Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяЯзыкознаниеФонографическая система письма


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Фонографическая система письма

Фонетическое письмо — вид письма, в котором графический знак (графема) привязан к определённому звучанию.

Различают:

    • слоговый (силлабический) — каждый письменный знак обозначает определённый слог. Различают:
      • собственно слоговое письмо — слоги с одинаковой согласной, но с разными гласными обозначаются совершенно разными знаками (например, японская кана);
      • абугида — такие слоги обозначаются видоизменёнными формами одного базового знака (например, эфиопское письмо) и/или дополнительными знаками (индийское письмо)
    • консонантный (квазиалфавитный) — на письме обозначаются только согласные. При своём развитии такие системы письма, как правило, обогащаются системами огласовок, в которых с помощью диакритических или дополнительных знаков можно обозначать гласные
    • Консонантно-вокалическое письмо — буквы обозначают как гласные, так и согласные; на письме в целом соблюдается соответствие «однаграфема (письменный знак) есть одна фонема».

Алфавитами называют фонетические письменности, имеющие стандартный, так называемый алфавитный порядок знаков. Знаки алфавитов называютсябуквами. Кодировка аудиальной информации в графическую — письмо. Декодировка в звуки — чтение.

Поскольку звучащая речь представляет собой произносимую последовательность, то и фонетическое письмо — последовательное выписывание знаков алфавита, поставленных в соответствие звучанию конкретного отрезка речи.

Силлабография

Элементы фонографии в виде первых попыток слогового письма обнаруживаются, как уже упоминалось, в шумерской клинописи. Силлабическое, или слоговое, письмо – более высокий уровень развития системы письма. Его проявления можно наблю­дать более или менее последовательно в вавилоно-ассирийской клинописи: число слоговых знаков заметно увеличилось; они ста­ли преобладать над знаками идеографическими. Происходило это воII тысячелетии до н.э. Однако формирование слогового пись­ма не было однонаправленным. Обычно выделяют четыре пути и соответственно четыре типа слогового письма.

Первый тип называют силлабо-идеографическим. Возникло оно путем преобразования идеографии и характеризовалось смеше­нием идеографической и силлабографической систем письма. Это письмо шумеров, ассирийцев, вавилонян, урарту и др.

Второй тип составляют силлабические системы, появившиеся на основе консонантно-звукового письма путем его вокализации. Так формировалось эфиопское и индийское письмо на рубеже старой и новой эр.

Третий тип слогового письма представляет собой дополне­ние к идеографическому с целью обозначения грамматических аф­фиксов. Это японское (кана) и корейское (кунмун) письмо, сфор­мировавшееся к середине II тысячелетия н. э.

Четвертый тип был изобретен уже в XIX-начале XX в. Предназначался он для небольших народностей Америки, Афри­ки и Азии.

Есть и иная классификация:

§ собственно слоговое письмо – тип письма, гдеслоги с одинаковым согласным, но с разными гласными обозначаются совершенно разными знаками(например, японская кана);

§ абугида – тип письма, где такие слоги обозначаются видоизменёнными формами одного базового знака (например, эфиопское письмо) и/или дополнительными знаками (индийское письмо).

Данная типология слогового письма показывает, что чаще все­гооно было смешанным, т.е. сочеталось с идеографией, чисто силлабическим было, пожалуй, лишь крито-микенское и кипр­ское. Слоговое письмо позволило сократить число письменных знаков. Так, крито-микенская система уже использовала лишь 55 графических знаков, каждый из которых обозначал сочетание со­гласного с гласным (ра, ко, пе, де и т.д.). Приближалась эпоха зарождения буквенно-звукового письма.

Буквенно-звуковым называется письмо, в котором каж­дый графический знак (буква) обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а фонему. Поэтому этот тип письма еще называют фонемографическим. Раз­личают две его разновидности — консонантно-звуковое и вокализованно-звуковое.

а) Консонантно-звуковое письмо возникает во второй половине II тысячелетия до н.э. Его специфика заключалась в том, что гра­фическому обозначению подлежали только согласные (консонан­тные) звуки. Гласные в тех языках, на базе которых возникло кон­сонантно-звуковое письмо, служили лишь прослойкой между согласными и поэтому не нуждались в отдельном знакообозначении. Впервые консонантно-звуковые знаки появляются в египет­ском письме, затем их удельный вес (по отношению к идеограм­мам) возрастает в мероитской (г. Мероэ в Судане), протосинайской, протоханаанской, угаритской системах письма.

Однако наибольшее распространение приобрело финикийское консонантное письмо, которое, по мнению ряда ученых, было положено в основу многих современных алфавитов. Этому спо­собствовало и географическое расположение финикийского госу­дарства. Жили древние финикийцы на восточном побережье Сре­диземного моря, соединяя тем самым древнейшие цивилизации, существовавшие на берегах Нила и Тигра - Евфрата. Финикий­ское письмо состояло из 22 знаков, которые обозначали согласные звуки, читавшиеся все же как слоги. Поэтому финикийское пись­мо можно назвать переходным от слогового к буквенно-звуковому.

б) Вокализовано-звуковое письмо: на основе финикийского письма возникают арамейское (ис­чезает в IV в. н.э.) и греческое (табл. 7). Греки сделали еще один шаг в развитии фонографии - стали обозначать на письме не только согласные, но и гласные звуки. Причина этому - строй греческого языка, в котором, в отличие от семитских, гласные играли не меньшую роль, чем согласные. Морфемы (корневые и аффиксальные) греческого языка состоят как из согласных, так и гласных звуков. Так возникает вокализованно-звуковое письмо, в основу которого положена финикийская графическая система, под­вергшаяся существенному преобразованию для нужд греческого языка. Создаются особые знаки для обозначения гласных звуков, приспосабливаются финикийские.Двунаправленное написание строки (бустрофедон «как водят быков») заменилось современным направлением - слева направо. Это отразилось и на графике.При бустрофедоне буквы первой строки обращены влево, а второй — вправо и т.д., попеременно. В греческом письме все буквы при­обрели однонаправленное положение. Древнейшая надпись та­ким способом сделана в 600 г. до н. э. на статуе Рамзеса II (знаме­нитая ипсамбульская надпись).

Совершенствование греческого письма было подчинено задаче его демократизации - древнейшие греческие надписи высекались на камне, поэтому оно отличалось строгими линиями (отвесными, горизонтальными, косыми) и получило наименование лапидарного (от лат. lapidaris «относящийся к камням»), или капитального, пись­ма. Затем были созданы устав (унциал), курсив (скоропись) и строч­ное (минускульное) письмо. На основе древнегреческого минускула сформировалось современное греческое письмо. В зависимости от способов обозначения некоторых звуков на j письме греческий архаический алфавит распадается на две разно­видности — западногреческий и восточногреческий (схема 5). Западногреческое письмо «дало жизнь» этрусскому и латинскому алфавитам (табл. 8), а восточногреческое послужило основой для готской азбуки (ее создатель — епископ Вульфила), славянскойкириллицы, грузинского, армянского алфавитов (Месроп Маштоц). 

К особым типам на Западе относят руническое письмо (сканди­навских, англосаксонских, германских и др. народов) и огамическое письмо ирландцев (кельтских народов). Оба типа были вытеснены латиницей в свя­зи с заменой у этих народов язычества христианской религией.

Принятие христианства благотворно отразилось и на создании славянского письма. Христианская религия пришла на славян­ские земли из Рима, вытеснив язычество. Ее распространение про­водилось через латинских миссионеров и немецко-католическое духовенство. Богослужения проходили на непонятном для славян латинском языке, большое недовольство вызывала алчность пришельцев — непомерные налоги, поборы, захваты лучших земельных угодий, а также насмешливое и пренебрежительное отноше­ние духовенства к самобытной культуре, быту и языку славян, поэтому они как могли сопротивлялись этому. Желая сохранить независимость, моравский князь Ростислав обратился в 862 г. к византийскому императору Михаилу и патриарху Фотию с просьбой прислать в Моравию миссионеров для проповеди хрис­тианства на славянском языке. В качестве таких проповедников туда были направлены братья Мефодий и Константин — выходцы из славянского города Солуни (ныне Салоники), расположенного неподалеку от Болгарского царства, на севере Византийской им­перии. С детства они хорошо знали болгарский язык, что позво­ляло им блестяще выполнить возложенную на них миссию. К тому же Константин имел уже опыт миссионерской деятельности в Сирии, Крыму, Хазарии. Переезду в Моравию предшествовала огромная подготовительная работа: «...учить (славян. — Н.А.)без азбуки и книг все равно, что писать беседу по воде», — изрек Константин, когда узнал, что у славян нет азбуки. Уединившись, он разработал ее на основе греческого письма и с помощью Мефодия перевел на славянский язык псалтырь и другие христиан­ские книги.

Летом 863 г. солунские братья прибыли в Велеград — столицу Моравии, где впервые вели богослужение на славянском языке по переведенным на него «священным» книгам. Сразу же у них по­явились ученики из числа моравов, изучавшие славянскую азбуку и осуществлявшие церковное служение на родном языке. Поэто­му 863 год считается годом создания славянской письменности.

До нас дошли письменные памятники этого периода в двух графических разновидностях. Одни из них написаны кириллицей (Константин, приняв монашеский сан, получил имя Кирилл), другие — глаголицей (ст.-сл. глагол «слово»). Обе азбуки долгое время сосуществовали, затем глаголица была вытеснена на восто­ке — кириллицей, на западе — латиницей. Какое же из двух изоб­ретений принадлежит Кириллу. Некоторые наиболее известные гипотезы следующие:

- более древней является глаголица, разработанная Кирил­лом; позже на основе ее и греческого уставного письма появилась кириллица, созданная учеником Кирилла Климентом Охридским;

- глаголица как самобытное письмо славян предшествовала кириллице, которую создал Кирилл;

- кириллица - гениальное творение Кирилла - предшество­вала глаголице;

- глаголица и кириллица - разновидности дохристианского письма славян;

- глаголица и кириллица возникли на основе древнего соб­ственно славянского письма типа «черт и резов», но под суще­ственным влиянием греческого.

Русское письмо восходит к кириллице. После принятия вос­точными славянами христианства на Руси утвердилась кириллов­ская азбука (табл. 9). Однако вне религии использовалось и рус­ское письмо (гнездовская надпись на глиняном сосуде «гороушна», берестяные грамоты Новгорода).

Кроме внешней истории создания славянской азбуки, особый интерес представляет собственно языковедческий аспект фоно­графии. Прежде всего,необходимо помнить, что алфавитная сис­тема письма ориентирована на конкретный язык и графически отражает его звуковой строй. Теперь на письме фиксируются не слова и даже не слоги, а мельчайшие «атомы» языка — фонемы. Для этого необходимо было научиться вычленять их из речевого потока. Выделение в слогах составляющие их фонемы сопряжено (как следствие) с развитием морфологической системы языка, когда граница между морфемами могла проходить внутри слога. Этим, собственно, и отличаются неслоговые языки от слоговых. Поэто­му слоговое письмо (силлабография) используется в слоговых язы­ках и в наше время. Буквенно-звуковое же письмо используется главным образом в языках неслогового типа, где каждой фонеме соответствует отдельный графический знак-буква.

2217
08.02.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.