AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Что такое язык? Понимание сущности языка в современной лингвистике. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//yazykoznanie/chto-takoe-iazyk-ponimanie-sushchnosti-iazyka-v-sovremennoi-lingvistike/ (дата обращения: 29.03.2024)

Что такое язык? Понимание сущности языка в современной лингвистике

Что такое язык? Понимание сущности языка в современной лингвистике

Содержание

    Ответ на этот вопрос не столь прост, как кажется на первый взгляд. Язык есть средство общения... это стало уже аксиомой. Но искусство тоже средство общения. Можно ли ограничивать понятие языка только вербальными средствами общения? А язык музыки, язык живописи, язык животных, язык жестов? Говорят, что и костюм – это тоже своеобразный язык. Вот, например, фрагмент интервью с известным художником М. Шемякиным:

    Корр. Почему вы всегда в черном? И эти сапоги в такую жару...

    М.Ш. Я ношу то, что удобно. Правда, костюмы действительно ненавижу. И куда угодно – даже на прием к президенту – хожу в том, в чем привык. Но все почему-то интересуются моей одеждой. Я тут недавно был у М. Горбачева, так он тут же спросил: «Почему вы сменили пиджак? Вы же всегда ходите в зеленом». На Западе вообще не очень обращают внимание на то, как ты одет.

    Корр. А здесь еще долго будут обращать, поскольку мы живем в средневековом обществе, где костюм – это знак, часть знаковой системы.

    КСТАТИ (для тех, кто читает лекции не только для сдачи экзамена)

    Американская фантастка Урсула Ле Гуин открыла новое направление – теролингвистику - и организовала даже Ассоциацию теролингвистов (от греч. therion - зверь). Что они изучают? «Язык» растений и животных. Говорят, что у растений нет языка... Но это не так, как считают теролингвисты. У растений есть общение, искусство общения, но оно некоммуникационно, не активно, то есть инициатива коммуникации должна исходить от нас, от тех, кому адресованы «сообщения» растений. Все зависит от нашего желания понять, «услышать» их. И тогда нам откроются «детективные сюжеты горностаев, эротические повествования бесхвостых амфибий и тоннельные сказания земляных червей». Один теролингист из Калькутты попытался выявить «лексикон» подсолнечника путем фотографирования растения на фотопленку через определенные промежутки времени. Урсула ле Гуин считает, что этим методом нельзя постичь искусство (язык) растений. Искусство растений некинетично, оно существует не во времени, как искусство животных, а в вечности. «Я предсказываю, что, когда мы обнаружим это искусство, оно окажется не действием, а реакцией, не активным общением, а восприятием. Сможем ли мы познать его? Сможем ли мы когда-нибудь его понять?» Но еще в середине ХХ века большинство ученых не верили, что язык дельфинов будет когда-нибудь воспринят человеческим разумом; более того, многие не верили, что в этом есть смысл.  «Однако минет век, и мы, возможно, покажемся будущим поколениям столь же достойными насмешек», - считает писательница. «Представьте себе, - скажет какой-нибудь фитолингвист, - они не умели читать даже на языке баклажанов! И эти люди улыбнутся нашему невежеству, потом поднимут с земли рюкзаки и отправятся читать только что расшифрованные лирические стихи лишайника. А вместе с ними или же вслед за ними пойдет, может быть, еще более дерзновенный искатель прекрасного – первый геолингвист. Не замечая утонченной, но скоротечной лирики лишайника, он станет вчитываться в то, что кроется под ней: в вулканическую поэзию камней, каждый из которых – слово, произнесенной давным-давно самой Землей». 

    Вернемся из мира фантастических гипотез к реальности. Что такое язык, человеческий язык, в понимании лингвистов конца ХХ века?

    Языковые универсалии

    Нельзя сказать, что к концу ХХ века не сложилось единого представления об языке. Напротив, оно создалось, и оно практически общепризнанно. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» (ЛЭС 1990: 604) сообщается: «Термин «Язык» имеет по крайней мере 2 взаимосвязанных значения: 1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем; 2) конкретный, так называемый этнический, или «идиоэтнический», язык – некоторая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме в некоторое время в некотором пространстве».

    Язык в первом значении – это абстрактное представление об едином человеческом языке. Удивительно, но при всех различиях между языками мы можем говорить о языке, имея в виду человеческий язык вообще. Почему? Потому что все языки в самом главном и существенном имеют много общего. Это принято называть языковыми универсалиями.

    Во-первых, языки объединяет общность функций. Для чего служит язык? Зачем он нужен человеку?  Этот вопрос логично задать в любом случае, когда мы имеем дело с каким-либо инструментом, будь то пила, микроскоп, удочка или язык. На первый взгляд, ответ очевиден и известен любому: язык служит для того, чтобы общаться. Но что значит общаться? Этот процесс не ограничивается передачей информации. Конечно, бывают ситуации, где эта функция является ведущей: например, при объявлении на вокзале о прибытии поезда или в прогнозе погоды. Однако значительно чаще люди пользуются языком не только для того, чтобы передавать информацию. Нередко они говорят, чтобы заставить человека думать и действовать определенным образом, чтобы показать свою власть, чтобы вызвать какие-то эмоции у адресата, а иногда – просто чтобы не чувствовать себя одиноким. Более того, люди не всегда говорят то, что думают, а иногда говорят даже то, что всем известно. Одним словом, говорят по разного рода причинам, многие из которых отнюдь не связаны с передачей информации «в чистом виде». 

    Каждый язык – это средство общения, средство формирования мысли, средство познания мира, средство регулирования деятельности людей и т.д. В акте вербальной коммуникации эти функции, как правило, сочетаются. Например, в рекламном сообщении присутствует и информация о товаре (коммуникативная функция), и воздействие на сознание адресата, его представления о мире и эмоциональную сферу (когнитивная и экспрессивная функции),   и побуждение его к действию (регулятивная функция), и стремление сделать сообщение забавным, запоминающимся (поэтическая функция языка). Проблема заключается не в том, чтобы разделить функции, а в том, чтобы показать, какая из них является доминирующей, какие задачи решает говорящий при помощи языка. См. об этом подробнее в [Ягелло М. Алиса в стране языка. Тем, кто хочет понять лингвистику. Пер. с франц. М., УРСС, 2003. Гл.1]

    Во-вторых, каждый естественный человеческий язык использует звуки. Во всех языках существуют гласные и согласные  (гласных – не менее 2-х, в языке аранта - 1). Как вы думаете, каких звуков во всех языках больше – согласных или гласных? И почему?

    В-третьих, каждый язык членоразделен, т.е. высказывание членится на какие-то смысловые элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе других высказываний.

    В-четвертых, во всех языках есть имена собственные, люди говорят предложениями (высказываниями).

    Это далеко не все языковые универсалии. См. об этом подробнее в Лингвистическом энциклопедическом словаре. (М., 1990 и др. издания)

    Конкретные языки - это многочисленные реализации свойств языка вообще. В разных языках – разный инвентарь элементов (фонем, морфем, слов) и своя система правил, по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания. Наш объект анализа – язык в первом значении, т.е. как феномен человеческого общества. Но понять его сущность, устройство (структуру), формы существования и функции можно, лишь опираясь на факты конкретных языков. 

    09.02.2016, 6627 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.