AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати


Библиографическая запись: Анализ стихотворения на примере "Заветной рифмы" К. Бальмонта . — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/analiz-stixotvoreniya-na-primere-zavetnoj-rifmy-k-balmonta/ (дата обращения: 27.09.2023)

Анализ стихотворения на примере "Заветной рифмы" К. Бальмонта

Анализ стихотворения на примере "Заветной рифмы" К. Бальмонта

Содержание

    План: 

    1. 1. Автор и название стихотворения.
    2. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 
    3. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)
    4. 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.
    5. Тема стихотворения: 
    6. - пейзаж; 
    7. - общественно-политическая; 
    8. - любовная/интимная; 
    9. - философская.
    10. Сюжет: 
    11. - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); 
    12. - без сюжета: образы чувств (...).
    13. 4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
    14. Какую лексику использует автор: 
    15. - бытовую, повседневную 
    16. - литературную, книжную 
    17. - публицистическую 
    18. - архаизмы, устаревшие слова
    19. 5. Композиция лирического произведения. 
    20. Необходимо: 
    21. - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
    22. - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; 
    23. - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 
    24. - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 
    25. - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). 
    26. Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). 
    27. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. 
    28. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. 
    29. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.
    30. Композиция: размер, рифма, ритм. 
    31. Размер: 
    32. акцентный стих; 
    33. _ _' _ амфибрахий; 
    34. _ _ _' анапест; 
    35. верлибр (свободный или белый стих); 
    36. '_ _ _ дактиль; 
    37. дольник; 
    38. '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; 
    39. _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
    40. Рифма: 
    41. аабб - парная; 
    42. абаб - перекрёстная; 
    43. абба - кольцевая. 
    44. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
    45. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
    46. 6. Поэтическая лексика. 
    47. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
    48. - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
    49. - определить своеобразие и активность использования тропов.
    50. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
    51. - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 
    52. - гипербола - художественное преувеличение; 
    53. - ирония - скрытая насмешка; 
    54. - литота - художественное преуменьшение; 
    55. - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; 
    56. - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 
    57. - паралеллизм; 
    58. - сравнение; 
    59. - эпитет - художественное определение.
    60. 7. Стилистические фигуры: 
    61. Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
    62. - антитеза/противопоставление; 
    63. - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; 
    64. - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 
    65. - повторы/рефрен; 
    66. - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 
    67. - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.
    68. 8. Поэтическая фонетика
    69. Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. 
    70. - аллитерация - повторение одинаковых согласных; 
    71. - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 
    72. - ассонанс - повторение гласных; 
    73. - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
    74. 9. Образ лирического героя, авторское "Я"
    75. - сам автор, 
    76. - рассказ от лица персонажа, 
    77. - автор играет какую-то роль.
    78. 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
    79. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

    Сабж:

    ЗАВЕТНАЯ РИФМА

    Не Пушкин, за ямбами певший хореи,
    Легчайший стиха образец,
    Не Фет, иссекавший в напевах камеи,
    Усладу пронзенных сердец,
    Не Тютчев, понявший созвучия шума,
    Что Хаос родит по ночам,
    Не Лермонтов - весь многозвездная дума,
    Порыв, обращенный к мечам,
    Не тот многомудрый, в словах меткострельный,
    Кем был Баратынский для нас, -
    Меня научили науке свирельной,
    Гранили мой светлый алмаз.
    Хореи и ямбы с их звуком коротким
    Я слышал в журчаньи ручьев,
    И голубь своим воркованием кротким
    Учил меня музыке слов.
    Качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе,
    Плакучие ветви берез
    Мне дали певучий размер амфибрахий, -
    В нем вальс улетающих грез.
    И дактиль я в звоне ловил колокольном,
    И в марше солдат - анапест.
    Напевный мой опыт был с детства невольным,
    Как неясность на лике невест.
    В саду, где светили бессмертные зори
    Счастливых младенческих дней,
    От липы до липы, в обветренном хоре,
    Качались шуршанья ветвей.
    Близ нивы беседовал сам я с собою,
    И видел в колосьях намек,
    И рифмою чудился мне голубою
    Среди желтизны василек.
    В горячем июле, в пробегах безгласных
    Качавших полнеба зарниц,
    Читал я сказанья о странах прекрасных,
    Где райских увижу я птиц.
    В звучаньи ли долгом пастушьего рога,
    В громах ли - всё звонче, светлей -
    Мне слышались, снились напев и дорога, -
    И я полюбил журавлей.
    Свершилось. Дорога моя беспредельна.
    Певучие - песни мои.
    Хваленье, что пели вы мне колыбельно,
    В далекой деревне ручьи.
    Быть может, дадутся другому удачи
    Полней и светлей, чем моя.
    Но мир облетел я. И как же иначе
    Крылатым ответил бы я?
    Я видел всю Землю от края до края.
    Но сердцу всех сказок милей,
    Как в детстве, та рифма моя голубая
    Широкошумящих полей.

    Всю поэтическую лексику ищем здесь

    Амфибрахий. ( стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.)

    Итого.

    1. 1. Автор и название стихотворения - Бальмонт, Константин Дмитриевич. 

    Константин Дмитриевич Бальмонт (3 июня 1867, сельцо Гумнищи, Шуйский уезд, Владимирская губерния — 23 декабря 1942, Нуази-ле-Гран, Франция) — поэт-символист, переводчик, эссеист, один из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века. Опубликовал 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, переводил с многих языков (Уильям Блейк, Эдгар Аллан По, Перси Биш Шелли, Оскар Уайльд, Герхарт Гауптман, Шарль Бодлер, Герман Зудерман; испанские песни, словацкий, грузинский эпос, югославская, болгарская, литовская, мексиканская, японская поэзия). Автор автобиографической прозы, мемуаров, филологических трактатов, историко-литературных исследований и критических эссе.

    Собственно стих - Из цикла «В России», Шатэлейон, 3 июля 1924  (Шателайон-Плаж (фр. Châtelaillon-Plage) — коммуна во Франции, находится в регионе Пуату — Шаранта. Департамент коммуны — Приморская Шаранта. Входит в состав кантона Эйтре.)

    1. 2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 

    Написано 3 июля 1924 года в Шателейоне (см. выше). Посвящено, видимо, колокольчикам и прочей природе, которая дала ему разнообразные стихотворные размеры. В общем, в травинке он поэзию искал...  А нет. : Кроме статьи "О звуках сладких и молитвах", трех стихотворений под заглавием "Пушкин", в связи со 125-летием со дня рождения великого поэта Бальмонт сочинил еще четыре стихотворения на пушкинскую тему: "Огнепламенный", напечатанное 8 июня в парижской газете "Последние новости", и стихотворения "Русский язык", "Заветная рифма" и "Отчего?", опубликованные в журнале "Современные записки" (1924, № 22). Пушкину сие посвящено. 

    Подобным образом построены и стихотворения "Заветная рифма" и "Русский язык", где имя Пушкина имеет ключевое значение, вызывая целый ряд ассоциаций, которые помогают Бальмонту не только выразить восхищение Пушкиным, но и нарисовать яркие картины родной природы, русской жизни, ее истории. В "Заветной рифме" - впечатления от журчанья ручьев, колокольного звона, голубых васильков, полей, берез, звука пастушьего рога и много другого, что учило его "науке свирельной", подсказывало размеры, помогало найти "заветную рифму".

    1. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.). - Особого места я не увидела - возможно плохо смотрела. 

    2. 3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.Цитирую: впечатления от журчанья ручьев, колокольного звона, голубых васильков, полей, берез, звука пастушьего рога и много другого, что учило его "науке свирельной", подсказывало размеры, помогало найти "заветную рифму".

    Бальмонт вообще символист. Был. Значит, надо искать символы. :

    Хореи и ямбы с их звуком коротким
    Я слышал в журчаньи ручьев,
    И голубь своим воркованием кротким
    Учил меня музыке слов.

    Достаточно, думаю.

    Про символизм:

    «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. Следует, однако, отметить, что в России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве — безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:

    Мандрагоры имманентные
    Зашуршали в камышах,
    А шершаво-декадентные
    Вирши — в вянущих ушах.

    В отличие от других направлений в искусстве, использующих элементы характерной для себя символики, символизм полагает выражение «недостижимых», иногда мистических, Идей, образов Вечности и Красоты целью и содержанием своего искусства, а символ, закреплённый в элементе художественной речи и в своём образе опирающийся на многозначное поэтическое слово, – основным, а иногда и единственно возможным художественным средством.

    Самое яркое изменение, привнесённое символизмом, касается формы художественного воплощения его поэтики. В контексте символизма произведение любого вида искусства начинает играть именно поэтическими смыслами, поэзия становится формой мышления.

    И хватит про символизм пока. 

    1. Тема стихотворения: 
    2. - пейзаж; 
    3. - общественно-политическая; 
    4. - любовная/интимная; 
    5. - философская. Вот она. Хотя даже творческая,  ябсказал...
    6. Сюжет: 
    7. - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); 
    8. - без сюжета: образы чувств (...). Без сюжета. Сходил на улицу, нашел все виды рифм, всё хорошо. 
    1. 4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
    2. Какую лексику использует автор: 
    3. - бытовую, повседневную 
    4. - литературную, книжную. Возвышенную литературную лексику использует Бальмонт в своем стихотворении. Он символист, ему положено. 
    5. - публицистическую 
    6. - архаизмы, устаревшие слова
    7. 5. Композиция лирического произведения. 
    8. Необходимо: 
    9. - определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - да переживаний там нет, там поиск рифмы в одуванчиках. 
    10. - выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли - ну да. Весь стих посвящен отыскиванию стихотворных размеров в окружающей природе. 
    11. - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) - ситуация: поиск. 
    12. - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; Да нет там ситуации! Бальмонт рассказывет, где и как он находит вдохновение. Сказано же - в широкошумящих полях. 
    13. - выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). Ууу. Частей особо нет, повествование о размерах. 
    14. Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Каждая строфа - один из размеров. Ну или два. 
    15. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Частями. Кусками. 
    16. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Сопоставлен. 
    17. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. Значима, содержит: видел всё, но голубая рифма полей всё ж румяней и белей. милей то есть. 
    18. Композиция: размер, рифма, ритм. 
    19. Размер: 
    20. акцентный стих; 
    21. _ _' _ амфибрахий; 
    22. _ _ _' анапест; 
    23. верлибр (свободный или белый стих); 
    24. '_ _ _ дактиль; 
    25. дольник; 
    26. '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; 
    27. _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
    28. Рифма: 
    29. аабб - парная; 
    30. абаб - перекрёстная; 
    31. абба - кольцевая. 
    32. анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
    33. переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).
    1. 6. Поэтическая лексика. Началооось....
    2. Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
    3. - выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
    4. - определить своеобразие и активность использования тропов.

    Ну вот то что там всё высокохудожественно, мы уже выяснили. 

    1. Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
    2. - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; И как же иначе Крылатым ответил бы я?
    3. - гипербола - художественное преувеличение; ну хоть ее нет.
    4. - ирония - скрытая насмешка; тоже нет.
    5. - литота - художественное преуменьшение; нет.
    6. - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют: бессмертные зори, В горячем июле
    7. - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует: Что Хаос родит по ночам, Плакучие ветви берез  Мне дали певучий размер амфибрахий, - там вот этого добра вообще много. 
    8. - паралеллизм; он у нас тут с антитезой:
    9. Не Пушкин, за ямбами певший хореи,
                              Легчайший стиха образец,
                           Не Фет, иссекавший в напевах камеи,
                              Усладу пронзенных сердец,
                           Не Тютчев, понявший созвучия шума,
                              Что Хаос родит по ночам,
                           Не Лермонтов - весь многозвездная дума,
    10. - сравнение; качаясь под ветром, как в пляске, как в страхе Плакучие ветви берез, И рифмою чудился мне голубою Среди желтизны василек - тоже много-много
    11. - эпитет - художественное определение: Певучие - песни мои, рифма моя голубая - тоже много этого добра

    Хореи и ямбы с их звуком коротким Я слышал в журчаньи ручьев - возможно, метонимия

    Свершилось. Дорога моя беспредельна. Певучие - песни мои. - пафос?

    Близ нивы беседовал сам я с собою, И видел в колосьях намек, И рифмою чудился мне голубою Среди желтизны василек. - сплошная катахреза. вообще весь стих - сплошная она.

    1. 7. Стилистические фигуры: 
    2. Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
    3. - антитеза/противопоставление;  ну есть какая-то:, см. выше жирным.
    1. - градация - например: светлый - бледный - едва заметный; не нашла. 
    2. - инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; Легчайший стиха образец
    3. - повторы/рефрен; - не вижу. не-не-не в начале - ? ну непохоже это на рефрен.
    4. - риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; не найдено. 
    5. - умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. Вот чего нет того нет. 
    6. - гипербатон нашла:
    7. В звучаньи ли долгом пастушьего рога,
       В громах ли - всё звонче, светлей -
       Мне слышались, снились напев и дорога, -
      И я полюбил журавлей.

    По фигурам всё.

    1. 8. Поэтическая фонетика
    2. Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. 
    3. - аллитерация - повторение одинаковых согласных; 
    4. - анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; в начале там не-не вот это
    5. - ассонанс - повторение гласных; 
    6. - эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
    7. 9. Образ лирического героя, авторское "Я"
    8. - сам автор, колокольчики исследует. От первого лица в прошедшем времени. 
    9. - рассказ от лица персонажа, 
    10. - автор играет какую-то роль. да нее, он созерцает. 
    11. 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
    12. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

    Так. А какие вообще бывают стихотворные жанры? А они все вот тут.

    А вот то что выше - похоже на лирику. 

    У меня всё, товарищи, по Бальмонту. 

    20.06.2016, 24608 просмотров.