дижона.
    13. Свв. Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп (161—180). Память 16/29 января. В Лангре их память почиталась с 5-го в., в их честь там были построены церковь и монастырь.

    05.02.2018, 1248 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.