Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяЯзыкознаниеОсновные понятия словообразования


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Основные понятия словообразования

Словообразование (дериватология) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке.

Являясь наукой о создании новых названий как мотивированных однословных знаков языка, словообразование может рассматриваться как часть ономасиологии. Оно изучает производные и сложные слова в динамическом («как делаются слова») и в статическом («как они сделаны») аспектах (Л. В. Щерба).

Различают синхронное и диахроническое словообразование.

Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. При синхронном словообразовании для того чтобы установить производную и производящую основы, нужно ответить на вопрос: какая из двух однокоренных основ более простая по форме и по смыслу (производящая), а какая более сложная (производная).

Диахроническое словообразование

Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами. При диахроническом словообразовании для того чтобы установить производность слова и, следовательно, определить, какое из сравниваемых родственных слов послужило базой для образования другого, то есть какое имеет производящую основу, а какое — производную, надо изучить конкретную историю этих слов и выяснить, какое из них более раннее, а какое более позднее, какое из слов исторически образовано от другого. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно (О. Н. Трубачев). Однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создает новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.

История

В русистике описание явлений словообразования имеет давние традиции (работы И. А. Бодуэна-де Куртенэ, Ф. Ф. Фортунатова, Н. В. Крушевского) и традиционно включалось в морфологию. Самостоятельным объектом изучения словообразование становится только с середины 40-х годов XX века, а выделение его в отдельную лингвистическую дисциплину происходит примерно к концу 60-х годов. Основы новой теории словообразования в русистике были заложены работами M. M. Покровского и Л. В. Щербы, А. И. Смирницкого и Г. О. Винокура, М. Д. Степановой и В. М. Жирмунского и особенно трудами В. В. Виноградова, показавшего тесную связь словообразования с лексикологией, с одной стороны, и с грамматикой — с другой, и впервые выдвинувшего тезис об особом месте словообразования в кругу лингвистических дисциплин. К трудам Винокура восходят важные идеи о специфике производного слова как носителя особого типа значения — словообразовательного значения.

Современная теория словообразования базируется на работах Н. М. Шанского, Е. А. Земской, Е. С. Кубряковой, И. С. Улуханова и др.

Основные понятия словообразования

Основные понятия теории словообразования: мотивация (мотивированность) — семантическая обусловленность значения производного словазначениями его составляющих; понятие словообразовательной производности, основанное на формальной и семантической выводимости свойств производного слова из свойств производящих единиц, словообразовательное значение.

Словообразование (деривация) может быть определено как область моделирования особых единиц номинации – производных слов (дериватов). Производное слово носит двусторонний, формально-семантический характер. Для указания на обусловленность структуры и семантики деривата производящей базой в современной дериватологии спользуются соотносительные понятия: словообразовательная мотивированность (мотивация) и словообразовательная производность. Однако следует отметить, что второе понятие шире первого: анализируя дериват с точки зрения семантики, целесообразнее говорить о его мотивированности, с формально-семантической точки зрения – о его производности (план выражения и содержания одновременно). Словообразовательная мотивированность – это семантическая обусловленность значения деривата значением мотивирующего слова. Например, для мотивированного слова кредитовать в значении «взять (брать) в кредит, взаймы», мотивирующим словом является существительное кредит. Основа мотивированного слова характеризуется большей формальной сложностью. Лексические значения слов различны, однако лексическое значение слова кредитовать выводится с опорой на лексическое значение существительного кредит.

Все слова языка делятся на немотивированные и мотивированные. Немотивированное слово – это слово, условно обозначающее действительность (первичная номинация). Мотивированное слово – это слово, семантически выводимое из однокорневого слова (вторичная номинация). Отличительное свойство мотивированного слова – его семантическая вторичность, т.е. связанность с семантикой другого слова. Свойство производного слова иметь свое собственное и «заимствованное» значение одновременно называется в лингвистике свойством двойной референции: референции к миру действительности, типичной для класса слов вообще, и референции к миру слов, типичной для вторичных единиц номинации. Первое отражает наличие у производных слов индивидуального лексического значения, второе указывает на источник этого значения и особую форму его существования.

Мотивация (семантическая обусловленность значения производного словазначениями его составляющих)

В языковой системе смысловая сущность слова не исчерпывается свойственными ему значениями. Слово по большей части заключает в себе указания на смежные ряды слов и значений. Оно насыщено отражениями других звеньев языковой системы, выражая отношение к другим словам, соотносительным или связанным с его значениями. В богатстве таких отголосков и заключается ценность удачного названия или художественного выражения. Эти черты семантики слова — со времени литературно-художественной деятельности А.С. Пушкина — были осознаны нашими филологами и писателями. Так, например, П.А. Плетнев писал Я.К. Гроту (29 сентября 1845 г.) о своей лекции в университете: «Я изъяснил, что нет в языке слов равнозначащих совершенно, потому что с лексиконным значением в голову приходит с каждым словом идея века, народа, местности, жизни. Все это удалось мне выяснить простым примером - борода и брада. Первая так и рисует читателю Русь в виде ее мужика, купца или попа. Второе каждого из нас переносит во времена патриархов (иудейских), в жизнь восточных народов и проч., оттого только, что это слово врезалось в памяти из церковных книг. На этом я основал важное учение о мастерстве давать картинам точные краски в литературных произведениях».Позднее проф. А.В. Никитенко (в дневнике 26 января 1864 г.) заметил: «То выражение особенно хорошо, которое, с точностью передавая определенную мысль, вместе с тем дает вам чувствовать и отношение ее к другим мыслям, более или менее к ней близким или отдаленным, но которые не входят непосредственно в цепь излагаемых вами понятий». Язык Пушкина представляет разительные примеры семантической многоплановости слова и — вместе с тем — многообразия его возможных художественных применений.

Связь значения слова с лексико-семантической системой языка осуществляется через посредство внутренне объединенных разнообразных предметно-смысловых и экспрессивно-синонимических словесных групп.Вследствие сложности смысловой структуры слова, вследствие многообразия его отношений и живых взаимодействий с другими лексическими звеньями языковой системы бывает очень трудно разграничить и передать все значения и оттенки слова даже в данный период развития языка, представить со всей полнотой и жизненной конкретностью роль слова в речевом общении и обмене мыслями между членами общества.

Словообразовательная производность

Словообразовательная производность, отсылочная часть деривата (производящая база), формантная часть деривата, производное слово, непроизводное слово. В отличие от мотивированности, для определения производности слова необходимы два показателя – формальный и семантический. Словообразовательная производность – это синхроническая структурная и семантическая выводимость деривата из отсылочной части (производящей базы) и формантной части (словообразовательных средств). Отсылочная часть деривата (производящая база) представляет собой основу слова, слово, сочетание основ или слов, используемых для образования деривата, отсылающих к мотивирующему слову или словам и служащих способом сохранения содержащихся в них полнозначных единиц в структуре производного слова.

Так, например, отсылочной частью (производящей базой) производного слова школьник является основа существительного школа (школьник – «тот, кто учится в школе»). При определении отсылочной части деривата (производящей базы) принято использовать критерий Григория Осиповича Винокура, сформулированный им в статье «Заметки по русскому словообразованию»:

«…значение слов с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы…» (Винокур, с. 317).

Данный критерий считается основным при установлении отношений производности: для квалификации отношений между словами в качестве производных необходим и достаточен хотя бы один общий неграмматический компонент в семантике двух слов, имеющих формальную общность. Например, лексическое значение производного слова подосиновик («съедобный гриб, имеющий красную или красно-коричневую шляпку и обычно растущий под осиной») формально и семантически соотносится со словом осина.

Критерий имеет и большое практическое значение: при построении формулы толкования значения производного слова необходимо включать семантику отсылочной части (производящей базы) деривата. Например, следуя критерию Г.О. Винокура, определим отсылочную часть деривата дождевик следующим образом. Формула толкования значения данного производного слова – «то, что защищает от дождя». Следовательно, отсылочной базой является корневой морф -дожд-, а в лексическое значение слова дождевик («род верхней одежды, лёгкий плащ») должен включаться компонент «служащий для защиты от дождя».

Словообразовательное значение

Словообразовательное значение (деривационное значение) — одно из основных понятий словообразования; особый тип значения слова, которым может обладать только производное слово.

Словообразовательное значение выражается с помощью словообразовательного форманта и устанавливается путем сопоставления производного и производящего слов. Например, разница между лексическими значениями слов столик и стол — компонент «маленький», соответственно, словообразовательное значение слова столик — «маленький предмет, обозначенный производящим словом».

Однако не всегда словообразовательное значение производного слова можно установить методом сопоставления с производящим словом, так как, кроме значения форманта, в семантической структуре производного слова могут быть также семантические приращения. Поэтому для определения словообразовательного значения, привносимого формантом, необходимо сопоставлять производное слово с другими производными, образованными тем же способом.

Еще по теме словообразования

3059
09.02.2016 г.

Атрибуты

Article: 1

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.