AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Когнитивная лингвистика. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//yazykoznanie/kognitivnaia-lingvistika/ (дата обращения: 19.04.2024)

Когнитивная лингвистика

Когнитивная лингвистика

Содержание

    Эта дисциплина, сложившаяся во второй половине 20 века, занята открытием путей, «которыми язык использует общие когнитивные механизмы». Когнитивная лингвистика — одно из направлений когнитивной науки, в центре интересов которой – ментальные процессы, выделяющие человека как разумное существо.

    Человек, в отличие от животных, обладает когнитивными способностями. Они проявляются очень многообразно: это и представление образов и логический вывод на их основе, получение новых знаний на основе уже имеющихся, составление планов и их выполнение в определенном порядке, принятие решений и т.д. Без уяснения работы этих механизмов нельзя понять функционирование языка. Они находят выражение в языке.

    Лингвистика стала одной из главных дисциплин когнитивной науки, потому что:

    • язык закрепляет процессы познания;
    • через структуры языка мы получаем информацию не только о языке, но и об описываемом на этом языке мире (мировидение);
    • языковые явления достаточно изучены.

    Нам кажется, что знания приобретаются благодаря языку. На самом деле языковые способности – это только вершина айсберга, а многое, что происходит в нашем сознании, находится «под водой». И требуются усилия лингвистов, психологов, чтобы эксплицировать то, что скрыто.

    Постулат 1. О примате когнитивного.

    За значениями слов стоят когнитивные структуры (знания, КМ). Требуются специально разработанные языки (термины) представления знаний.

    Изучение языковых форм заведомо не полно без обращения к когнитивным категориям, поскольку мыслительные категории практически неотделимы от языковых. Реальное объяснение функционирования языка можно получить только при обращении к когнитивным структурам.

    Для когнитивных методов характерно объяснение через экспликацию связей между знаками языка и структурами занний (и процедурами их обработки).

    Основные когнитивные категории заимствованы из теории представления знаний: фрейм, сценарий, сцена, концепт.

    Марфин Минский определял фрейм как «структуру знаний о типизированном объекте или стереотипной ситуации» (фрейм дома, лыжного спорта, дня рождения). Фреймы и прототипы – один из способов экономии усилий («ритуализация мышления и языкового поведения»).

    Фрейм формируется в терминах описаний (дескрипций). Сценарий – процедурный способ представления знаний. Он формулируется в терминах алгоритма или инструкций (посещение кинотеатра, сдача экзамена).

    Фреймы и сценарии – это и реальные структуры в нашем сознании, и способы представления этих структур. Фрейм состоит из слотов (см. Филмора (лекция 5) – глагол «писать» или мое – пищевые скандалы).

    Пример. По языковым фактам можно разграничить фреймы. Квазисинонимия. Пример – «страна» и «государство».

    Постулат 2. О нерелевантности противопоставления лингвистического и экстралингвистического знания.

    Понимание текста не универсально. Оно зависит от «фактора интереса»: человек выбирает из текста то, что соответствует его коммуникативным намерениям в данный момент или его интересу. С другой стороны, понимание зависит от тех или иных знаний, модели мира говорящего и слушающего.

     В. Дейк: «Мы действуем не в реальном мире…». Когнитивная теория метафоры.

    Для когнитивной лингвистики задача – экспликация связей языковых фактов со структурами знаний и процедурами их обработки. Важно то, что когнитивные структуры не обязательно привязаны к определенному языковому знаку (концепты). При этом эксплицитной является лишь часть языковой структуры, а другая присутствует в имплицитном виде. С этим связаны эффекты РВ.

    Постулат 3. О тенденции к экономии усилий.

    Принцип экономии одинаково актуален для языка и когнитивных структур. Тенденция к экономии порождает «ритуализацию» мышления человека и его языкового поведения. Подтверждением могут служить метафоры, метонимия, этикетные речевые акты, речевые клише, паремии. Фреймы и прототипы – способ экономии усилий, так как являются «идеализированными когнитивными моделями» и сводят любую уникальную ситуацию к стандарту, в котором воплощен предшествующий опыт человека. Ревность как когнитивный феномен.

    Постулат 4. О множественности воплощения когнитивных структур в языке.

    Известно, что каждая языковая форма стремится выражать несколько значений, а каждое значение – к тому, чтобы быть выраженным различными формами. Когнитивные структуры необязательно привязаны к определенному знаку.

    О средствах репрезентации концепта.

     О конструирующей роли дискурса

    В тридцать шестом – тридцать седьмом годах, в период самого страшного террора, повседневная жизнь странным образом улучшилась. … Отмашку дал сам Сталин. Он произнес знаменитую фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселей». Ее хором повторяли все газеты. … В тридцать пятом отменили карточки на питание. Потихоньку заполнялись прилавки. … Стали лучше одеваться. Женщины начали ходить в парикмахерские и делать маникюр. Сталин разрешил радости жизни. Узаконил любовь, семейное счастье (развестись было очень трудно), отцовский долг; позволил поэзию, допустил рассуждения о гуманизме, румяна и украшения. Вернулись танго и фокстрот, а Леонид Утесов создал советский джаз. У него была такая песенка, которая точно выражает дух нового времени:

    На аллеях центрального парка

    Майским утром цветет резеда.

    Можно галстук носить очень яркий

    И быть в шахте героем труда.

    Как же так: резеда – и героем труда?

     Не пойму, объясните вы мне.

    Потому, что у нас

    Каждый молод сейчас

    В нашей юной прекрасной стране.

    И. само собой, «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Это без умолку звучало на улицах из репродукторов, а в квартирах из «тарелок», и не дай бог на кухне или в коридоре коммуналки попросить сделать потише. Донесли бы мгновенно, в стукачах недостатка не было. … До тридцать шестого года все жили во имя «общего дела», и никто не помышлял о частной жизни. Ее едва хватало на то, чтобы завести детей. А потом внезапно, после одной-единственной фразы Сталина «жить стало веселее» все поменялось. Народ послушался. Коммунисты стали исправно влюбляться и заводить семью. 

    08.02.2016, 6443 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.