Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяСлавянская филологияСовременные славянские народы: общая этническая характеристика


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Современные славянские народы: общая этническая характеристика

На территории современной Центральной и Восточной Европы проживает более 220 млн. славян. Это русские (ок. 115 млн. в России, 137 млн. в бывшем СССР), украинцы (ок. 42,3млн.), белорусы (8 млн.), болгары (8,5 млн.), македонцы (более 2 млн.), сербы (7,8 млн.), хорваты (4,8 млн.), словенцы (бывшие «альпийские славяне») (ок. 2 млн., 300 тыс. в других странах), чехи (ок. 10 млн.), словаки (ок. 5 млн., 500 тыс. в других странах), поляки (более 37 млн., 5 млн. в других странах), (кашубы 200 тыс.), серболужичане (ок. 100 тыс.).

По языковым особенностям и территориальному распространению славян можно разделить на: восточных (русские, украинцы, белорусы), южных (болгары, македонцы, сербы, хорваты, черногорцы, босняки, герцеговинцы, словенцы), западных (поляки, (кашубы), чехи, словаки, серболужичане).

В историческом аспекте славянские народы в соответствии с судьбой их языков можно разделить на: живые, развивающиеся (русские, болгары, сербы, хорваты, поляки, чехи, словаки и др.), исчезающие (кашубы, сербо-лужичане), исчезнувшие благодаря дивергенции (праславяне, древнерусы) или поглощению другими народами (полабы, поморы, словинцы и др.).

Примечание:

Лужицкие сербы являются потомками когда-то сильных славянских племен, обитавших между Эльбой (Лабой) и Одером (Одрой). Впервые упоминаются в исторических источниках в 631 г.  (как гломчане, лужичане, мильчане). Со временем собственно Лужица стала Нижней Лужицей, а область   потомков мильчан – Верхней  Лужицей. На западе серболужичане встречались с немецким населением. В 806 г. князья племени сербов признали власть Карла Великого, другая часть входила в состав чешского государства. С Х в. началось распространение власти немецкого государства на сербо-лужицикие земли. Вместе с немецкой властью стало распространяться христианство среди сербов-лужичан, хотя лужичане длительное время оставались язычниками. Начиная со средних веков происходит насильственная германизация лужицких сербов. Немецким колонистам принадлежало преимущество в политике и общественно-экономических отношениях. Славяне не могли селиться в городах, вступать в цехи, заниматься каким-либо привилегированным  ремеслом. В городской жизни и официальной ситуации использовался немецкий язык.  В результате его функции оказались ограниченными рамками сельской и семейной жизни. В условиях многовековой германизации и полной оторванности от других славянских народов лужичане сумели сохранить основные черты своей культуры и языка. Живут на востоке округов Дрезден (в районе главного серболужицкого культурного центра г. Баутцен, по-серболужицки - Будышин) и Коттбус (по-серболужицки - Хосебуз). В современных условиях имеют свою письменность, издают газеты и журналы, учебники, готовят педагогические кадры.

Кашубы и словинцы - остатки многочисленных поморских славянских племен. На основе кашубских и словинских говоров могли бы сформироваться западнославянские национальные языки, но этого не произошло. Кашубские говоры испытали влияние польской культуры и польского языка, хотя при этом сохранили ряд специфических языковых особенностей, что позволяет выделять кашубский диалект (некоторые ученые говорят о кашубском языке). В состав польского этноса вошли словинцы, со временем усвоившие польский язык.

 

Можно ли говорить на славянском материале о таком понятии, как Славянский мир (Slowiańszczyzna, Славия и т.п.)?

Это должно быть явление, объединение, ограниченное временными и пространственными рамками, характеризующееся общими этническими и этнопсихологическими показателями.

Многочисленные исследования показали, что не существует общеславянского физического, антропологического типа, при этом каждый славянский народ имеет свой особый психологический тип и относится к различным этнографическим зонам. «Славянская культура» также является «мифом», т.к. каждый народ вырабатывает свою культуру, а культурное влияние одних славян на другие нисколько не сильнее влияния немцев, итальянцев, тюрков и греков.

Славянские народы могут быть разделены на различные группы не только по языковым, но и по иным признакам сходства и различий (по антропологическим и культурно-бытовым).

По внешнему виду славяне являются европеоидами: это люди с белой или чуть смуглой кожей, с прямыми или чуть вьющимися волосами, без наплыва верхнего века на нижнее, с нешироким носом с развитым переносьем и подбородочным выступом, обычно с тонкими или средней толщины губами. Среди славян по средним показателям внешнего строения тела вьщеляются 4 большие группы, каждая из которых приурочена к определенной территории: прибалтийская группа находится на севере (северная часть русских, белорусов, поляков), причерноморская группа на юге (русские Северного Кавказа и степей, болгары и др. этнические группы), динарская или адриатическая группа на западе, Балканского полуострова (сербы, хорваты, болгары), средневолжская - на востоке (русские). (Учитывают рост, головной указатель, скуловой диаметр, высота лица, морфологический лицевой и носовой указатели, высота переносья, профили лица и спинки носа, профиль верхней губы, цвет волос и глаз, развитие складки верхнего века.) Славяне, обитающие в пространстве между Прибалтикой, Адриатикой, Причерноморьем и Средним Поволжьем, имеют антропологические признаки, промежуточные по отношению к описанным, и образуют ряд локальных групп. На территории Восточной Европы это,

во-первых, вологодско-вятская, дон-сурская, верхнеокская,

во-вторых, верхнеднепровская (объединяет часть белорусов), среднеднепровская (объединяет большую часть украинцев).

На территории Польши, Чехии, Словакии, на Балканах сформировались промежуточные антропологические группы славян.

Возможно разделение славян на группы, учитывая их религиозные различия. Единый «славянский мир» (противостоящий неславянскому пространству) распался на два ареала в результате разделения христианской церкви: Slаvia Orthodoxa и Slavia Latina. При этом часть украинцев и у других славян были униатами, занимавшими промежуточное положение между православными и католиками. Протестантское движение также имело распространение среди ряда славянских народов: гуситы в Чехии, кальвинисты в Польше и Белоруссии и т.п. В результате в ХIХ в. большинство серболужичан и значительная часть словаков и поляков были протестантами. Часть южных славян вынуждена была принять в период турецкого господства мусульманство.

Первый ареал охватывает  православных южных и восточных славян (Русь, Сербия, Болгария), второй - католических западных славян, а также словенцев и хорватов. Далматинские хорваты входили в оба культурные ареала.

Из традиционных культурно-бытовых можно учитывать особенности, обусловленные природными и климатическими (географическими) обстоятельствами. Так, у северновеликорусов, у северных белорусов, у части словаков, у поляков преобладают жилища с двускатными крышами, у остальных славян - с четырехскатными. В данном случае прослеживается деление терригории на две части - северную и южную.

В равнинных местностях у русских, белорусов, части украинцев, словаков, у восточных чехов (в Моравии), восточных поляков, у части сербов-лужичан преобладает уличная планировка поселений - вдоль дорог или по рекам, у части чехов и поляков, у части украинцев, у болгар и сербов, у хорватов, у большинства сербов-лужичан - кучевая планировка, у части чехов, поляков, украинцев - круговая. Здесь наблюдается выделение трех групп славян: центрально-восточная (вдоль дорог), юго-западная (кучевая планировка), западная (круговая планировка).

Северновеликорусские женщины и жительницы центральной Болгарии носили поддерживающиеся на плечах рубахи в сочетании с поддерживающимися на плечах сарафанами (сукманами, шушунами, китасниками, красиками, ферезями, дубасами и т.п.). В южновеликорусской среде, в Польше, в Чехии, Словакии, в Лужице, в Сербии Хорватии, в Словении, в северной и южной частях Болгарии, на Украине и Белоруссии в употреблении были рубахи - кошули с рукавами и юбки (поневы, саяны, плахты, пестрилки, футы, саи и т.п.). По признакам женской одежды славянок наблюдается деление на две группы: северно-восточную (с болгарским островом на юге) и юго-западную.

Русские, украинцы, белорусы, сербы справляют свадьбу у родителей жениха, так до XIX в. поступали и серболужичане, а остальные - у родителей невесты. По этому признаку наблюдается противопоставление восточной части славян (с лужицким островком на западе) всей остальной, западной части, славян.

Итак, по различным культурно-бытовым признакам славянские народы можно сгруппировать по-разному. Видно, что группировки славян по культурно-бытовым признакам  не  совпадают ни с антропологической, ни  с  языковой  классификацией.

Таким образом, можно говорить, что «славянство» не является этнопсихологическим, антропологическим, этнографическим или культурно-историческим понятием. В основе объединения славян лежит языковой фактор.

60
06.11.2017 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.