AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Фонографическая система письма

Фонографическая система письма

Содержание

    Фонетическое письмо — вид письма, в котором графический знак (графема) привязан к определённому звучанию.

    Различают:

      • слоговый (силлабический) — каждый письменный знак обозначает определённый слог. Различают:
        • собственно слоговое письмо — слоги с одинаковой согласной, но с разными гласными обозначаются совершенно разными знаками (например, японская кана);
        • абугида — такие слоги обозначаются видоизменёнными формами одного базового знака (например, эфиопское письмо) и/или дополнительными знаками (индийское письмо)
      • консонантный (квазиалфавитный) — на письме обозначаются только согласные. При своём развитии такие системы письма, как правило, обогащаются системами огласовок, в которых с помощью диакритических или дополнительных знаков можно обозначать гласные
      • Консонантно-вокалическое письмо — буквы обозначают как гласные, так и согласные; на письме в целом соблюдается соответствие «однаграфема (письменный знак) есть одна фонема».

    Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называютсябуквами. Кодировка аудиальной информации в графическую — письмо. Декодировка в звуки — чтение.

    Поскольку звучащая речь представляет собой произносимую последовательность, то и фонетическое письмо — последовательное выписывание знаков алфавита, поставленных в соответствие звучанию конкретного отрезка речи.

    Силлабография

    Элементы фонографии в виде первых попыток слогового письма обнаруживаются, как уже упоминалось, в шумерской клинописи. Силлабическое, или слоговое, письмо – более высокий уровень развития системы письма. Его проявления можно наблю­дать более или менее последовательно в вавилоно-ассирийской клинописи: число слоговых знаков заметно увеличилось; они ста­ли преобладать над знаками идеографическими. Происходило это воII тысячелетии до н.э. Однако формирование слогового пись­ма не было однонаправленным. Обычно выделяют четыре пути и соответственно четыре типа слогового письма.

    Первый тип называют силлабо-идеографическим. Возникло оно путем преобразования идеографии и характеризовалось смеше­нием идеографической и силлабографической систем письма. Это письмо шумеров, ассирийцев, вавилонян, урарту и др.

    Второй тип составляют силлабические системы, появившиеся на основе консонантно-звукового письма путем его вокализации. Так формировалось эфиопское и индийское письмо на рубеже старой и новой эр.

    Третий тип слогового письма представляет собой дополне­ние к идеографическому с целью обозначения грамматических аф­фиксов. Это японское (кана) и корейское (кунмун) письмо, сфор­мировавшееся к середине II тысячелетия н. э.

    Четвертый тип был изобретен уже в XIX-начале XX в. Предназначался он для небольших народностей Америки, Афри­ки и Азии.

    Есть и иная классификация:

    § собственно слоговое письмо – тип письма, гдеслоги с одинаковым согласным, но с разными гласными обозначаются совершенно разными знаками(например, японская кана);

    § абугида – тип письма, где такие слоги обозначаются видоизменёнными формами одного базового знака (например, эфиопское письмо) и/или дополнительными знаками (индийское письмо).

    Данная типология слогового письма показывает, что чаще все­гооно было смешанным, т.е. сочеталось с идеографией, чисто силлабическим было, пожалуй, лишь крито-микенское и кипр­ское. Слоговое письмо позволило сократить число письменных знаков. Так, крито-микенская система уже использовала лишь 55 графических знаков, каждый из которых обозначал сочетание со­гласного с гласным (ра, ко, пе, де и т.д.). Приближалась эпоха зарождения буквенно-звукового письма.

    Буквенно-звуковым называется письмо, в котором каж­дый графический знак (буква) обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а фонему. Поэтому этот тип письма еще называют фонемографическим. Раз­личают две его разновидности — консонантно-звуковое и вокализованно-звуковое.

    а) Консонантно-звуковое письмо возникает во второй половине II тысячелетия до н.э. Его специфика заключалась в том, что гра­фическому обозначению подлежали только согласные (консонан­тные) звуки. Гласные в тех языках, на базе которых возникло кон­сонантно-звуковое письмо, служили лишь прослойкой между согласными и поэтому не нуждались в отдельном знакообозначении. Впервые консонантно-звуковые знаки появляются в египет­ском письме, затем их удельный вес (по отношению к идеограм­мам) возрастает в мероитской (г. Мероэ в Судане), протосинайской, протоханаанской, угаритской системах письма.

    Однако наибольшее распространение приобрело финикийское консонантное письмо, которое, по мнению ряда ученых, было положено в основу многих современных алфавитов. Этому спо­собствовало и географическое расположение финикийского госу­дарства. Жили древние финикийцы на восточном побережье Сре­диземного моря, соединяя тем самым древнейшие цивилизации, существовавшие на берегах Нила и Тигра - Евфрата. Финикий­ское письмо состояло из 22 знаков, которые обозначали согласные звуки, читавшиеся все же как слоги. Поэтому финикийское пись­мо можно назвать переходным от слогового к буквенно-звуковому.

    б) Вокализовано-звуковое письмо: на основе финикийского письма возникают арамейское (ис­чезает в IV в. н.э.) и греческое (табл. 7). Греки сделали еще один шаг в развитии фонографии - стали обозначать на письме не только согласные, но и гласные звуки. Причина этому - строй греческого языка, в котором, в отличие от семитских, гласные играли не меньшую роль, чем согласные. Морфемы (корневые и аффиксальные) греческого языка состоят как из согласных, так и гласных звуков. Так возникает вокализованно-звуковое письмо, в основу которого положена финикийская графическая система, под­вергшаяся существенному преобразованию для нужд греческого языка. Создаются особые знаки для обозначения гласных звуков, приспосабливаются финикийские.Двунаправленное написание строки (бустрофедон «как водят быков») заменилось современным направлением - слева направо. Это отразилось и на графике.При бустрофедоне буквы первой строки обращены влево, а второй — вправо и т.д., попеременно. В греческом письме все буквы при­обрели однонаправленное положение. Древнейшая надпись та­ким способом сделана в 600 г. до н. э. на статуе Рамзеса II (знаме­нитая ипсамбульская надпись).

    Совершенствование греческого письма было подчинено задаче его демократизации - древнейшие греческие надписи высекались на камне, поэтому оно отличалось строгими линиями (отвесными, горизонтальными, косыми) и получило наименование лапидарного (от лат. lapidaris «относящийся к камням»), или капитального, пись­ма. Затем были созданы устав (унциал), курсив (скоропись) и строч­ное (минускульное) письмо. На основе древнегреческого минускула сформировалось современное греческое письмо. В зависимости от способов обозначения некоторых звуков на j письме греческий архаический алфавит распадается на две разно­видности — западногреческий и восточногреческий (схема 5). Западногреческое письмо «дало жизнь» этрусскому и латинскому алфавитам (табл. 8), а восточногреческое послужило основой для готской азбуки (ее создатель — епископ Вульфила), славянскойкириллицы, грузинского, армянского алфавитов (Месроп Маштоц). 

    К особым типам на Западе относят руническое письмо (сканди­навских, англосаксонских, германских и др. народов) и огамическое письмо ирландцев (кельтских народов). Оба типа были вытеснены латиницей в свя­зи с заменой у этих народов язычества христианской религией.

    Принятие христианства благотворно отразилось и на создании славянского письма. Христианская религия пришла на славян­ские земли из Рима, вытеснив язычество. Ее распространение про­водилось через латинских миссионеров и немецко-католическое духовенство. Богослужения проходили на непонятном для славян латинском языке, большое недовольство вызывала алчность пришельцев — непомерные налоги, поборы, захваты лучших земельных угодий, а также насмешливое и пренебрежительное отноше­ние духовенства к самобытной культуре, быту и языку славян, поэтому они как могли сопротивлялись этому. Желая сохранить независимость, моравский князь Ростислав обратился в 862 г. к византийскому императору Михаилу и патриарху Фотию с просьбой прислать в Моравию миссионеров для проповеди хрис­тианства на славянском языке. В качестве таких проповедников туда были направлены братья Мефодий и Константин — выходцы из славянского города Солуни (ныне Салоники), расположенного неподалеку от Болгарского царства, на севере Византийской им­перии. С детства они хорошо знали болгарский язык, что позво­ляло им блестяще выполнить возложенную на них миссию. К тому же Константин имел уже опыт миссионерской деятельности в Сирии, Крыму, Хазарии. Переезду в Моравию предшествовала огромная подготовительная работа: «...учить (славян. — Н.А.)без азбуки и книг все равно, что писать беседу по воде», — изрек Константин, когда узнал, что у славян нет азбуки. Уединившись, он разработал ее на основе греческого письма и с помощью Мефодия перевел на славянский язык псалтырь и другие христиан­ские книги.

    Летом 863 г. солунские братья прибыли в Велеград — столицу Моравии, где впервые вели богослужение на славянском языке по переведенным на него «священным» книгам. Сразу же у них по­явились ученики из числа моравов, изучавшие славянскую азбуку и осуществлявшие церковное служение на родном языке. Поэто­му 863 год считается годом создания славянской письменности.

    До нас дошли письменные памятники этого периода в двух графических разновидностях. Одни из них написаны кириллицей (Константин, приняв монашеский сан, получил имя Кирилл), другие — глаголицей (ст.-сл. глагол «слово»). Обе азбуки долгое время сосуществовали, затем глаголица была вытеснена на восто­ке — кириллицей, на западе — латиницей. Какое же из двух изоб­ретений принадлежит Кириллу. Некоторые наиболее известные гипотезы следующие:

    - более древней является глаголица, разработанная Кирил­лом; позже на основе ее и греческого уставного письма появилась кириллица, созданная учеником Кирилла Климентом Охридским;

    - глаголица как самобытное письмо славян предшествовала кириллице, которую создал Кирилл;

    - кириллица - гениальное творение Кирилла - предшество­вала глаголице;

    - глаголица и кириллица - разновидности дохристианского письма славян;

    - глаголица и кириллица возникли на основе древнего соб­ственно славянского письма типа «черт и резов», но под суще­ственным влиянием греческого.

    Русское письмо восходит к кириллице. После принятия вос­точными славянами христианства на Руси утвердилась кириллов­ская азбука (табл. 9). Однако вне религии использовалось и рус­ское письмо (гнездовская надпись на глиняном сосуде «гороушна», берестяные грамоты Новгорода).

    Кроме внешней истории создания славянской азбуки, особый интерес представляет собственно языковедческий аспект фоно­графии. Прежде всего,необходимо помнить, что алфавитная сис­тема письма ориентирована на конкретный язык и графически отражает его звуковой строй. Теперь на письме фиксируются не слова и даже не слоги, а мельчайшие «атомы» языка — фонемы. Для этого необходимо было научиться вычленять их из речевого потока. Выделение в слогах составляющие их фонемы сопряжено (как следствие) с развитием морфологической системы языка, когда граница между морфемами могла проходить внутри слога. Этим, собственно, и отличаются неслоговые языки от слоговых. Поэто­му слоговое письмо (силлабография) используется в слоговых язы­ках и в наше время. Буквенно-звуковое же письмо используется главным образом в языках неслогового типа, где каждой фонеме соответствует отдельный графический знак-буква.

    08.02.2016, 3472 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.