Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяСлавянская филологияРаннефеодальные государства у болгар


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Раннефеодальные государства у болгар

Вводная

Люди издревле обитали на территории Болгарии. Раскопаны стоянки неандертальцев. В эпоху неолита сюда с территории Малой Азии переселились земледельческие племена, которые были близки к построению цивилизации (Культура Караново, Гумельница). В эпоху бронзового века Болгария испытала нашествие с севера скотоводческих индоевропейских племен, на основе которых сложились к I тыс. до н. э. фракийцы. От них Болгария получила свое первое историческое названия — Фракия. Фракийцы не только испытывали влияние древнегреческой цивилизации, но и активно влияли на нее в духовном плане. С территории Болгарии в Элладу пришла философия орфизма и культ Диониса. В фракийскую эпоху были построены первые болгарские города:Эумолпиада (совр. Пловдив), Севтополь, Перперикон, Урдовиза. После нашествия персов в V веке до н. э. фракийцы создали Одрисское царство, которое вскоре попало в зависимость от Македонии и в I веке до н. э. было включено в состав Римской империи. Черноморское побережье Болгарии осваивали греки, основав город Одессу (совр. Варна). В римское время территория Болгарии была разделена между провинциями Мёзия и Фракия, граница между которыми проходила по Балканским горам. Столицей римской Фракии стал город Сердика (совр. София). Также в римское время были построены города Дуростор (совр. Силистра) и курорт Диоклетианополь. Развивалась провинциальная римская культура. После раздела Римской империи, территории Болгарии отходят к Византии.

Как упоминалось, прочное заселение славянами этих мест относится ко времени после 602 г., когда границу на Дунае оставили византийские войска. Однако уже при Ираклии положение стало меняться: союзниками империи против аваров стали хорваты и сербы, под Константинополем в 626 г. были разгромлены аваро-славянские войска, и хаган более не предпринимал походов против империи. После этой победы империя имела возможность восстановить свою власть над Сердикой, Нишем и Белградом. Согласно сообщению Константина Багрянородного, в 630-х годах, при поселении сербов на Балканах, они вели переговоры с Ираклием через военачальника, управлявшего Белградом (τοῦ στρατηγοῦ, τοῦ τότε τὸ Βελεγραδον κρατοῦντος). Возможно, здесь уже вновь стоял византийский гарнизон.

Прежде чем говорить о характере славяно-протоболгарского симбиоза, необходимо остановиться на протоболгарской проблеме. Письменные свидетельства об этом народе не менее скудны, чем сведения о славянах. Протоболгары принадлежали к тюркскому этническому массиву. Первые сведения о них восходят к IV в., когда они жили на Северном Кавказе и отчасти в Закавказье, продвинувшись сюда из Центральной Азии. Вскоре они обосновались в Приазовье, низовьях Дона и Северского Донца, где ассимилировали остатки местных сармато-аланских (иранских) племен. Во второй половине IV в. протоболгары были включены в обширное межплеменное объединение гуннов; часть протоболгар была увлечена гуннами на запад, в Панионию. Вероятно, протоболгары играли заметную роль в союзе Аттилы, так как его имя веками сохранялось в эпосе протоболгар: в «Именнике болгарских ханов» Аттила под именем Авитохола даже выступает в качестве их первого вождя из рода Дуло. В Паннонии протоболгары, по-видимому, вступили в тесный контакт со славянами. Сохраняя племенное единство в рамках «державы» Аттилы, эти протоболгары после ее распада в 453 г. отошли к нижнему Подунавью. В 513—515 гг. они оказали помощь имперскому полководцу Виталиану, восставшему в Добрудже с целью овладения престолом (Прок., с. 151).

Прокопий, говоря о вторжениях «варваров» с начала правления Юстиниана I, называет вместе со славянами и протоболгар. Возможно, славяне часть своих набегов совершали в союзе с протоболгарами, особенно в 40—50-е годы VI в. В это время те и другие проникли во Фракию, в Грецию и в Иллирик. Заключая союз с антами, империя рассчитывала на их военную помощь против протоболгар (Прок., с. 127).

Протоболгары

Сам топоним Болгария появляется благодаря Великому переселению народов, когда на территории Фракии появляются азиатские кочевники булгары. Первоначально они кочевали в степях Украины и южной России (Великая Болгария хана Кубрата), однако под натиском других кочевников (хазар), булгары были вынуждены разделиться. Часть ушла на север на среднюю Волгу (волжские булгары), другая ушла на юг на Кавказ (балкарцы), а третья под предводительством Аспаруха откочевала на запад за Днепр к низовьям Дуная, где смешавшись с местным славянским и валашским (румынским) населением (в частности, из Союза семи племён) породила народ болгар.

После ухода гуннов из Приазовья среди оставшихся местных протоболгарских объединений доминирующее значение приобрели утигуры, кочевавшие на востоке от Азовского моря и в низовьях Дона, и кутригуры (оногундуры), жившие у северо-западных берегов моря, вплоть до Днепра. В первой половине VI в. кутригуры стали совершать набеги на империю, уводя тысячи пленных (Прок., с. 143).

Стремясь нейтрализовать кутригуров, империя натравила на них утигуров. Кутригуры были разбиты; несколько десятков тысяч пленных византийцев вернулись на родину. Однако вскоре кутригуры возобновили и набеги на империю, и войны с утигурами. По словам Менандра, вождь утигуров Сандилх сознавал опасность этих войн для прото-болгарского этноса: он считал недопустимым, «чтобы единоплеменники полностью уничтожались,— не только потому, что они говорят на одном языке, сожительствуют с нами и имеют одинаковую одежду и быт, по и потому, что они родичи, хотя и подвластные другим игемонам» (с. 220). Межплеменные войны кутригуров и утигуров были столь жестоки, что оба племени даже потеряли свои наименования, «достигнув предела» возможных бедствий (ГИБИ, т. II, с. 204).

В конце 50-х годов VI в. тюркское племя аваров подчинило протоболгар и увлекло часть кутригуров с собою на запад. В первой половине 60-х годов авары как союзники империи расположились в Паннонии, основав Аварский хаганат. После господства гуннов в Паннонии это была вторая волна протоболгар, оказавшаяся в этих местах, где их контакты со славянами стали еще более тесными.

Этническая близость протоболгар к аварам (хотя, в их объединения входили разные народы, и те и другие в массе своей были тюрками) и значительная военная роль протоболгар в составе подвластных хагану сил привели после поражения хагана в 626 г. к попыткам протоболгарской знати вырвать власть у хагана. Видимо, сравнительно со славянской племенной аристократией в хаганате, положение протоболгарской было более привилегированным. Борьба 631—632 гг. завершилась поражением протоболгар. Начался их «исход» из хаганата: в 630-х, 660-х и 680-х годах ушли три восставших против хагана протоболгарских объединения — два в Италию и последнее — в Македонию.

Между тем, основная, масса протоболгар оставалась в Приазовье, попав во власть Тюркского, а после его распада в начале 80-х годов VI в. — Западнотюркского хаганата. В 632 г. они сумели добиться независимости. Образовалось протоболгарское военно-политическое объединение во главе с вождем кутригуров Кубратом из рода Дуло, известное у византийцев под названием «Великая Булгария». Кубрат поддерживал дружественные связи с империей. Со смертью Кубрат а в середине VII в. объединение распалось, по одним данным — на пять, по другим — на три части, которыми правили сыновья Кубрата. Воспользовавшись этим, Хазарский хаганат сделал своим данником старшего сына Кубрата Батбаяна (его земли лежали в Восточном Приазовье). Другой сын Кубрата Котраг увел своих подданных из междуречья Дона и Северского Донца на Среднюю Волгу, где тремя столетиями позже возникнет государство, известное как Волжско-Камская Болгария. Вероятно, дольше всех сопротивлялись хазарам кутригуры во главе с Аспарухом (Есперихом «Именника болгарских ханов»), отступавшим на запад под давлением хазаров. В 70-х годах Аспарух перешел Днестр и оказался в соседстве с Малой Скифией.

Таковы общие вехи истории протоболгар вплоть до решительных событий конца 70-х — начала 80-х годов VII в. Уже эти данные позволяют заключить, что протоболгарские племена, сохраняя единство в пределах малых соединений, еще не образовывали крупные и устойчивые союзы (хотя бы типа Аварского или Хазарского). С середины IV до второй половины VII в. протоболгарские племена в виде разобщенных большими расстояниями анклавов оказались разбросанными на просторах Европы от Италии до Волги и Кавказа.

Одрисское царство

Одрисское царство — фракийское государство, существовавшее на территории Болгарии с 475 года до н. э. по 46 год н. э. Образовалось после ухода персов из Фракии. Расширение государства натолкнулось на сопротивление греческих черноморских полисов, что вызвало афино-фракийскую войну 360—357 гг. до н. э, результатом которой стало ослабление Одрисского царства. В 336 году до н. э. оно было разгромлено македонскими войсками и включено в состав Македонии. Однако, даже платя дань, одрисские цари сохраняли автономию до прихода римлян в I веке до н. э.

В 46 г. н. э. территория царства включена в состав Римской империи в качестве отдельной провинции Фракия.

Основу экономики Одрисского царства составлял экспорт хлеба в Грецию. В государстве сохранялись родо-племенные отношения.

История одрисского царства началась после поражения персов в 475 году до н. э. После того как персы потеряли Фракию, царь Терес сплотил племенаодризов, и подчинил себе ряд северных племен. Его сын Ситалк захватил земли на севере, где во времена Тереса ещё было неспокойно, и на западе.

В середине V века до н. э. Одрисское царство было ещё довольно слабо, горные племена фракийцев ещё сохраняли свою независимость, в основном царство располагалось на побережье. Диодор писал что царь Ситалк очень заботился о своих прибылях, именно Ситалк установил денежные и натуральные подати, которые ему платили подвластные ему фракийские территории и прибрежные эллинские города. Именно Ситалк начал выпускать собственные фракийские монеты, которые ценились наравне с многими греческими.

При Ситалке и последующих правителях Фракии вплоть до середины IV века до н. э. Одрисское царство играло важную роль в международной жизни Восточного Средиземноморья. В то время Афины стремились заключать союзные договоры с фракийскими царями, примером этого может служить договор 391 года до н. э.. Это был расцвет Одрисского царства.

Болгарское ханство

Вели́кая Болга́рия (Булгария) — кратковременное объединениебулгарских племён (632—ок. 671), возникшее в степях Восточной Европы после распада Западно-тюркского каганата. Основная территория располагалась в причерноморских и азовских степях. Территория Булгарского союза не имела чётких границ и простиралась от Нижнего Дона до предгорий Кубани и от Тамани до междуречья Кумы и Восточного Маныча. Основу объединения составило булгарское племякутригуры, которому удалось освободиться от власти аваров, чьё могущество было подорвано неудачной попыткой захвата Константинополя (626).

Термин «Древняя Великая Болгария» взят из византийских источников, где им обозначается область проживания основных группировок булгар до их расселения во 2-й пол. VII века.

Хану Кубрату (Курбату) (632—665) удалось объединить свою орду с другими булгарскими племенами кутригуров, утигуров, оногуров и других племён (находившихся ранее в зависимости от тюркютов).
Возможно, объединение булгарских племен начал хан Орган, дядя Кубрата. Ни­ки­фор (IX в.), опи­сы­вая со­бы­тия под 635 г., от­ме­чал: «В те же са­мые вре­ме­на вос­стал вновь Кув­рат, род­ст­вен­ник Ор­га­ны, го­су­дарь гун­но-гун­ду­ров, про­тив авар­ско­го ка­га­на и весь на­род, ко­то­рый нахо­дился во­круг не­го, под­вер­гая ос­корб­ле­ни­ям, про­гнал из род­ной зем­ли. (Кув­рат) при­слал по­слов к Ирак­лию и за­клю­чил с ним мир, ко­то­рый они со­хра­ня­ли до кон­ца сво­ей жиз­ни. И Ирак­лий по­слал ему по­дар­ки и удо­стоил са­на пат­ри­кия». Ос­во­бо­див­шись из под вла­сти За­пад­но-Тюрк­ского ка­га­на­та, Куб­рат рас­ши­рил и ук­ре­пил свою дер­жа­ву, ко­то­рую гре­ки на­зы­ва­ли Ве­ли­кой Бул­га­ри­ей.

Великая Болгария при хане Кубрате была независима как от авар, так и от хазар. Но если с запада опасность миновала полностью в виду ослабления Аварского каганата, то с востока постоянно нависала угроза. Пока Кубрат был жив, он имел достаточно сил, чтобы держать в единстве булгарские племена и противостоять опасности. Примерно в 665 Кубрат умер. Его могила, возможно, находится около села Малая Перещепина Полтавской области Украины, где было найдено богатое захоронение кочевого вождя, содержащее большое количество золотых и серебряных предметов и печать с монограммой, в которой возможно прочтение имени Кубрата.

По преданию после смерти Кубрата территорию Великой Болгарии поделили пятеро его сыновей: Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из сыновей Кубрата возглавил свою собственную орду, и ни у кого из них в отдельности не достало сил, чтобы соперничать с хазарами. В ходе столкновения с хазарами, последовавшего в 660-е гг., Великая Булгария прекратила своё существование.

Третий сын Кубрата — Аспарух со своей ордой ушёл на Дунай и ок. 650, остановившись в районе нижнего Дуная, создал Болгарское царство. Местные славянские племена, не имевшие опыта создания государств, попали под владычество булгар. С течением времени булгары слились со славянами, и из смешения Аспаруховых булгар и вошедших в его состав различных славянских и остатков фракийских племен сложилась болгарская нация.

Первое Болгарское царство

Образование и упрочение болгарского государства

Основным источником о политических событиях, связанных с возникновением Болгарского государства, являются сообщения византийского хрониста Феофана. Ряд мест в его описании до сих пор остается объектом дискуссии. Оценивая эти споры, болгарский историк П. Петров справедливо заметил, что проблема образования Болгарского государства не может быть поставлена в зависимость от грамматического толкования одной фразы из источника (ИБ, 2, с. 96). Приведем, однако (частью пересказав), и мы соответствующий пассаж из «Хроники» Феофана и дадим собственные его истолкования.

Аспарух, пишет Феофан, «переправившись через Днепр и Днестр и достигнув Онгла, более северных по отношению к Дунаю рек, поселился между ним и ими», ибо это место «предоставляло большую безопасность от врагов ослабленному разделением народу».

Болгарское государство, так называемое Первое Болгарское царство, возникло в 681 с переселением части булгар во главе с ханом Аспарухом на Дунае. Уже тогда возник союз между местными славянами и кочевыми болгарами, которые совершали совместные походы против Византии. В это время Болгария представляла причерноморское государство, граничащее с Хазарией и Византией. Столицей Дунайской Болгарии был город Плиска. Основную массу населения тогда составляли романизированные фракийцы (валахи) и славяне. Первоначально кочевые булгары принесли с собой письменность болгарские руны. Однако уже второй хан дунайских болгар Тервел проявляет интерес к греческому христианству и заканчивает свою жизнь в монастыре. К IX веку болгарские ханы нередко женились на славянках, отчего их потомки приобрели славянские черты (Крум). Тогда же болгары приобретают славу защитников славян, а сама Болгария уже начинает включать в себя Македонию и даже Албанию (при хане Пресиане). В 865 году происходит крещение Болгарии царем Борисом, что позволяет стереть различия между славянами и булгарами в рамках единого этноса болгар. Центром христианской Болгарии становится Велики-Преслав, где создается славянский алфавит кириллица, учреждается автокефальная Болгарская православная церковь и Преславская книжная школа. К концу X века оформляется русско-византийский союз и столица Болгарии переносится в македонский город Охрид, который становится центром Западно-Болгарского царства.

С 1018 год по 1186 год — под властью Византии. Конец независимости Болгарии положил византийский император Василий II Болгаробойца. Болгарская православная церковь была подчинена Константинопольскому патриарху, многие знатные роды были переселены в азиатскую часть империи. Болгары неоднократно поднимали восстания против Византии — восстание Петра Деляна в 1040—1041 годах, Константина Бодина в 1072 году, но все они были подавлены.

Когда император Константин IV узнал, что протоболгары неожиданно разбили лагерь по ту сторону Дуная в Онгле и разоряют «лежащие близ Дуная земли», т. е. страну, «тогда удерживаемую христианами», он стянул войска во Фракию, подготовил военный флот и двинулся против них по суше и по морю, «выстроив в боевой порядок на суше близ так называемого Онгла и Дуная пешие войска, а корабли причалив у лежащего рядом берега».

Протоболгары укрылись в укреплении, помышляя лишь об обороне. После того как в течение трех-четырех дней ромеи не завязывали сражения из-за болотистой местности, протоболгары осмелели. Император страдал от болей в ногах и отправился на судах принять баню в Месемврии, приказав выманивать протоболгар из укрепления для сражения или — если они не выйдут — стеречь их.

Однако разнеслась молва о бегстве императора, поднялась паника, и войско обратилось в бегство. Нанеся византийцам большой урон, протоболгары переправились через Дунай, «и, прибыв к так называемой Варне близ Одисса и тамошнего внутреннего района, они увидели место, расположенное весьма безопасно: сзади — благодаря Дунаю, а впереди и с боков — благодаря ущельям и Понтийскому морю.

Когда же они овладели также из находящихся поблизости славянских народов так называемыми «Семью родами» (ἑπτὰ γενεάς), они поселили северов от передней теснины Верегава к районам на восток, а в районы к югу и западу, вплоть до Аварии,— остальные «Семь родов», находящиеся под пактом.

«Итак, когда они распространились в этих местах, они возгордились и стали нападать на находящиеся под ромейским управлением крепости и деревни и порабощать их. Вынужденный этим василевс замирился с ними, согласившись к стыду ромеев, из-за множества грехов [их], предоставлять им ежегодную дань» (Феоф., с. 262—264).

В изложении патриарха Никифора (пользовавшегося общим с Феофаном утраченным источником) отмечается, что подчиненных славян протоболгары «обязали одних стеречь земли, соседние с аварами, а других — охранять районы, близкие к ромеям».

Прямыми свидетельствами об организации власти в государстве «Болгария», начало которого, по словам западного хрониста Сигеберта, «следует отмечать» под 680 г., наука не располагает. Уверенность в том, что это было своеобразное «варварское государство» уже в момент его образования, придают события начала VIII в. Военно-политические акции 680—681 гг. были весьма важны, но они лишь интенсифицировали процесс: формирование государственности началось задолго до появления Аспаруха на Дунае и продолжалось некоторое время после утверждения его власти в этом регионе.

Основные отличия Болгарии от хаганата состояли, видимо, в том, что протоболгары и после переселения на Балканы не составляли, как авары, господствующего в целом этноса (в их среде так же быстро, как и среди славян, развивался процесс имущественной и социальной дифференциации). Большинство протоболгар, хотя и сохраняли на первых порах кочевой быт, были заняты производительным трудом, что было менее свойственно аварскому ядру хаганата; протоболгары стали рано, проживая в тесном общении со славянами, переходить к оседлости — авары же оставались кочевниками почти до гибели их хаганата. Болгария по своей политической структуре была уже в конце VII в. более развитым объединением, чем Аварский хаганат. Синтез общественных систем аваров и местных земледельцев практически отсутствовал, политические формы господства не получали развития: почти за два с половиной века истории хаганата авары не основали ни одного города или крепости.

Существенны были отличия Болгарии и от «варварских королевств» Западной Европы. Как и государство франков, Болгария была образована в результате вторжения иноплеменников, уступавших автохтонам и по численности и по зрелости общественной структуры. Однако в противоположность протоболгарам франки, как и завоеванные ими галло-римляие, были также земледельцами, принадлежали в целом к одному хозяйственно-культурному типу. В синтезе общественных структур завоевателей (франков) и завоеванных (галло-римлян) франкские институты и в социально-экономической сфере не только не уступали по значению галло-римским, но и играли ведущую роль.

В славяно-протоболгарском обществе синтез имел место не в социально-экономической области (здесь все большую роль играли земледельцы-славяне), а в военно-политической. Все известные протоболгарские институты власти имеют исключительно отношение к военно-административной сфере, в которой еще не выделились функции гражданского управления. Все эти институты связаны с тюркской кочевнической традицией, с руководством военизированным бытом вооруженного народа. Неразвитость органов управления и обусловила специфику государства, в котором часть Славиний и протоболгарские станы жили но соседству, но обособленно, автономно регулируя отношения внутри своих этнополитических организмов.

По зрелости своей общественно-политической структуры ранняя Болгария выгодно отличалась по крайней мере от «Гуннской державы» и Аварского хаганата именно потому, что ее экономической базой была производственная деятельность славянского общества, испытавшего существенное влияние высокоразвитой позднеримской (ранневизантинской) цивилизации и ускоренно развивавшегося на издревле культивировавшихся землях еще до прихода Аспаруха на Балканы.

В условиях данного объединения политически доминировавшие кочевники не могли превратиться всей ордой в господствующий слой, избавленный от производительных функций. Помимо налаженных веками форм кочевого и полукочевого коневодства и овцеводства, безусловно, положительно отразившихся на экономике Болгарии, трудно назвать отрасль хозяйства, в которой к моменту объединения протоболгары значительно превосходили бы славян и автохтонов. Вклад протоболгар был весьма важен, но он проявлялся главным образом в военной и административной сфере. С приходом Аспаруха нашла решение проблема создания всеобщего политического центра и органов центральной власти; заметно повысился воинский потенциал нового объединения — стала реальностью независимость и от империи, и от аваров.

В связи с проблемой создания и упрочения Болгарского государства нередко поднимается вопрос о так называемой «дружине Кувера», протоболгарского вождя, пришедшего во главе многотысячного объединения из Аварского хаганата в империю в 80-х годах VII в.

Известия об этом содержатся в «Чудесах св. Димитрия». Наиболее достоверной датировкой этого факта считают 682-684 гг. (L., II, р. 161) или 686 г. (ИБ, 2, с. 107). Кувер (возможно, один из сыновей Кубрата, ушедший к аварам после падения Великой Булгарии) пользовался расположением хагана и получил под командование, помимо соотечественников — протоболгар, также сермисиан, т. е. потомков ромеев (переселенцев — пленников из области Сирмия — Сермия) (L., II, р. 138). Сообразуясь с помыслами подчиненных, Кувер восстал и увел свое воинство из хаганата, разбив преследовавших его аваров. Он вступил в сношения с императором и разместился на Керамисийском поле, причем драгувиты были обязаны снабжать прибывших продовольствием. Иначе говоря, Кувер формально, может быть, стал федератом империи. Однако он мечтал об овладении Фессалоникой. Его ближайший соратник Мавр разыграл ссору с Кувером и перешел со своими людьми к ромеям, найдя прием в Фессалонике. Император поставил под его начало всех ушедших от Кувера протоболгар и сермисиан. Получив значительную военную власть в городе, Мавр готовился к его захвату. Но в канун операции сюда прибыл военный флот империи. Потомки плененных аварами ромеев разбегались от Кувера, сохранив перенятую от родителей приверженность к христианству и мечту о возвращении в отеческие места. Бежавшие от Кувера, а также и сам Мавр с приверженцами были доставлены в Константинополь. Здесь сын Мавра открыл императору замыслы отца и Кувера. Мавр попал под стражу.

Полагают, что неудача Кувера и Мавра не привела к ликвидации этого протоболгарского объединения: признав сюзеренитет империи, оно в течение 30—40 лет сохраняло автономию.

Вполне вероятно, что Кувер был действительно братом Аспаруха, что его движение в Македонию находилось в связи с созданием Болгарского государства и что, стремясь к овладению Фессалоникой, Кувер (или Мавр) ставил цель основания нового государства (L., II, р. 143—152). Однако значение протоболгар Кувера трудно сопоставимо с той ролью в формировании Болгарского государства и болгарской народности, которую сыграли протоболгары Аспаруха. Решающим фактором становления народности являются, как известно, не чисто этно-антропологические признаки населения, а его самосознание. Роль протоболгар в формировании болгарской феодальной народности признана постольку, поскольку они занимали видное место в государстве, получившем само свое наименование от их этнонима. Официальная политическая традиция протоболгар была усвоена и славянами: именно поэтому термин «болгары» из этнонима только части населения стал означать сначала также подданных всей страны, а затем и всех представителей новой народности — болгар как ветви южного славянства. Протоболгар Кувера было гораздо меньше, чем протоболгар Аспаруха (в войске Кувера было много потомков пленных ромеев). Куверу не удалось достигнуть политического преобладания в регионе, а следовательно — и сыграть роль, сходную с ролью Аспаруха. Местная славянская знать, ослабленная поражением в 678 г., не увидела в Куверс возможного союзника, в противоположность знати «Семи родов», помогавшей Аспаруху.

В 705 г. Тервель за помощь Юстиниану II в возвращении престола получил титул кесаря (второй светский ранг империи после императорского), что, несомненно, повысило международный авторитет Болгарии. Сохранилась печать Тервеля, на которой он изображен в кесарской короне с крестом и подписью: «Богородица, помоги Тервелю кесарю».

В 716 г. был заключен новый договор. Весьма важным пунктом договора были взаимные обязательства — выдавать друг другу политических беглецов (Феоф., с. 285): видимо, уже в это время в среде высшей протоболгарской и славянской знати проявлялись острые политические противоречия. Временем Тервеля датируют создание огромного барельефа (3,1 X 2,6 м) на отвесной скале в Мадаре, изображающего вооруженного всадника, пронзившего копьем льва. Вокруг изображения высекались на греческом языке надписи о важнейших событиях. Как само изображение, связанное с культом хана, так и надписи выполняли и сакральную и идейно-политическую функцию. Видимо, уже тогда Мадара стала важным культовым центром.

Начало ведения таких официальных каменных летописей также позволяет думать, что при ханском дворе существовали канцелярии, делопроизводство в которых велось на греческом языке пленными ромеями и жителями взятых протоболгарами и славянами местных городов, переходившими на службу к хану.

Договор 716 г. содержал, по всей вероятности, обязательства о военной помощи: в 717/718 г. болгарские войска по просьбе императора выступили против арабов, осадивших Константинополь. Разгром арабов, в котором войска Болгарии сыграли крупную роль, имел общеевропейское значение: был навсегда перекрыт путь арабам из Азии в Европу, как они были остановлены позднее и на западе (в 732 г.) Карлом Мартеллом при Пуатье. Победа над арабами укрепила международный престиж Болгарии.

Падение внешнеполитической активности Болгарии после 718 г. было связано с кризисом центральной власти, ярко проявившимся в 3-й четверти VIII в. За 20 лет на престоле сменилось 7 государей, более половины которых потеряло трон вместе с жизнью. Трон у династии из рода Дуло оспаривали роды Вокил и Угаин. Причины междоусобий коренились, по всей вероятности, в процессах внутреннего развития и в вопросах ориентации внешнеполитического курса. Около 767 г., после заключенного заново мира с Болгарией, император, опираясь на тайных приверженцев среди знати Болгарии, выкрал князя северов Славуна и действовавшего вместе с ним предводителя «скамаров» (повстанцев) по прозвищу (которое он, видимо, получил от северов) «Христианин».

Основной причиной кризиса было обострение отношений между славянской знатью и протоболгарской аристократией, державшей в своих руках аппарат центральной власти. Тенденция к возрастанию роли славянской знати и к увеличению ее относительной численности отчетливо обозначилась за истекшие 70 лет, и перед протоболгарскими боилами встал вопрос о выборе пути. Славянская знать стала, видимо, все острее выражать недовольство отстранением от участия в органах центральной власти, но в рядах высших боилов по вопросу о преодолении противоречий, скорее всего, не было единства. После очередного переворота в Болгарии в 762 г. имело место массовое бегство славян на юг из района Загоры (Феоф., с. 271). Острые разногласия, особенно между ведущими протоболгарскими родами, вызывал также вопрос об отношениях с империей. В 60-х годах VIII в. род Дуло потерял власть, перешедшую к роду Укил (Вокил), а затем — к роду Угаин. Но видные представители и этого рода вскоре были уничтожены, власть вернулась к роду Укил. Византия, между тем, усиливалась, Болгария стала терпеть поражения. Империя взяла курс на ликвидацию Болгарского государства. В Плиске кипели смуты: после первого шага каждого нового хана к поискам мира с империей следовало его падение.

Однако активная подрывная деятельность части знати Болгарии, в том числе придворной, продолжалась. Сложилась эта оппозиционная хану группировка в мирный период 716—755 гг., и ее появление в этих условиях, учитывая особенности имперской дипломатии, вполне объяснимо. Имперская доктрина исключала отказ от территорий, некогда входивших в пределы империи (по крайней мере — на Балканах). Вся история отношений Византии с Болгарией с 681 по 1018 г. подтверждает этот тезис. Как раз в это время империя восстанавливала свое господство на занятых славянами землях Балканского полуострова. Заключение договоров с Болгарией было лишь вынужденной мерой, военно-политическим маневром. В таких условиях в период мира византийская дипломатия, в особенности тайная, пускала в ход все средства — предложения высоких должностей и чинов, крупных сумм денег, престижных браков, богатых жилищ в Константинополе, пригородных поместий и т. п. Сочетая милости с угрозами, имперская дипломатия вносила раскол и дезорганизацию в ряды протоболгарской и славянской знати.

Свидетельством острого кризиса центральной власти в Болгарии является факт созыва «народного собрания» («конвента»), к которому апеллировали настроенные оппозиционно к хану Сабину боилы в 766 г. На собрание могли явиться, конечно, только пребывающие в столице и поблизости воины, находившиеся под влиянием борющихся группировок знати. Сабин, начавший переговоры с императором о мире, был обвинен в замысле предать Болгарию империи, лишен власти и, спасая жизнь, бежал в Византию, где нашел милостивый прием у императора.

Хан Телериг (768—777) счел важнейшей своей задачей выявить и обезвредить провизантийски настроенных вельмож и сановников, что ему и удалось (Феоф., с. 275). При Телериге проявился курс Болгарии на подчинение Славиний Македонии. В 774 г. его войска предприняли поход с целью «захватить Берзитию» и переселить ее жителей в Болгарию (Феоф., с. 274). Локализация Берзитии спорна, но она располагалась к юго-западу от границ Болгарии (ИБ, 2, с. 128). Переселение внутрь страны жителей подвергшихся нападению или новозавоеванных земель преследовало в то время обычно две цели: во-первых, оно исключало возможность восстаний местного населения против повой власти, во-вторых, переселенцы становились налогоплательщиками казны, а нередко и воинами. И для Византии эта мера особенно характерна именно в тот период, который определяется как время преобладания централизованной эксплуатации непосредственных производителей (т. е. VII—X вв.). Видимо, в Болгарии положение было сходным: источники IX в. свидетельствуют об острой заинтересованности ханов в увеличении числа своих подданных.

Принятие христианства. Политический и культурный подъем

Принятие христианства в качестве официальной религии совершалось у европейских пародов на той стадии общественного развития, на которой эксплуатация подавляющего большинства производительного населения со стороны социально и политически господствующего меньшинства приобретала регулярный характер. Активный процесс христианизации происходил, как правило, в условиях усиления центральной власти, при ее прямом участии. Болгария не являлась исключением из этого правила.

Итак, в Болгарии к середине IX в. сложилась общественная система, обеспечивающая экономическое, социальное и политическое господство узкого слоя сливающейся воедино славяно-протоболгарской знати. Ощущалась острая потребность в освящении существующего строя божественным авторитетом, когда неповиновение властям воспринималось бы не только как нарушение закона, но и как поступок, противоречащий нравственным нормам жизни общества. Принятие христианства сулило утверждение единства идеологии, учреждение организованной (через церковь) системы контроля над умами подданных, усиление власти князя — «помазанника божия» и, безусловно, повышение авторитета Болгарии среди христианских стран Европы.

Христианизации предшествовало, несомненно, укрепление единства в высшем слое славянской и протоболгарской аристократии, смягчение этнокультурных и политических противоречий. В провинциях Борис должен был рассчитывать на своих наместников, уже в это время, по-видимому, именовавшихся «комитами». Они соединяли в своих руках военные и гражданские полномочия. Провинции назывались «комитатами». Их границы, сознательно перекроенные, уже не совпадали со Славиниями и территориями, занятыми когда-то протоболгарскими вежами: судя по тому, что против Бориса после крещения поднялись 10 комитатов, их общее число было по крайней мере вдвое больше (Борис быстро справился с мятежниками) (ГИБИ, т. II, с. 287).

Решение о принятии христианства было принято Борисом в осложнившейся международной обстановке: Византия не могла смириться с потерей земель, захваченных у нее Пресианом, Восточно-франкское (Германское) королевство усиливало давление на Среднее Подунавье; сталкивались также интересы Болгарии и Великой Моравии. В войнах с Византией в 855—856 гг. Болгария потерпела поражение. Участие Бориса в союзе с Людовиком Немецким в действиях против Великой Моравии привело к вторжению войск союзной Ростиславу Моравскому Византии в 863 г. в Болгарию, страдавшую от неурожая и землетрясений. Князь был вынужден заключить мир, отказаться от союза с Людовиком Немецким, обещая принять крещение от империи, смириться с потерей земель близ эгейского побережья и, сохранив Загору, вернуть империи города Анхиал, Месемврию и Девельт.

Крещение началось в 864 г. прибывшими для организации церкви в Болгарию византийскими священнослужителями. Борис и его окружение сознавали опасность со стороны оппозиционных сил. Акт крещения князя и приближенных к нему сановников был совершен втайне от подданных. Князь принял имя Михаил, в честь императора Михаила III, «духовным сыном» которого по византийским церемониально-дипломатическим нормам он должен был отныне признаваться. Обстановка неуверенности в широких массах усугублялась тем, что в страну хлынули проповедники самого разного толка (не только православные ромеи-ревнители, но и монофиситы-армяне, еретики, мусульмане-арабы). В 865 г., в ходе крещения населения, вспыхнул мятеж знати (видимо, прежде всего — протоболгарской), которая, играя на антивизантийских настроениях в пароде, стремилась свергнуть Бориса. Мятеж был подавлен, 52 семьи боляр-мятежников были уничтожены. Власти силой утверждали христианство, упорствующих лишали имущества и свободы.

Позиция болгарского двора, однако, резко изменилась, едва встал вопрос о статусе болгарской церкви: задача состояла в том, чтобы добиться возможно большей независимости от византийского патриарха, так как официальная доктрина империи не отделяла церковную зависимость от политической. В письме к Борису патриарх Фотий и трактовал вопрос в этом духе (ГИБИ, т. IV, с. 104—105). Используя противоречия между Византией и папством в 866—870 гг., князь добивался предоставления болгарской церкви статуса либо патриархии, либо автокефальной (решающей внутренние вопросы самостоятельно) архиепископии. Папство не пошло на эту уступку. На Восьмом вселенском соборе в Константинополе в 870 г. была санкционирована принадлежность болгарской церкви к восточно-христианскому миру; право поставления архиепископа Болгарии получал константинопольский патриарх, а избирался кандидат в архиепископы собором епископов Болгарии; Вселенский собор 879—880 гг. утвердил и автокефальность (автономию) болгарского архиепископа: болгарский диоцез был исключен из списков епархий Константинопольской патриархии (ИБ, 2, 230).

Организация церкви была осуществлена, при незначительных отступлениях, по византийскому образцу. Как и в империи, церковь оказалась в подчинении у высшей светской власти. Потребности организации культа обусловили повсеместное строительство храмов и монастырей и их материальное обеспечение со стороны центральной власти и состоятельных неофитов. Помимо многочисленных епископий, как и в Византии, небольших по размерам, было учреждено семь подчиненных архиепископу митрополий. Резиденция архиепископа располагалась вместе с главным (соборным) храмом в столице: сначала в Плиске, а с 893 г. — в Преславе. Церковные посты были заняты византийскими священнослужителями. Литургия совершалась на греческом языке. Желая видеть на церковных постах своих соотечественников-подданных, Борис отправил на учебу в Константинополь большую группу знатных болгар, в том числе своего сына Симеона, готовившегося к принятию монашеского сапа.

Следующим шагом в утверждении самостоятельности болгарской церкви, а вместе с тем —и собственных путей культурного развития был переход в церковнослужении с греческого языка на славянский. В 886 г. преследуемые немецким духовенством и сменившими ориентацию властными Великой Моравии ученики первых просветителей славянства — Константина (Кирилла) и Мефодия — нашли прием при дворе Бориса. Благодаря их энергичной учительской деятельности были подготовлены многочисленные кадры обученного славянской письменности духовенства. В 893 г. наиболее видный из учеников солунских братьев Климент Охридский стал первым епископом — славянином в области Драгувития; с его именем связывают создание славянского алфавита «кириллицы». Началась замена византийского клира болгарским — процесс, который должен был занять, конечно, несколько лет.

Христианство содействовало ликвидации этнокультурных отличий между славянами и остатками протоболгар, обеспечению единства идейно-политических представлений, нравственно-этических и бытовых норм. Введение литургии на родном языке, распространение славянской письменности и возникновение славяноязычной литературы способствовали ускорению темпов культурного развития и оформлению самосознания болгарской народности.

Организованная по иерархическому принципу и централизованная церковь стала интегральной частью монархической системы, выполняя важнейшую идеологическую и социальную функцию — укрепление власти государя и существующего строя в целом. Даже остро обличавший беззакония властей и корыстолюбие иерархов Козма Пресвитер гневно внушал пастве, что «цари и боляре богом суть учинены».

Внутренний кризис и политический упадок во второй половине X в.

В середине VIII века Болгарское ханство охватил внутриполитический кризис. После того как правящий род Дулобыл отстранён от управления страной, за 15 лет на престол вступали 7 ханов. Внутреннему кризису способствовали и постоянные войны с Византией во времена императора Константина V, который организовал 9 походов на Болгарию. Кризис закончился во время правления хана Телерига, однако ему, как и его предшественникам, пришлось спасаться бегством после 12-летнего правления. Хитростью Телериг успел ликвидировать всех византийских агентов в болгарской столице. Окончательно кризис был ликвидирован при правлении хана Кардама

Болгария расширила свои границы в правление хана Крума (803—814). Он разгромил аваров на западе и византийцев на юге. В 805 году отвоевал земли у Аварского каганата, присоединив к себе племя тимочан. В 809 годузахватил Сердику (современная София). Император Византии Никифор I собрав огромное войско, одолел болгар, ограбил и сжёг их столицу Плиску. Но после этого Крум, поднявший население страны на защиту целостности государства, в одном из ущелий Старой Планины уничтожил превосходящую армию противника. Крум погиб в бою в 814 году. В итоге правления этого воинственного болгарского хана, болгарское государство достигло реки Тисы, за которой были франки, и реки Днестр на востоке, отделявшей болгар от печенегов. На юге граница достигла гор Рилаи Родоп. После длительных войн и безуспешных мирных переговоров Крум решил взять Константинополь при помощи огромной армии и осадных машин, но умер при странных обстоятельствах.

30 летний мирный договор с Византией был подписан в правление его сына — хана Омуртага (816—831). В эту эпоху (VIII—IX вв.) были построены замечательные архитектурные и скульптурные памятники в Плиске, Мадаре и др. Наследники Крума ханы Омуртаг, Маламир и Пресиян сумели укрепить, удержать и немного увеличить территориальные расширения хана Крума. Во времена Пресияна Болгария получила доступ к Средиземному морю.

Во время правления царя Бориса I (852—889) священнослужители из византийской фемы Фессалоники, братья Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит (863). В 865 году христианство объявили государственной религией болгар, впоследствии Бориса I канонизировали. В 867, воспользовавшись смутой в Византии, болгары захватили город Лихнидос (позднее Охрид)

Когда на трон развивающейся страны взошёл царь Симеон Великий (893—927), начался так называемый «золотой век болгарской литературы». В период правления Симеона Болгарское царство достигло апогея своего политического и территориального могущества. После победы болгар у реки Ахелой (917) болгарский царь расширил свои владения до полуострова Галлиполи в южной Фракии, захватил Македонию, используя как союзника Сербию, принял её под покровительство и управление, поставив своего ставленника. Впоследствии, после очередного сербского мятежа, ввёл в Сербию войска и полностью присоединил к территории своего государства. Царь Симеон Великий вёл беспрерывные войны и сумел максимально расширить территорию Болгарии по сравнению с другими правителями.

Вследствие войн наступила нищета. Тяжесть налогов, лёгших на плечи народа, вызвала сопротивление. Появилось движение богомилов, возглавляемое священником Доводком. В это время в стране правил Пётр I (927—969). Богомилы были угрозой правящему классу. Их подвергли преследованиям и мучениям. Распространение их идей велось через апокрифическую литературу. Проповеди богомилов распространялись и за пределами Болгарии. В XII и XIII веках появились многочисленные секты богомилов разного характера, что обусловлено местными условиями. Пётр I на выгодных условиях подписал мирный договор с Византией, длившийся около 30 лет

В 968 году киевский князь Святослав, союзник византийского императора Никифора Фоки, занял северо-восточную часть Болгарии. Вскоре Святослав заключил союз с болгарским князем Борисом II (969—971). Но византийская армия вытеснила русов и победила болгар. Византийский император Иоанн Цимисхий захватил в плен царя Бориса и установил контроль над северо-восточными областями Болгарии. Западная часть царства с (временными столицами Преспой и Охридом) не смогла долго продержаться. Несмотря на то, что царь Самуил успел вернуть большую часть территории Болгарии, после его смерти в 1014 году, Болгария была покорена Византией. В 1018 году византийцы захватили Охрид. Первое болгарское царство пало

Установление византийского контроля (1018—1185) — это сложный период для болгарского народа. Отличившийся жестокостью в войне, Василий II с наступлением мира стал демонстрировать умеренность. Болгары перестали быть врагами византийского императора, став его подданными, и следовательно заслуживали внимания и уважения. Намеренно им были определены низкие налоги. Патриархат был понижен в статусе до архиепископства, но болгарская церковь продолжала оставаться самостоятельной практически во всех отношениях — только назначение архиепископа стало привилегией императора. Болгарская аристократия была интегрирована в византийскую государственную и социальную иерархию; некоторые её представители заняли высокие должности в империи. Однако болгары продолжали страдать от набегов и разграблений страны печенегами, а в дальнейшем и от походов крестоносцев 1096 и 1147 годов. В этот период стало разрастаться движение богомилов.

433
07.03.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.