AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Филология в эпоху эллинизма: Александрийская школа. Франкиец. Александрия и Пергам: спор «аналогистов» и «аномалистов»

Филология в эпоху эллинизма: Александрийская школа. Франкиец. Александрия и Пергам: спор «аналогистов» и «аномалистов»

Содержание

    Филология в эпоху эллинизма

    Эпоха - от походов Александра Македонского (334-323 до н. э.) до окончательного установления римского господства (30 до н. э.). 

    Компонент отделился от задач риторики – возникает термин грамматика – как наука о знаках языка. Термин появился в 3-2 вв до н.э. в Греции. Складываются все необходимые основания для выделения лингвистики. Компоненты – разные по времени.

    Где происходит объединение всех 3х компонентов? Мифы о языке возникли где-то в Греции, где точно – неизвестно. Клисфен жил в Афинах, где складываются демократия, риторика и риторические школы. Грамматика возникает за пределами материковой Греции. В 4 в. происходят социальные процессы – завоевание Александрии Александром Македонским, завоеванная им территория охватывает большую часть средиземноморья. На этих территориях возникают государства нового типа. Складывается эллинистический мир. Традиции прежних государственных образований, которые взаимодействовали с традицией материковой Греции, греческий язык.

    Первые грамматические школы складываются в Александрии Египетской и в Пергаме (Алая Азия). Лингвистика складывалась на базе греческой культуры, греческого языка, но на новоосвоенных территориях – колониях. Науки лингвистики как таковой не было, но лингвистические знания были растворены среди других наук (ПРОТОЛИНГВИСТИКА).

    3,2 в. до н.э. Начало лингвистики – грамматики.

    509-507 до нэ. Реформы Клисфена – риторика (различение истинной и ложной речи), логика, философия. Протолигвистика.

    Еще ранее – СКРЫТАЯ ЛИНГВИСТИКА.

    У нас есть скрытое представление о том, что такое слово и предложение, но оно не сформулировано. Знания зашифрованы в наших навыках. Их надо только дешифровать.

    Расцвет классической традиции в истории языкознания и наступление второго — «грамматического» — периода ее существования начинаются в эллинистическую эпоху и связаны со столицей египетского государства Птолемеев — Александрией (и отчасти Пергамом). Здесь в III и II вв. до н.э. сформировалась так называемая александрийская школа грамматики. Эта школа имела перед собой более утилитарные задачи, в соответствии с чем и общий характер изучения языка в работах ее представителей имеет более эмпирический характер. Как и в древней Индии, внимание александрийских ученых, находившихся вдали от Греции и переживших славную эпоху ее культурного расцвета, было направлено на сохранение литературной традиции греческого языка и стремление уберечь его от посторонних влияний и выработка нормы. Это не могло не способствовать развитию филологической науки, из которой постепенно стала вычленяться грамматика уже в специальном смысле.

     

    Александрийская школа. Франкиец

    Расцвет классической традиции в истории языкознания и наступление второго — «грамматического» — периода ее существования начинаются в эллинистическую эпоху и связаны со столицей египетского государства Птолемеев — Александрией (и отчасти Пергамом). Здесь в III и II вв. до н.э. сформировалась так называемая александрийская школа грамматики. Эта школа имела перед собой более утилитарные задачи, в соответствии с чем и общий характер изучения языка в работах ее представителей имеет более эмпирический характер. Как и в древней Индии, внимание александрийских ученых, находившихся вдали от Греции и переживших славную эпоху ее культурного расцвета, было направлено на сохранение литературной традиции греческого языка и стремление уберечь его от посторонних влияний и выработка нормы. Это не могло не способствовать развитию филологической науки, из которой постепенно стала вычленяться грамматика уже в специальном смысле.

    Но вместе с тем александрийцы не чуждались и философского истолкования вопросов языка. Унаследовав от стоиков проблему «аномалии», они подвергли ее тщательному рассмотрению, сделав одним из центральных вопросов своих споров. Под аномалией разумелось несоответствие между вещью и обозначающим ее словом. Например, аномалией является обозначение словом женского рода черепаха как женских, так и мужских особей этой разновидности животных. Когда этот спор перешел от философов к грамматикам, эти последние в противовес учению об аномалии выдвинули тезис об «аналогии», или единообразии, как господствующем принципе языка. Характерно, что даже этот отвлеченный спор между «аномалистами» и «аналогистами» в конце концов привел к практическим следствиям: выявленные в процессе этого спора языковые факты послужили материалами для построения систематической грамматики, где рядом с регулярными грамматическими правилами («аналогиями») нашли свое место и разного рода исключения из них («аномалии»).

    Система александрийского грамматического учения создавалась главным образом трудами Аристарха, Кратеса из Маллоса, ученика Аристарха — Дионисия Фракийского, Аполлония Дискола и его сына Геродиана.

    Сравнительно с другими античными грамматическими теориями александрийская отличается более глубоким вниманием к звуковой стороне языка, но все же в этом отношении она значительно уступает древнеиндийской. Описание звуков ориентируется у александрийцев на акустический принцип, хотя они обладают и некоторыми представлениями о физиологических основах произношения звуков. Отождествляя звуки и буквы, александрийцы разделяют их на две основные группы: гласные и согласные. Гласные, характеризуемые тем качеством, что они «сами по себе образуют полный звук», подразделяются в свою очередь на долгие, краткие и «двухвременные» (т. е. способные выступать и как краткие и как долгие «буквы»). Среди согласных, которые образуют «полный звук только в сочетании с гласными», выделяются полугласные и немые (с подразделением последних на легкие, средние и придыхательные).

    Слово определяется как «наименьшая часть связной речи», а предложение или речь (λόγοσ) — как «соединение слов, выражающее законченную мысль».

    Очень подробно разработаны у александрийцев учение о частях речи и морфология. В соответствии с классификацией Аристарха выделяется восемь частей речи: имя, глагол, причастие, член, местоимение, предлог, наречие и союз (у древних римлян вместо члена, который отсутствует в латинском языке, прибавлялось междометие).

    Определяя имя, Дионисий Фракийский пишет: «Имя есть склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь (тело, например, — камень; вещь, например, — воспитание) и высказываемая как общее и как частное (общее, например, — человек; частное, например, — Сократ)». Под категорию имени подводятся и прилагательные. Имена изменяются по падежам и числам.

    «Глагол, — пишет тот же автор, — есть беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание». Он выделяет пять наклонений — изъявительное, повелительное, желательное, подчинительное и неопределенное; три залога — действия, страдания и средний; три числа — единственное, двойственное и множественное; три лица — от кого речь, к кому речь и о ком речь. О временах Дионисий Фракийский пишет: «Времен три — настоящее, прошедшее, будущее. Из них прошедшее имеет четыре разновидности — длительное, предлежащее, преждезавершенное, неограниченное. В них три сродства — настоящего с длительным, предлежащего с преждезавершенным, неограниченного с будущим».

    К категории причастий относятся слова, объединяющие в себе некоторые признаки глагола и имени (причастие — это «слово, причастное к особенностям и глаголов и имен. Акциденции причастия — те же самые, что у имени и глагола, кроме лиц и наклонений»).

    Другие части речи Дионисий Фракийский определяет следующим образом:

    «Член есть склоняемая часть речи, стоящая впереди и позади склоняемых имен. Акциденций у него три: роды, числа, падежи». артикль?

    Местоимение есть «слово, употребляемое вместо имени, показывающее определенные лица».

    Предлог — «часть речи, стоящая перед всеми частями речи и в составе слова и в составе предложения», т. е. выступающая в разных словообразованиях и синтаксических сочетаниях.

    Наречие есть несклоняемая часть речи, высказываемая о глаголе или прибавляемая к глаголу».

    «Союз есть слово, связывающее мысль в известном порядке и обнаруживающее пробелы в выражении мысли».

    Синтаксису посвящена специальная работа Аполлония Дискола, но все же он разработан не так подробно, как морфология, которая содержит подробные классификации отдельных грамматических типов слов в зависимости от функций, выполняемых словами в речи.

    Вклад древних римлян: Создают глоссы-словари.

    Аристарх Византийский - изучение одного и того же слова в разных произведениях, диалектные и предметные словари) каждое значение иллюстрировалось.

    Аристарх Саморракийский - этимологические словари.

    Исихий Александрийский - самый обширный словарь.

     

    Александрия и Пергам: спор «аналогистов» и «аномалистов»

    Греческое грамматическое учение развивалось в двух центрах эллинистического мира. Пергам и Александрия. Там были сообщества ученых. Различия сводились к различной трактовке лингвистических законов. Древние осознавали, что существуют законы организации языка – правила и есть исключения. Что доминирует в языке? Правильность или стихийность? Александрия – за аналогию, а Пергам – за аномалию. Парадигма в переводе значит образец.

    Нельзя без аналогий – на сходстве явлений устанавливаются законы языка. Нельзя без аномалии, т.к. язык сопротивляется 100% системности. В любом языке много исключений.

    Пергамская школа породила римскую латиноязычную грамматическую традицию. Основатель пергамской школы – КРАТЕТ. 168г вместе с посольством Пергама должен прибыть в Рим и уехать после дипломатической миссии. Сломал ногу и читал лекции по греческой риторике в Риме, имел шумный успех. Древний Рим в то время – мощнейшая держава, нужно было укрепить филологическую составляющую державы. Стала развиваться латинская грамматика. Она не сразу обрела полноту. Развитие сдерживалось из-за неясности номенклатуры. Нужно было изобрести латинскую номенклатуру. Большинство латинских терминов – кальки с греческого. Иногда кальки неудачны и ошибочны. Калькировали части речи – удачные кальки – онома – номен, рема -  вербум.

    Аналогисты: представления о языке как о системе четких правил, в идеале не знающих исключений; конструирование нормы по аналогии. Юлий Цезарь, Варрон, александрийские грамматики.

    Аномалисты: все в языке случайно, норма может быть выведена только из обихода, который не подчиняется никаким правилам; нужно определять не грамматические правила, а обиход; установление нормы через наблюдение за обиходом. Секст Эмпирик, стоики (пример: черепаха и ворон, у черепахи нет формы м или ж лица, а у ворона есть).

    Александрийская школа

    Александрия – центр эллинистической культуры и учености, знаменитая своей библиотекой (переписывались книги). Окончательно сформировались понятия грамматики.

    Аристарх – 1й критик текста. Его волновала грамматика, правильность текста. Занимался трудами Гомера.

    Дионисий Фракийский – ученик Аристарха. Сочинение «О частях речи» стало основой для написания латинской грамматики. – имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, союз.

    Аполлоний Дискол «Синтаксис». Обе грамматики вышли во время, когда Александрия входила в состав Римской империи = до нас дошли в переработке римского времени.

    Упорядочение языка для обучения и переписывания материала; искали в языке элементы правильности и регулярности (на всех уровнях). Выделили основные элементы в звуковой стороне языка (гласные, согласные, долгие и краткие слоги, ударения и др)

    28.09.2016, 1101 просмотр.

    Атрибуты

    Article 1

    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.