AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Анализ стихотворения на примере "Заветной рифмы" К. Бальмонта . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/analiz-stixotvoreniya-na-primere-zavetnoj-rifmy-k-balmonta/ (дата обращения: 20.04.2024)

Анализ стихотворения на примере "Заветной рифмы" К. Бальмонта

Анализ стихотворения на примере "Заветной рифмы" К. Бальмонта

Содержание

    План: 

    1. 1. Автор и название стихотворения.
    2. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 
    3. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
    4. 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
    5. Тема стихотворения: 
    6. - пейзаж; 
    7. - общественно-политическая; 
    8. - любовная/интимная; 
    9. - философская.
    10. Сюжет: 
    11. - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); 
    12. - без сюжета: образы чувств (...).
    13. 4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
    14. Какую лексику использует автор: 
    15. - бытовую, повседневную 
    16. - литературную, книжную 
    17. - публицистическую 
    18. - архаизмы, устаревшие слова
    19. 5. Композиция лирического произведения. 
    20. Необходимо: 
    21. - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
    22. - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; 
    23. - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 
    24. - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 
    25. - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). 
    26. Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). 
    27. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. 
    28. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. 
    29. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
    30. Композиция: размер, рифма, ритм. 
    31. Размер: 
    32. акцентный стих; 
    33. _ _' _ амфибрахий; 
    34. _ _ _' анапест; 
    35. верлибр (свободный или белый стих); 
    36. '_ _ _ дактиль; 
    37. дольник; 
    38. '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; 
    39. _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
    40. Рифма: 
    41. аабб - парная; 
    42. абаб - перекрёстная; 
    43. абба - кольцевая. 
    44. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
    45. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
    46. 6. Поэтическая лексика. 
    47. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
    48. - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
    49. - определить своеобразие и активность использования тропов.
    50. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
    51. - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 
    52. - гипербола - художественное преувеличение; 
    53. - ирония - скрытая насмешка; 
    54. - литота - художественное преуменьшение; 
    55. - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; 
    56. - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 
    57. - паралеллизм; 
    58. - сравнение; 
    59. - эпитет - художественное определение.
    60. 7. Стилистические фигуры: 
    61. Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
    62. - антитеза/противопоставление; 
    63. - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; 
    64. - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 
    65. - повторы/рефрен; 
    66. - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 
    67. - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
    68. 8. Поэтическая фонетика
    69. Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. 
    70. - аллитерация - повторение одинаковых согласных; 
    71. - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 
    72. - ассонанс - повторение гласных; 
    73. - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
    74. 9. Образ лирического героя, авторское "Я"
    75. - сам автор, 
    76. - рассказ от лица персонажа, 
    77. - автор играет какую-то роль.
    78. 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
    79. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

    Сабж:

    ЗАВЕТНАЯ РИФМА

    Не Пушкин, за ямбами певший хореи,
    Легчайший стиха образец,
    Не Фет, иссекавший в напевах камеи,
    Усладу пронзенных сердец,
    Не Тютчев, понявший созвучия шума,
    Что Хаос родит по ночам,
    Не Лермонтов - весь многозвездная дума,
    Порыв, обращенный к мечам,
    Не тот многомудрый, в словах меткострельный,
    Кем был Баратынский для нас, -
    Меня научили науке свирельной,
    Гранили мой светлый алмаз.
    Хореи и ямбы с их звуком коротким
    Я слышал в журчаньи ручьев,
    И голубь своим воркованием кротким
    Учил меня музыке слов.
    Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе,
    Плакучие ветви берез
    Мне дали певучий размер амфибрахий, -
    В нем вальс улетающих грез.
    И дактиль я в звоне ловил колокольном,
    И в марше солдат - анапест.
    Напевный мой опыт был с детства невольным,
    Как неясность на лике невест.
    В саду, где светили бессмертные зори
    Счастливых младенческих дней,
    От липы до липы, в обветренном хоре,
    Качались шуршанья ветвей.
    Близ нивы беседовал сам я с собою,
    И видел в колосьях намек,
    И рифмою чудился мне голубою
    Среди желтизны василек.
    В горячем июле, в пробегах безгласных
    Качавших полнеба зарниц,
    Читал я сказанья о странах прекрасных,
    Где райских увижу я птиц.
    В звучаньи ли долгом пастушьего рога,
    В громах ли - всё звонче, светлей -
    Мне слышались, снились напев и дорога, -
    И я полюбил журавлей.
    Свершилось. Дорога моя беспредельна.
    Певучие - песни мои.
    Хваленье, что пели вы мне колыбельно,
    В далекой деревне ручьи.
    Быть может, дадутся другому удачи
    Полней и светлей, чем моя.
    Но мир облетел я. И как же иначе
    Крылатым ответил бы я?
    Я видел всю Землю от края до края.
    Но сердцу всех сказок милей,
    Как в детстве, та рифма моя голубая
    Широкошумящих полей.

    Всю поэтическую лексику ищем здесь

    Амфибрахий. ( стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.)

    Итого.

    1. 1. Автор и название стихотворения - Бальмонт, Константин Дмитриевич. 

    Константин Дмитриевич Бальмонт (3 июня 1867, сельцо Гумнищи, Шуйский уезд, Владимирская губерния — 23 декабря 1942, Нуази-ле-Гран, Франция) — поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков (Уильям Блейк, Эдгар Аллан По, Перси Биш Шелли, Оскар Уайльд, Герхарт Гауптман, Шарль Бодлер, Герман Зудерман; испанские песни, словацкий, грузинский эпос, югославская, болгарская, литовская, мексиканская, японская поэзия). Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе.

    Собственно стих - Из цикла «В России», Шатэлейон, 3 июля 1924  (Шателайон-Плаж (фр. Châtelaillon-Plage) — коммуна во Франции, находится в регионе Пуату — Шаранта. Департамент коммуны — Приморская Шаранта. Входит в состав кантона Эйтре.)

    1. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 

    Написано 3 июля 1924 года в Шателейоне (см. выше). Посвящено, видимо, колокольчикам и прочей природе, которая дала ему разнообразные стихотворные размеры. В общем, в травинке он поэзию искал... Подмигиваю А нет. : Кроме статьи "О звуках сладких и молитвах", трех стихотворений под заглавием "Пушкин", в связи со 125-летием со дня рождения великого поэта Бальмонт сочинил еще четыре стихотворения на пушкинскую тему: "Огнепламенный", напечатанное 8 июня в парижской газете "Последние новости", и стихотворения "Русский язык", "Заветная рифма" и "Отчего?", опубликованные в журнале "Современные записки" (1924, № 22). Пушкину сие посвящено. 

    Подобным образом построены и стихотворения "Заветная рифма" и "Русский язык", где имя Пушкина имеет ключевое значение, вызывая целый ряд ассоциаций, которые помогают Бальмонту не только выразить восхищение Пушкиным, но и нарисовать яркие картины родной природы, русской жизни, ее истории. В "Заветной рифме" - впечатления от журчанья ручьев, колокольного звона, голубых васильков, полей, берез, звука пастушьего рога и много другого, что учило его "науке свирельной", подсказывало размеры, помогало найти "заветную рифму".

    1. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.). - Особого места я не увидела - возможно плохо смотрела. 

    2. 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.Цитирую: впечатления от журчанья ручьев, колокольного звона, голубых васильков, полей, берез, звука пастушьего рога и много другого, что учило его "науке свирельной", подсказывало размеры, помогало найти "заветную рифму".

    Бальмонт вообще символист. Был. Значит, надо искать символы. :

    Хореи и ямбы с их звуком коротким
    Я слышал в журчаньи ручьев,
    И голубь своим воркованием кротким
    Учил меня музыке слов.

    Достаточно, думаю.

    Про символизм:

    «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Следует, однако, отметить, что в России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве — безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:

    Мандрагоры имманентные
    Зашуршали в камышах,
    А шершаво-декадентные
    Вирши — в вянущих ушах.

    В отличие от других направлений в искусстве, использующих элементы характерной для себя символики, символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических, Идей, образов Вечности и Красоты целью и содержанием своего искусства, а символ, закреплённый в элементе художественной речи и в своём образе опирающийся на многозначное поэтическое слово, – основным, а иногда и единственно возможным художественным средством.

    Самое яркое изменение, привнесённое символизмом, касается формы художественного воплощения его поэтики. В контексте символизма произведение любого вида искусства начинает играть именно поэтическими смыслами, поэзия становится формой мышления.

    И хватит про символизм пока. 

    1. Тема стихотворения: 
    2. - пейзаж; 
    3. - общественно-политическая; 
    4. - любовная/интимная; 
    5. - философская. Вот она. Хотя даже творческая,  ябсказал...
    6. Сюжет: 
    7. - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); 
    8. - без сюжета: образы чувств (...). Без сюжета. Сходил на улицу, нашел все виды рифм, всё хорошо. 
    1. 4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
    2. Какую лексику использует автор: 
    3. - бытовую, повседневную 
    4. - литературную, книжную. Возвышенную литературную лексику использует Бальмонт в своем стихотворении. Он символист, ему положено. 
    5. - публицистическую 
    6. - архаизмы, устаревшие слова
    7. 5. Композиция лирического произведения. 
    8. Необходимо: 
    9. - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - да переживаний там нет, там поиск рифмы в одуванчиках. 
    10. - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли - ну да. Весь стих посвящен отыскиванию стихотворных размеров в окружающей природе. 
    11. - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) - ситуация: поиск. 
    12. - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; Да нет там ситуации! Бальмонт рассказывет, где и как он находит вдохновение. Сказано же - в широкошумящих полях. 
    13. - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). Ууу. Частей особо нет, повествование о размерах. 
    14. Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Каждая строфа - один из размеров. Ну или два. 
    15. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Частями. Кусками. 
    16. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Сопоставлен. 
    17. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. Значима, содержит: видел всё, но голубая рифма полей всё ж румяней и белей. милей то есть. 
    18. Композиция: размер, рифма, ритм. 
    19. Размер: 
    20. акцентный стих; 
    21. _ _' _ амфибрахий; 
    22. _ _ _' анапест; 
    23. верлибр (свободный или белый стих); 
    24. '_ _ _ дактиль; 
    25. дольник; 
    26. '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; 
    27. _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
    28. Рифма: 
    29. аабб - парная; 
    30. абаб - перекрёстная; 
    31. абба - кольцевая. 
    32. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
    33. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
    1. 6. Поэтическая лексика. Началооось....
    2. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
    3. - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
    4. - определить своеобразие и активность использования тропов.

    Ну вот то что там всё высокохудожественно, мы уже выяснили. 

    1. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
    2. - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; И как же иначе Крылатым ответил бы я?
    3. - гипербола - художественное преувеличение; ну хоть ее нет.
    4. - ирония - скрытая насмешка; тоже нет.
    5. - литота - художественное преуменьшение; нет.
    6. - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют: бессмертные зори, В горячем июле
    7. - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует: Что Хаос родит по ночам, Плакучие ветви берез  Мне дали певучий размер амфибрахий, - там вот этого добра вообще много. 
    8. - паралеллизм; он у нас тут с антитезой:
    9. Не Пушкин, за ямбами певший хореи,
                              Легчайший стиха образец,
                           Не Фет, иссекавший в напевах камеи,
                              Усладу пронзенных сердец,
                           Не Тютчев, понявший созвучия шума,
                              Что Хаос родит по ночам,
                           Не Лермонтов - весь многозвездная дума,
    10. - сравнение; качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе Плакучие ветви берез, И рифмою чудился мне голубою Среди желтизны василек - тоже много-много
    11. - эпитет - художественное определение: Певучие - песни мои, рифма моя голубая - тоже много этого добра

    Хореи и ямбы с их звуком коротким Я слышал в журчаньи ручьев - возможно, метонимия

    Свершилось. Дорога моя беспредельна. Певучие - песни мои. - пафос?

    Близ нивы беседовал сам я с собою, И видел в колосьях намек, И рифмою чудился мне голубою Среди желтизны василек. - сплошная катахреза. вообще весь стих - сплошная она.

    1. 7. Стилистические фигуры: 
    2. Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
    3. - антитеза/противопоставление;  ну есть какая-то:, см. выше жирным.
    1. - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; не нашла. 
    2. - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; Легчайший стиха образец
    3. - повторы/рефрен; - не вижу. не-не-не в начале - ? ну непохоже это на рефрен.
    4. - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; не найдено. 
    5. - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. Вот чего нет того нет. 
    6. - гипербатон нашла:
    7. В звучаньи ли долгом пастушьего рога,
       В громах ли - всё звонче, светлей -
       Мне слышались, снились напев и дорога, -
      И я полюбил журавлей.

    По фигурам всё.

    1. 8. Поэтическая фонетика
    2. Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. 
    3. - аллитерация - повторение одинаковых согласных; 
    4. - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; в начале там не-не вот это
    5. - ассонанс - повторение гласных; 
    6. - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
    7. 9. Образ лирического героя, авторское "Я"
    8. - сам автор, колокольчики исследует. От первого лица в прошедшем времени. 
    9. - рассказ от лица персонажа, 
    10. - автор играет какую-то роль. да нее, он созерцает. 
    11. 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
    12. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

    Так. А какие вообще бывают стихотворные жанры? А они все вот тут.

    А вот то что выше - похоже на лирику. 

    У меня всё, товарищи, по Бальмонту. 

    20.06.2016, 25280 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.