AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Право в системе социальных норм. Источники права. Правовые акты

Право в системе социальных норм. Источники права. Правовые акты

Содержание

    Право в системе социальных норм

    Социальная норма

    Установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

    Признаки правовой нормы

    • — Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли.
    • — Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека.
    • — Издается в конкретной форме.
    • — Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.
    • — Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства.
    • — Всегда представляет собой властное предписание государства.
    • — Является единственным государственным регулятором общественных отношений.
    • — Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

    Структура нормы права

    внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.

     

     

     

    Структура нормы права

     

     

     

    гипотеза

    диспозиция

    санкция

    это структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие

    это структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектов

    это структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции

     

     

     

    Основной элемент
    правовой нормы

     

     

     


    Виды правовых норм

    Основания
    для классификации

    Наименование видов

    Их сущность

    По субъектам правотворчества

    Нормы, исходящие от государства

    Нормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти

    Нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения

    Нормы, принимаемые непосредственно населением конкретного территориального образования или населением всей страны

    По социальному назначению

    Учредительные

    Нормы — принципы

    Регулятивные

    Нормы — правила поведения

    Охранительные

    Нормы — стражи порядка

    Обеспечительные

    Нормы — гарантии

    Декларативные

    Нормы — объявления

    Дефинитивные (от лат. definitio — определение)

    Нормы — определения

    Коллизионные (от лат. collisio — столкновение противоположных сил)

    Нормы — арбитры

    Оперативные

    Нормы — инструменты

    По характеру содержащихся в тексте норм правил поведения

    Обязывающие

    Нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные правовые действия

    Управомочивающие

    Нормы, предоставляющие права на совершение определенных положительных действий

    Запрещающие

    Нормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий

    По функциональной роли

    Общие

    Нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или бóльшую часть институтов соответствующей отрасли права

    Специальные

    Нормы, которые охватывают часть институтов соответствующей отрасли права и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы

    По методу правового регулирования

    Императивные (лат. imperativus — повели­тельный)

    Нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении

    Диспозиционные

    Нормы предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определить дальнейший ход их взаимоотношений

    Рекомендательные

    Нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения

    Поощрительные

    Нормы относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования

    По сфере и субъектам действия

    Общего действия

    Нормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства

     

    Ограниченного действия

    Нормы, имеющие пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами

     

    Локального действия

    Нормы, действующие в пределах какого-либо коллективного образования (предприятие, учреждение, организация)


    Норма права

    Первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако, это еще не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма — это еще не есть право. Право — это система, совокупность правовых норм.

    Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования.


    Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия

    Социальные
    нормы, с которыми взаимодействует право

    Проявления взаимодействия

    Мораль

    Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми.

    Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности

    Обычаи

    Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей

    Религия

    В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом

    Нормы
    общественных
    организаций

    По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически

     

    Признаки права

    присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

    Наименование
    признака

    Его сущность

    Социальность

    Право с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе

    Нормативность
    (нормативный
    характер)

    Право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы

    Общеобязательный характер

    Нормы права адресованы неопределенно большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими

    Государственно-волевой характер

    Право — это проявление воли государства, так как в нем определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Воля аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоев населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли

    Системность

    Система права — категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих ее элементов

    Формальная определенность

    Право не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные акты, судебные решения и т. д.), выбор которой в конечном итоге зависит от государства

    Обеспеченность государством

    Государство как издает нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения

     

    Функции права

    Наименование
    функции

    Ее сущность

    Культурно-историческая

    Право аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое

    Воспитательная

    Право оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания

    Социального контроля

    Право определяет меру возможного и должного поведения субъектов, общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения

    Регулятивная

    Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми

    Охранительная

    Право защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития

     

    Источник права

    Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

    Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.

    Источники права — это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Под источником позитивного права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

    Виды источников права

    Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

    Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

    Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

    В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

    • нормативный правовой акт;
      • основной нормативный правовой акт (в том числе конституция, религиозные тексты);
      • закон;
      • подзаконный нормативный правовой акт;
    • нормативный договор (в том числе международные, межправительственные договоры);
    • правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
    • правовой обычай (в том числе урф);
    • правовая доктрина (в том числе религиозные догмы, кияс);
    • принцип права (в том числе принципы международного права, истислах).

    Правовые акты

    ПРАВОВОЙ АКТ (англ. juridical act, law) - официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений. Понятию «Правовой акт» соответствует понятие «юридический акт».

    В юридической литературе дано много содержательных характеристик правового акта. Нередко их отождествляют с понятием «нормативные правовые акты», хотя к таковым не относят индивидуальные, информационные и иные акты. Главное в них - выражение государственного веления и закрепление решения правотворческого органа о создании, изменении, отмене акта и содержащихся в нем норм и предписаний.

    Природа, признаки и виды правовых актов обстоятельно проанализированы в книге Ю.А. Тихомирова и И.В. Котелевской «Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие» (М., 1999). По мнению авторов, для правовых актов как разновидности документов характерны прежде всего такие общие свойства, как документальное фиксирование информации, ее официально признанное закрепление и выражение в документах строго определенных форм.

    Вместе с тем правовой акт обладает специфическими признаками, выделяющими его среди других документов. К таким признакам относится прежде всего круг субъектов, управомоченных готовить и принимать правовой акт (носителей властных функций и полномочий). Правовой акт рассчитан на установление норм и их реализацию, т.е. на возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

    Гарантией действенности правового акта является наделение его юридической силой, понимаемой в смысле общеобязательности в соотношениях с др. актами и непререкаемой обязательности для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами.

    Правовому акту присущи определенные устойчивые признаки:

    • а) Это письменный документ определенного рода, обладающий особой формой выражения содержащейся в нем информации. Данная форма предполагает: структуризацию текста акта и его построение по правилам юридической техники (главы, статьи, элементы, нормы и т.п.); формулирование правил поведения длительного или разового характера; нормативный язык; использование специфически юридических понятий и терминов; соблюдение обязательных реквизитов, свойственных каждому акту;
    • б) Правовй акт имеет официальный характер, что проявляется в издании его от имени органа, организации либо государства. Управомоченность названных субъектов принимать правовой акт  предопределяется конституцией, законом, положением, уставом, т.е. статутным актом. Отсюда следует важное правило об издании каждым субъектом только тех видов правовых актов, которые за ним закреплены;
    • в) Издание правового акта допускается строго в пределах компетенции управомоченного на его принятие субъекта. Министерство, региональная администрация, городское собрание представителей и иные органы государственной власти и местного самоуправления с помощью правовых актов реализуют закрепленную за ними компетенцию, действуют в рамках предметов ведения и полномочий;
    • г) Правовой акт обладает целевой ориентацией. В нем выражены в концентрированной форме социальные интересы. Акт может выражать государственную волю (если акт издан от имени государства), волю социальной общности (населения той или иной территории), властное веление (если акт издан государственным органом), согласие и равнопартнерские отношения. В любом случае интерес и воля получают строго определенную и обязательную форму выражения;
    • д) Правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается с помощью разных способов: установления правовых норм, возникновения, изменения и прекращения правоотношений, признания, создания и изменения юридического состояния, посредством обеспечения реализации правовых норм, правовой защиты законных интересов;
    • е) Правовой акт обладает общеобязательностью. Это значит, что акт официально признан государством и его институтами. Его обязаны исполнять физические и юридические лица, которым он адресован, с ним они должны сообразовывать свои поведенческие акты и юридические действия. Игнорирование правовых актов, их нарушение, воспрепятствование реализации актов являются нарушениями законности и недопустимы. Они влекут различные способы восстановления баланса актов, их юридической силы и авторитета, с одной стороны, применение мер дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности к виновным лицам - с другой;
    • ж) Правовой акт есть звено в реальной правовой цепи - правосознание, установки, правовые потребности, правоцелеполагание,правотворчество, правореализация, юридические действия и состояния. Это циклически возобновляемая правовая цепь, и правовой акт служит ее импульсом, выполняя роль и ее цели, и ее средства. Наиболее же отчетливо его предназначение выявляется по завершении процесса правотворчества, когда акт выступает как его конечный продукт. Действие, применение, исполнение правового акта служат его практической реализации и воплощению норм, предписаний, поручений, установлений в реальной действительности.

    Возможны разные классификации правовых актов на основе тех или иных критериев. На практике чаще всего эти классификации совмещаются, если не полностью, то в основном или частично. Ведь акт должен обладать всеми свойствами жизнеспособности. Однако существует базовая классификация, служащая опорной конструкцией для всех вариантов построения системы правовых актов. В ее основе - юридическая форма акта, отражающая все его основные признаки.

    Формы актов имеют официальный характер и закреплены в конституции и законах. Отступления от такой классификации недопустимы, поскольку она служит обеспечению стабильности правового порядка и укреплению законности. В свою очередь, установленные формы актов как типичные, родовые могут члениться на более конкретные виды.

    По юридической форме можно различать следующие виды правовых актов:

    • а) Конституция РФ, устав субъекта РФ;
    • 6) закон с подвидами - федеральный конституционный закон, федеральный закон, кодекс, общие (основные) принципы, основы законодательства, федеральный закон о ратификации международного договора, федеральный закон о поправках и изменениях Конституции РФ, закон субъекта РФ, модельный законодательный акт - в рамках Федерации и СНГ;
    • в)постановление и иные акты законодательных органов;
    • г) указ и распоряжение Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ;
    • д) постановление, распоряжение и иные акты правительств РФ и ее субъектов;
    • е) ведомственные правовые акты с подвидами (акты федеральных министерств, госкомитетов и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ);
    • ж) правовые акты самоуправления с подвидами актов местного самоуправления и актов по итогам выборов и референдумов;
    • з) локальные (корпоративные) акты;
    • и) решения судов и контрольно-надзорных органов;
    • к) публично-правовые договоры и соглашения;
    • л) программы и декларации;
    • м) положения и уставы;
    • н) международно-правовые акты.

    Классификацию правовых актов можно построить на основе такого критерия, как их нормативная природа. В этом смысле правовые акты подразделяются на нормативные правовые акты, т.е. правовые акты, содержащие нормы права, регулирующие определенную сферу общественных отношений, и индивидуальные правовые акты, которые порождают права и обязанности только у тех субъектов, которым они адресованы.

    Еще один критерий классификации правовых актов - способ оформления акта и придания ему юридической силы. С этой точки зрения различают:

    • а) первичные акты - законы, постановления и т.п., непосредственно приобретающие юридическую силу, вводимые в действие;
    • б) вторичные (утверждаемые) акты, к которым относятся, напр., инструкция, утвержденная приказом министра, положение, утвержденное постановлением главы администрации и т.п.

    Правовые акты различаются также по порядку принятия. Речь идет об актах, принимаемых государственным органом в коллегиальном порядке. Это законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации, законодательных органов субъектов РФ,решения судов и др.

    Другая группа правовых актов принимается на основе единоначалия - указы и распоряжения Президента РФ, распоряжения главы областной администрации и др. Существуют также акты, принимаемые в коллегиальном порядке, но оформленные актами единоличного характера, например, решения коллегий министерств, которые чаще всего проводятся в жизнь приказами министра. В других случаях предварительное коллегиальное обсуждение проектов актов служит способом их апробации, учета позиции специалистов, ученых, организаций-партнеров, а также общественного мнения. Научные, консультативные, экспертно-аналитические, координационные комиссии, советы и центры предназначены для этих целей.

    23.02.2016, 2867 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.