AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Типы языковых значений. Лексическое и грамматическое значение

Типы языковых значений. Лексическое и грамматическое значение

Классификация значений, знаков языка может различаться в зависимости от тех или иных оснований классификации. (См. подробно  в «Общем языкознании» под ред.  Березина, Головина).

Какую информацию несут языковые знаки? Разную! Смотря с какой точки зрения посмотреть!

1. В зависимости от передаваемой информации

2. В зависимости от языковых единиц,

Каково общее значение существительных, прилагательных?

3. В зависимости от функции, роли:

  • номинативные (называют предмет)
  • сигнификативные (связывают звуковой комплекс и понятие)
  • дейктивные (указывают на предмет, не называя его - местоимение)
  • экспрессивные (выразжают чувство и волю)
  • коммуникативные (указывают на цель высказывания - предложения - повествовательные, вопросительные, побудительные)

Могут быть и другие критерии для классификации значений.

Поскольку в центре внимания - основная знаковая единица языка - слово, рассмотрим, какими значениями обладает слово.

Как известно, слово входит в лексическую систему языка, т.е. является единицей лексики. С другой стороны, слово (лексема) входит в грамматическую систему языку, т.е. является единицей грамматики (грамматического строя языка). Это двуединая сущность слова проявляется в том, что мы (наше сознание) способно передавать и воспринимать в слове информацию 2-х видов. Об этом писал еще А.А. Потебня: «Слово заключает в себе указание на известное содержание, свойственное только ему одному, и вместе с тем указание на один или несколько общих разрядов, называемых грамматическими категориями». Первая информация  - лексическое значение, вторая - грамматическое.

Лексическое значение

Д.Н. Шмелев: «Слово - основная единица языка, которая может быть охарактеризована как знак».

Слово является словом потому, что оно имеет значение (бессмысленные сочетания звуков - не слова). Но вопрос о том, что такое значение слова, как определить его, в науке однозначно не решен. В первую очередь, различие в толкованиях значения слова касаются следующих отношений: «значение слова - предмет» и «значение слова - понятие».

Так, например, значение слова определяется как особая языковая форма отражения действительности, как отнесенность звукового комплекса к явлениям реального мира, «мира вещей». С другой стороны, значение слова рассматривается как отношение между звуковым комплексом и понятием, иногда даже приравнивается к понятию или же рассматривается как видоизменение понятия в соответствии с характером языкового знака и т.д.

В современной неопозитивистской философии значение слова определяется с точки зрения «реакции субъекта на знак», т.е. для каждого субъекта значение сугубо индивидуально, поскольку реакция, обусловленная социальным опытом, индивидуальна.

Ср., например, реакцию охотника и художника на слово «олень»;  «саперные лопатки» после событий в Тбилиси в начале 90-х гг. ассоциировались с войсками, подавившими выступления граждан и с тоталитарным режимом.

При таком подходе значение зависит от фоновых знаний отдельной языковой личности. Субъективное содержание слова обычно называют смыслом.

Были попытки дать строго лингвистическое определение значения, которое не выходило бы за рамки лингвистических категорий. Значение определяли как «потенциальную сочетаемость» слова. Предлагалось даже вообще отказаться от понятия «значение» в лингвистике и говорить только о значимости слова, которая зависит от взаимоотношений с другими словами (то есть значение=значимости: дядя - родственник, старшего поколения, состоящий в непрямом родстве; вишня - плодовое дерево).

Однако попытка дать собственно лингвистическое определение не дала и не могла дать результата (адекватного действительному положению дел).

 Почему?

Основная функция - номинативная -  связана с обращением к действительности.

Дело в том, что основная функция слова - номинативная, т.е.  называние предметов и явлений окружающей действительности, поэтому при определении значения невозможно ограничиться собственно языковыми моментами (такими, как сочетаемость и значимость).

Если бы мы попытались при определении лексического значения остаться в рамках «чисто лингвистических» категорий и определить значение через сочетаемость с другими словами, то мы оказались, как замечает Д.Н. Шмелев, перед  уравнением со всеми неизвестными»,  т.к. пришлось бы определить значение одного слова через сочетаемость с другими, еще не определенными (логически замкнутый круг).

Современная лексикография (электронные словари)  представляет значение слова  как сумму контекстов (см. Национальный корпус русского языка www.ruscorpora.ru)

А.И. Смирницкий (Значение слова // Вопросы языкознания 1955, №2) так определял значение слова: «Это есть известное отображение предмета, свойства, процесса, явления либо отношения в сознании (или аналогичное психическое образование, конструированное из отдельных элементов действительности (русалка, леший), входящее в структуру слова в качестве так называемой внутренней его стороны». При этом звучание выступает как материальная оболочка, необходимая не только для выражения значения, но и для самого его возникновения и существования (Так же в словаре Ахмановой, у Ю.С. Степанова).

Но нам из психологии, логики известно, что отражение действительности в сознании человека может происходить как ощущение, восприятие, представление, понятие. В каком же отношении значение слова находится ко всем этим явлениям?

Отличается ли и чем именно значение слова от других форм отражения действительности в сознании человека?

Низшие формы отражения действительности (ощущение, восприятие, представление) отражают индивидуальное, а значение отражает общее.

Ощущение может быть только индивидуальным (мне холодно, стол шероховатый).

Восприятие - более высокая форма, чем ощущение (не отдельное свойство, а целостный предмет) - оно более обобщенно отражает мир (тем не менее индивидуальный, субъективный момент - определяющий). Восприятие основано на индивидуальном опыте. Один и тот же предмет воспринимается индивидуумами по-разному. Кого назвать красивой - русскую, азиатку? Ср. фоторобот со слов разных свидетелей. 

Представление - чувственно-наглядный образ предмета или явления, свободно сохраняемый и воспроизводимый в сознании (беспредметно), с известной степенью обобщения («Я никогда не видел таких орехов, собак» - свидетельствует о отсутствии обобщенного образа). Но все-таки представление основано на индивидуальном опыте.

Как человек отражает мир?

Ощущение                     предмет присутствует

Восприятие                    предмет присутствует

Представление               предмета нет, но есть индивидуальный опыт

Понятие                         предмета нет, обобщен социальный опыт

 

Представление о верности складывается на основе конкретных проявлений (т.е. обобщено со стороны субъекта). Но это представление более или менее одинаково у целого коллектива (патриотизм).

(Соотнесенность значения слова с денотатом породила т.н. «предметную» гипотезу словесных значений. Суть ее в том, что значение слова = предмету окружающего мира, замещающегося в речи звуковым комплексом. Но есть вполне очевидные аргументы: существование отвлеченной лексики (все ненаблюдаемые явления), наличие разных языков).

Итак, наибольшая степень абстрагирования - в понятии.

Понятие отражает признаки не одного, а множества предметов и процессов (ср. растение, революция). В понятии закрепляется не индивидуальный опыт, а познание действительности обществом в целом.

К какому виду отражения действительности ближе всего значение слова? К понятию?

Ю.С. Степанов: «Значение слова стремится к понятию как к своему пределу»

Оно отражает общие и существенные признаки предмета, которые люди выявили в процессе познания. В лексическом значении «схвачены» общие признаки всех обозначенных словом денотатов. Это сигнификат знака.

Когда говорят, что лексическое значение ближе к понятию, имеют в виду именно обобщенный характер лексического значения. Но у понятия, в отличие от других форм отражения действительности, есть одно свойство: оно не предполагает обязательного наличия «картинки», абстрагируется от наглядно-чувственного образа (N, округлость, тяжесть, фонема).

А лексическое значение?

Для разных слов по-разному.

Конкретная лексика.

Многие слова имеют лексическое значение, которое соотносятся с наглядным образом (цвета в учебнике ин.яз., в японском - много оттенков).

Для конкретной лексики ЛЗ предполагает обобщенный образ (в большинстве случаев зрительный).

На этом основан гипноз: слово вызывает ощущение. Методы НЛП также используют особенности восприятия индивидуумов. В этом случае ЛЗ основано на таких особенностях денотата, который воспринимается органами чувств.

Ср. зрачок – ‘отверстие в радужной оболочке, через которое проникают световые лучи’ и лексическое значение  - ‘черное пятнышко в центре глаза’ (Его зрачки расширены).

Различается терминологическое и нетерминологическое значение.

Абстрактная лексика.

Обобщенный образ представить сложно или невозможно. Какую картинку можно представить, когда мы произносим правосудие (Фемида?),  истина, согласие, закон, время? Здесь ЛЗ = понятию. Но в терминах - научному понятию, а в бытовой лексике - «наивному», донаучному. Ср. «сердце» - в медицине и языке: «Коронарные сосуды сердца», «У меня за него сердце болит» Эти особенности ЛЗ требуют разграничения научных и донаучных понятий.

Наконец, многие слова, которые соотносятся с понятиями, могут включать и оценку (эмоциональную, социальную)

О научных и донаучных понятиях.

Таким образом, обобщающая способность не только терминов, но и всех знаменательных слов, позволяет учитывать не только научные, но и «бытовые» донаучные понятия. Им принадлежит решающая роль в формировании лексики общелитературного языка.

Лингвисты давно заметили, что даже те значения слов, которые близки к понятиям, все же не всегда легко поддаются логическому определению (толкование слов при помощи синонимического ряда - яркое подтверждение: манерный).

Например, каково значение слова «прямая»?

Л.В. Щерба: в геометрии  прямая - кратчайшее расстояние между двумя точками (это научное понятие); в повседневной жизни, в быту - это линия, которая не уклоняется ни влево, ни вправо, ни вверх, ни вниз. Это и составляет значение слова «прямая». Для таких лексических значений ядром являются т.н. бытовые, донаучные понятия.

Например, во многих европейских языках различаются фрукты и овощи (англ. fruit, vegetables, франц. fruits. Legumes; нем. Obst, gemuse) и т.д. В некот. - еще и ягоды (англ. berries, нем. beeren) (См. статью  А.Д. Шмелева в «Шмелевских чтениях»   2002, С. 116 - наивная биология; С. 20 - наивная семасиология).

 Однако эти бытовые понятия не совпадают с ботанической классификацией (Помидор сходен с ягодами,  а по языковой классификации - овощ).

Вопрос «на засыпку» для абитуриентов в медицинском институте: Что является плодом картофеля? Значение «плод» соотносится с биологическим понятием и с бытовым понятием по-разному. Ср. также бытовое и научное  понятие «звезда» и «планета» (в бытовом значении – все, что есть на небе -  звезды; туча и облако - у метеорологов есть понятие «облака» с их разновидностями).

Неразличение 2-х типов понятий привело некоторых лингвистов к мысли о невозможности изучения и описания лексико-семантической системы языка.

Американская дескриптивная лингвистика: «Чтобы дать научно точное определение значения для каждой формы языка, мы должны были бы иметь точные научные сведения обо всем, что окружает говорящего». Однако объем человеческих знаний чрезвычайно мал. Следовательно, мы можем правомерно определить значение той или иной языковой формы лишь в том случае, если это значение относится к чему-либо, о чем мы обладаем достаточными научными познаниями (Блумфильд).

Здесь мы имеем дело с проблемой соотношения значения и знания. (Ср. соль  - NaCl; любовь, ненависть...). Как мы понимаем друг друга,  не обладая соответствующими химическими или психологическим знаниями?

А.А. Потебня писал о «ближайшем» и «дальнейшем» значении слова:

«Что такое значение слова? Очевидно, языкознание рассматривает значение слов только до известного предела. Иначе языкознание заключало бы в себе содержание всех прочих наук. ...Дело в том. что под значением слова разумеются две различные вещи, из коих одну, подлежащую ведению языкознания, назовем ближайшей, а другую, составляющую предмет других наук, дальнейшим значением слова. Только одно ближайшее  значение слова составляет действительное содержание мысли».

(В чем различие толкового и энциклопедического словаря?)

Между системой значения бытовых и научных понятий есть взаимосвязи. Понятие науки - не основное общеязыковое  лексическое значение (звук - звук речи), а Л.З, обогащено за счет научных понятий: атом = частица.

Преподаватель русского в Чехии: У нас такая акселерация...(ускорение, бурная жизнь).

Могут ли быть слова, в значение которых не входит понятийный компонент?

Не все предметы и явления в равной мере интересны нам как объекты познания. Чем меньше нас интересует объект или явление, тем больше отстоит лексическое значение от понятия (в строгом смысле).

«Значение стремится к понятию как к своему пределу» (Ю.С. Степанов), но предел может быть довольно далеким.

Сравнить лексическое значение «стол», «курица». Зазор остается в уменьшительно-ласкательных (увалень), собственных именах (вовсе не связанных с понятием), в междометиях.

2. Коннотативные элементы лексического значения. Ядро и периферия ЛЗ.

Каково значение выражения «черт побери»? Как отражена действительность? Есть ли у него понятийное содержание?

Ядро лексического значения - обобщенное отражение действительности в образе или понятии. Кроме ядра существует периферия. Лексическое значение слова – это совокупность понятийного ядра и прагматических коннотаций. Это коннотативные элементы («созначения») - эмоциональные, стилистические, экспрессивные «добавки» к основному значению. Периферия, т.е. коннотации, могут выдвигаться на первый план, т.е. стать центром. Экспрессивная функция речи: междометия, повелительное наклонение, суффиксы. В индивидуальном тезаурусе функцию ругательства могут обрести: олигарх, демократ, наездник (о водителе, который не следит за техническим состоянием машины), чукча.

Слово может соединить обобщенное отражение действительности + оценку: эмигрант (в англ. и рус.) Ср. иммигрант, мигрант.

В языке есть специальные лексические единицы для выражения оценки: ласкательные слова или ругательства (без понятийного компонента).

Как возникает жаргон? За счет экспрессии и фамильярности.

История в тему

Изменчивость коннотаций

Сестра рассказала. Живет с штатах, далее - от первого лица.
Приходим с сыном (6 лет) на прием к врачу. Врач - божий одуванчик такой радостно-приветливый. Оказалось с русскими корнями, родители когда-то эмигрировали, он уже здесь родился. Обрадовался, что мы почти земляки. И вот начинается осмотр, и врач так ласково сыну: "Покажи горлышко, Засранец", "дыши, Засранец", "не дыши, Засранец" и так далее.
И всё с такой ласковой улыбкой, исключающей подвох. Я слегка онемела, да и детка мой тоже. Когда же под напором удивленного взгляда ребенка я все-таки спросила, за что, мол, вы так мальчика?
Оказалось, что старичок совершенно искренне считал, что данный эпитет - это такое ласковое обращение к детям в русских семьях. Его русский дедушка всегда называл только так.

Ассоциативный элемент лексического значения

Меня так смешит вопрос: "У вас есть вторая половина?"
Фаина Георгиевна Раневская как-то сказала:
 - Вторая половина есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая!

Стилистические элементы значения

Они появляются в результате длительного употребления  его в определенных контекстах или в определенной среде. Не совпадают с эмоциональным элементом (канцелярский, научный стиль).

Существование стилистических элементов значения легко обнаруживается в несоответствующем контексте.

Прием стилистического контраста - распространенный способ создания комического.

Каково значение: постановили, допустили? Ср.* Когда гости? - Мы постановили в воскресенье. *С.В. вас искал. На предмет положения на стол книги. *Я должен завтра доклад вещать. *Пойду взгляну в зерцало.

Ах, козлятушки, вы ребятушки, позабыли вы голос матушки,

допустили вы упущение, видно,  волк проник в помещение).

Таким образом, лексическое значение - целый комплекс психических явлений: обобщенное отражение действительности, осложненное коннотативными элементами.

Все ли слова обладают ЛЗ?

Некоторые выделяют лексическое значение только у основных частей речи, отвергая наличие его у собственных имен, служебных слов, местоимений, междометий.

У служебных слов Л.З. реализуется при соединении с самостоятельным словом (т.е. несамостоятельное Л.З.), у местоимений денотативная сторона Л.З. выявляется, но в связи с номинативными словами или в условиях прямого указания (дейксиса).

Имена собственные содержат элемент сигнификативного значения, т.к. подводят единичный объект под некоторый класс.

Вывод.

Слово – основная структурно-семантическая единица языка, служащая для именования предметов, их свойств, явлений, отношений действительности; обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка (В.Г. Гак)

ЛЗ слова - высшая  ступень  отражения действительности в сознании человека, результат обобщения в форме образа или понятия.

04.02.2016, 3289 просмотров.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, от слова «совсем» - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.