AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Основные понятия общей типологии и их применение в лингвистике. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//yazykoznanie/sopostavitelno-tipologicheskoe-yazykoznanie/osnovnye-ponyatiya-obshhej-tipologii-i-ix-primenenie-v-lingvistike/ (дата обращения: 26.04.2024)

Основные понятия общей типологии и их применение в лингвистике

Основные понятия общей типологии и их применение в лингвистике

Содержание

    Философский энциклопедический словарь трактует типологию как метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Этот термин употребляется и в значении «результат типологического описания и сопоставления» [Огурцов 1989, 656]. По способу построения типологии делятся на

    • эмпирические (основанные на обобщении опытных данных);
    • теоретические (основанные на создании идеальной модели объекта).

    В лингвистике понятие типологии конкретизируется как сопоставительное изучение структурных свойств языков независимо от степени их родства. Кроме того, типология понимается как выделение разновидностей (типов) какого-либо языкового явления.

    С типологией тесно связана таксономия – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, которая занимается разработкой системы таксономических категорий, обозначающих соподчиненные группы объектов. Термином таксономия называется и сама классификация.

    В строгом смысле таксономия предполагает классификацию, отражающую иерархическую организацию системы объектов. В структуре самой классификации это выражается в иерархии таксономических рангов (например, макросемья – семья – группа – подгруппа в генеалогической классификации языков).

    В лингвистике таксономия представляет собой совокупность принципов и правил классификации языков и языковых единиц. При этом различаются качественная и количественная таксономия, т.е. группировка объектов по наличию признаков и во втором случае по степени обладания признаками.

    Различные науки создают классификации своих объектов, т.е. системы соподчиненных понятий (классов) в определенной области знания. Так, химия создает классификации химических элементов, органических и неорганических веществ; ботаника классифицирует растения, зоология – животных.

    Лингвистика занимается классификацией языков и языковых единиц. Языки могут быть классифицированы по общности их материала и происхождения – это дает генеалогическую (генетическую) классификацию языков. Типологическая (структурная) классификация языков строится на основании общности строя языков. Поскольку в центре грамматической системы языка находится морфология, то морфологическая классификация языков, разработанная ранее других негенетических классификаций, именуется также типологической классификацией языков. Морфологическая классификация остается основной типологической классификацией языков, вопрос о создании фонологической и синтаксической классификации языков такого же универсального порядка как морфологическая классификация остается в науке в стадии разработки. Впрочем, и морфологическую классификацию нельзя считать окончательно разработанной.

    Создание классификаций языков по внешним признакам (например, классификация по территориальному признаку или по социолингвистическому статусу) также возможно, но имеет для языковедения вспомогательное значение. Такие классификации позволяют рационально расположить информацию о языках для практических целей, но не раскрывают внутренней структуры языка. Поэтому говоря о лингвистической типологии, традиционно имеют ввиду структурную (морфологическую) классификацию. Генеалогическая классификация исследуется в сравнительно-историческом языкознании и не является предметом типологической лингвистики. Функционально-социологическая классификация языков изучается в социолингвистике.

    Наряду с таксономией (понимаемой как теория классификации) и классификацией (понимаемой как результат типологического исследования) выделяют систематику – изучение разновидностей объектов и связей между группами объектов.

    Несколько классификаций одного и того же множества объектов могут составить единый комплекс классификаций. Для краткости его называют многосторонней, или многоаспектной классификацией.

    По мнению Э.Бенвениста, языки представляют собой такое сложное явление, что классифицировать их можно, используя только несколько самых разных принципов. При этом полная и всеобъемлющая типология должна выстроить иерархию морфологических признаков [Бенвенист 1963, 51]. Наиболее разработанной Бенвенист считал классификацию Э.Сепира, но уже А.А.Реформатский разъяснил, что она далеко не полно отражает свойства языков.

    В научной классификации свойства объекта поставлены в функциональную связь с его положением в определенной системе. Развитие науки связано с переходом от описательных классификаций, упорядочивающих в удобной форме накопленные опытные результаты, к структурным, позволяющим раскрыть сущность классифицируемых объектов.

    В отдельных разделах языкознания созданы свои, специальные классификации, например, классификация фонем, морфем, грамматических способов, типов предложений, антонимов, синонимов и т.п.

    Основные термины типологии тип и класс.

    Под словом класс обычно понимают совокупность, разряд или группу предметов или явлений, обладающих общими признаками [СИС 1989, 234].

    В типологии класс – это таксономическая категория, т.е. некоторое множество предметов, выделенное по определенному признаку [СЭС 1990, 592].

    Под словом тип в обыденном языке понимается форма, разновидность чего-либо. Это связано с этимологией слова тип – в греческом это слово обозначает «отпечаток, форма, образец». Именно как образец, модель для группы предметов и форму чего-либо разъясняет слово тип Словарь иностранных слов [СИС 1989, 508], указывая, что в лингвистике тип – это характеристика основных структурных черт языка. Значение термина тип в языке науки раскрывает Советский энциклопедический словарь: «тип – единица расчленения изучаемой реальности в типологии» [СЭС 1990, 1344]. Наиболее существенный признак понятия тип указывается в Малой советской энциклопедии: «тип – основная форма, объединяющая в себе признаки всей группы предметов» [МСЭ 1940, 729]. Именно такое понимание типа прослеживается и во многих работах по лингвистической типологии. Последнее определение раскрывает различие типа и класса: тип не просто группа предметов, а основная форма, соединяющая в нечто цельное различные структурные признаки предметов данного класса.

    Абстрактные свойства классов изучаются в специальном разделе логики – логике классов и в математической теории множеств, конкретные свойства классов изучаются соответствующими науками.

    В лингвистике выделяются два основных понимания типа:

    Тип языка – наиболее общее понятие, позволяющее дать краткую характеристику строя данного языка, оно базируется не на всех свойствах данного языка, а на его основополагающих чертах. Именно в таком значении говорят об агглютинативном, флективном и других типах.

    Тип в языке – обычно отмеченное в нескольких языках качество языковой структуры, как, например, наличие и степень аналитизма, сингармонизм, наличие/отсутствие определенных групп фонем, тип ударения по месту, качество ударения, наличие/отсутствие изменений на стыке морфем, преобладание суффиксации или префиксации и т.п. [Журинская 1972, 517].

    М.И.Журинская предлагает назвать первое понимание типа – общим типом, а второе частным типом [Журинская 1972, 518]. Частные типы определяют общий тип языка. Сопоставление описаний языков по частным типам дает основание для составления классификации, основанной на типологических характеристиках, причем выделяются группы языков, по структуре отличающиеся некоторыми общими закономерностями, и каждая такая группа обозначается как тип.

    В связи с этим возникает необходимость разграничения двух видов классификаций, т.е. основанных на типе в языке (частных) и основанных на типе языка (общих). В рамках частных классификаций язык может по разным признакам относиться к разным классам, в общих классификациях – каждый язык должен быть отнесен только к одному типу.

    Во 2-ой половине ХХ века был выдвинут тезис о том, что тип языка должен пониматься не как простая совокупность отдельных структурных свойств (типов в языке), а как иерархический комплекс характеристик, одна из которых является типообразующим признаком. В концепции Г.П.Мельникова такой типообразующий признак называется доминантой языка.

    В настоящее время тип часто понимается как идеальная модель объекта, служащая обобщенным выражением его типологически существенных признаков [Шмелев 1990, 11].

    Таким образом, тип можно рассматривать и как систему признаков, и как образец (эталон) для класса однотипных объектов.

    28.08.2016, 14986 просмотров.

    Атрибуты

    Article 1

    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.