Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяСлавянская филологияРаннефеодальные государства Само и Великая Моравия


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Раннефеодальные государства Само и Великая Моравия

В 7 в. определились 3 ветви: западные, восточные и южные. У западных и восточных славян процессы феодализации протекали значительно медленнее, чем у германских племен, т.к. проходили они безсинтезным путем, т.е. на основе разложения и трансформации родоплеменного строя (аналогичный путь – Скандинавия, территории в составе Германии). 

Государство Само

Объединение Само – первая известная военно-политическая консолидация западных славян (623-658 гг.). Минимальное количество сохранившихся исторических источников не позволяет установить тип объединения. Одни историки рассматривают Само как военно-политический племенной союз, другие – как раннефеодальное государство. 

Само — раннесредневековое (VII век) славянское государственное образование (союз племён,конфедерация), упомянутое в письменных источниках. Существовало на территории современных Чехии и Нижней Австрии (а также части Силезии, Словакии и Словении), объединив предков современных чехов, словаков, лужицких сербов и словенцев. Точных данных о границах государства не сохранилось, предположительно являлось предшественником Карантании или Великоморавской державы. Основным источником по истории государства Само является Хроника Фредегара. Все остальные источники созданы позже.

Согласно Хронике Фредегара, государство было создано франкским торговцем из Сенонской области по имени Само на славянских землях. Финский филолог И. Миккола полагает, что торговец Само был галлоримлянином. Он возглавил восстание славян (вендов) против Аварского каганата, в итоге был избран королём (военным вождём) и выиграл войну. Хроника Фредегара относит это событие к 623 году. Однако существуют сомнения в франкском происхождении Само. Так, поздняя традиция, записанная в созданной около 870 года в Баварии «Conversio Bagoariorum et Carantanorum» («Обращение баваров и хорутан»), считает Само славянином: «Во времена славного короля франков Дагоберта славянин некий, именем Само, проживавший у хорутан, был вождём этого племени».

В 631 году на территории государства Само было убито несколько франкских купцов. В ответ франкский король Дагоберт I выслал карательную экспедицию. Однако в битве под Вогастисбургом, продолжавшейся 3 дня, Само разбил франкскую армию. После этого славяне вторглись в Тюрингию и некоторые другие земли, контролируемые франками. Кроме того, к Само присоединился сорбский князь Дерван. Только в 636 году герцог Тюрингии Радульфсмог разбить славян, заставив их бежать. Однако после смерти Дагоберта I Радульф якобы сам восстал против франков, разбив в 641 году сына Дагоберта, короля Австразии Сигиберта III. Он стал считать себя королём Тюрингии и заключил договор о союзе с Само.

В 623 г. произошло славянское восстание во главе которого встал купец Само. Против аваров западные славяне выступили в союзе с Византией и Франкским государством. Прямых указаний, т.е. документов, на этот союз нет, но сам факт союза очевиден. После освобождения от аваров обострились противоречия между союзниками. Франкский король Дагоберт претендовал на включение славянской территории в состав Германского королевства, но потерпел военную неудачу. В 631 г. В сражении у Вогастисбурга франки были разбиты славянами. Далее начинается славянская экспансия во франкское государство, были завоеваны земли Тюрингии, где сложились славянские поселения. 

После смерти Само в 658 году государство, созданное им, распалось под напором авар.

Об экономике Само известно мало: подсечно-огневая система земледелия и зерновое хозяйство, соседская община. После ликвидации внешней угрозы объединение ослабевает, а после Само прекращает существование.

В 1990-2000-х гг. проблема «государства Само» рассматривалась с разных точек зрения: источниковедческой (В. К. Ронин), историко-правовой (И. В. Петров), археологической (А. Авенариус (словацк.))

Великая Моравия

Большинство польских, чешских, и российских историков считает, что Великая Моравия образовалась на основе Само и являлась раннефеодальным государством.

Великоморавская держава — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии,Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия. Располагалось на территориях прежде бывших славянских государств Само и Карантании.

Столицей государства, как полагают исследователи, являлся город Велеград. По другим данным, столицей был город Нитра.

Великая Моравия оказала большое влияние на культурное развитие всего Славянского мира: здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык.

История

В конце V и в VI вв. на территорию Чехии и Словакии пришло славянское население. Это была земледельческая колонизация почти опустевших земель. Главным занятием славян являлось земледелие и разведение скота, они занимали ранее обжитые территории и расширяли их, выкорчевывая леса. Земледельческая техника славян обеспечивала жизнь и некоторый рост населения. Славяне выращивали пшеницу и просо, а также рожь, горох, чечевицу, коноплю, овощи, собирали дикорастущие плоды.

В это время славяне переживали период перехода от родовой организации к военной демократии. Основой ячейки общества являлась община, состоявшая из нескольких семей и насчитывающая 50-60 человек.

Государство Само

В начале VI века в Центральную Европу проникли кочевники авары. Во второй половине столетия они заняли римскую провинцию Паннонию, откуда начали нападения на франков, Византию и славян, с которых брали дань — определённые суммы денег за сохранение мира. Также авары вынуждали славян принимать участие в своих походах. В 623—624 гг. славяне восстали. В восстании принял участие франкский купец из Сенонской области Само. Единственный источник об этих событиях — хроника Фредегара, датируемая приблизительно 660 годом — повествует о поражении аваров и избрании Само вождем славян. В 631 году начался конфликт между Само и франкским королём Дагобертом I. Славяне нанесли поражение франкам и их союзникам лангобардам и алеманнам, вторглись во франкские владения и привлекли на свою сторону князя лужицких сербов Дервана.

Государство Само располагалось частично на территории Чехии и лужицких сербов. Оно представляло собой племенной союз, как оборонявшийся против врагов, так и совершавший грабительские набеги на соседей. По хронике Фредегара, Само правил в течение 35 лет. В настоящее время высказывается мнение, что ядром территории державы Само была Южная Моравия и смежные с ней части Нижней Австрии.

В течение VIII и IX вв. область расселения славян расширилась. Наиболее обжитой стала Южная Моравия, где были созданы укреплённые грады и целые округи. Округа с центром в Микульчицах стали княжеским центром. Большое значение также приобрела Нитра в Словакии. Между территориями Чехии и Словакии имелся широкий пояс незаселённых земель. В чешской области также возникали укреплённые грады, в частности Пражское укреплённое городище в IX веке. Это свидетельствует о стабилизации заселения территории и дальнейшем развитии производительных сил. 

Моравия

Впервые название Моравия упоминается в западных источниках в 822 году, когда послы мораван, среди других послов славян, прибыли ко двору императора Франкского государства Людовика I Благочестивого.

Многочисленные исследования археологов свидетельствуют о массовом перемещении в район реки Моравы носителей пражско-корчакской культуры из разных мест ее ареала. Это соответствует и информации летописей. Так, в «Повести временных лет» Нестор сообщает: 
 

Первым исторически достоверным правителем Моравского княжества является Моймир I, основатель династии Моймировичей, объединивший под своей властью славянские племена севернее Дуная (в бассейне реки Моравы на части современной Чехии). В 833 году он присоединил к своему государству Нитранское княжество, а в 846 — распространил свою власть на территорию Чехии.

Имея цель крестить Моравию, король Баварии Людовик II Немецкий в 829 году передал земли Моравии под юрисдикцию епископства Пассау. Моймир I поддержал христианских миссионеров, и в 831 году епископ Регинар Пассауский крестил его и всех мораван.

В 846 году Людовик II Немецкий обвинил Моймира в намерении отложиться, вторгся в Моравию, сверг его и поставил новым князем его племянника Ростислава.

Великая Моравия, 846-870 гг..

Людовик II Немецкий считал Ростислава своим вассалом и рассчитывал, что тот будет представлять интересы Восточно-Франкского королевства вЦентральной Европе. В то время как Людовик был занят борьбой против своих родственников, Ростислав строил крепости, укрепляя и расширяя своё государство. Он заключил союзы с Болгарским царством и Византией, а с Восточно-Франкским королевством порвал отношения и даже стал предоставлять убежище противникам Людовика (вплоть до его сыновей Карломана и Людовика). В 855 году Людовик вторгся в пределы Великой Моравии и пошёл на крепость Ростислава (наиболее вероятно в сегодняшнем пригороде Братиславы Девине). Мораване не только успешно отразили натиск рати Людовика, но и, преследуя противника, разорили пограничные земли Баварии.

В 858 году Ростислав заключил союз с сыном Людовика II Немецкого Карломаном. В 861 году он поддержал войско Карломана, воевавшего с Людовиком II.

Людовик II Немецкий продолжал угрожать Великой Моравии, заключив союз с болгарами. Стремясь к максимально возможной независимости от восточно-франкского короля, Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе Николаю I прислать учителей для подготовки собственных священников. Получив отказ папы, Ростислав в 862 году отправил послов в Византию к императору Михаилу III, прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. Михаил III удовлетворил эту просьбу Ростислава и послал к мораванам Кирилла и Мефодия. В 864 году Людовик вновь вторгся в Великую Моравию и вынудил Ростислава подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась. Пробыв в Моравии по 866 год, они организовали независимую от германского епископата славянскую церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности государства. После этого их вызвали в Рим. Там многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством, однако Папа одобрил миссию Кирилла и Мефодия.

В 870 году Ростислав передал Нитранское княжество своему племяннику Святополку I. Фактически это означало раздел Великой Моравии на две части. И Ростислав, и Святополк были вынуждены обороняться от продолжавшихся вторжений восточно-франкского короля. Святополк предпочёл заключить союз с Людовиком II Немецким, признав его верховенство над Нитранским княжеством. Ростислав попытался убить своего племянника, но тот сумел пленить Ростислава и передал его восточным франкам. Ростислав был осуждён, приговорён к ослеплению и вскоре умер в монастыре, а в Великой Моравии началась борьба за власть.

Великая Моравия при правлении Святополка I

На место Ростислава для правления в западной части Великой Моравии Людовик II Немецкий послал своих кандидатов, маркграфов Вильгельма II и Энгельшалька I. Святополк же, правивший в восточной части, претендовал на власть во всем государстве и отказался соглашаться с восточно-франкским сюзеренитетом. За это немцы заточили Святополка. Вместо Святополка князем был избран Славомир. Под его предводительством поднялось народное восстание против власти немцев. Посланное Людовиком для подавления восстания войско было разбито. Людовик организовал второй поход против повстанцев. При этом он освободил Святополка, справедливо рассчитывая, что тот заинтересован в возвращении себе власти в Великой Моравии. Святополк пообещал Людовику подавить восстание и даже взялся сам вести немецкое войско. Однако Славомир признал Святополка законным князем, и как только немцы дошли до Великой Моравии, Святополк перешёл на сторону восставших. Немецкое войско снова было разгромлено. В итоге, Святополк смог стать князем всей Великой Моравии. И, как гласит Житие Св. Мефодия,

»
князь Святополк доверил заботе Мефодия все храмы во всех городах.
»

В последующие годы Святополк I успешно отбивался от нападений немцев. В 874 году между послами Святополка I и Людовика II Немецкого был заключён Форххаймский мир. Святополк формально признал верховенство Людовика и обязался выплачивать Восточно-Франкскому королевству дань.

Замирение с немцами позволило Святополку I заняться расширением своих владений. В 874 году он захватил Блатенское княжество, земли в верхнем течении Вислы и север современной Моравии в окрестностях города Опава. В 880 году к владениям Великой Моравии прибавились Силезия и восток сегодняшней Венгрии в среднем течении Тисы, принадлежавший до того болгарам. С 890 года частью государства Святополка стали также Богемия (княжество Пржемысловичей) и Лужица. В 882 году Святополк I как союзник восточнофранкского короля Карла III вторгся в земли своих давних врагов, маркграфов Вильгельма II и Энгельшалька I и прогнал их. Те в свою очередь заключили союз с Арнульфом Каринтийским в Паннонии, который настроил болгар против Святополка. Святополк разбил болгар и включил в состав своего государства Паннонию — часть территории Арнульфа.

Святополк I умер в 894 году. Завещав своим сыновьям крепить державу и сопротивляться восточным франкам, он разделил державу между сыновьями. Князем Великой Моравии стал его первый сын Моймир II. Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество. (Возможно, что у Святополка I был ещё один сын — Предслав).

Упадок и развал Великой Моравии

Уже в следующем 895 году Святополк II, поддерживаемый Арнульфом Каринтийским, восстал против своего старшего брата. Начавшийся конфликт ослабил Великую Моравию, и от неё стали отлагаться пограничные территории. Сюзеренитет Арнульфа признали Богемия и Лузация. Моймир II сумел консолидировать силы. В 898 году он попросил папу прислать в Моравию новых священнослужителей, чтобы уменьшить влияние священнослужителей из Баварии. Баварцы, недовольные этим требованием, послали в Великую Моравию войска. Моймир II разбил их и, более того, сумел изловить бунтующего брата. Впрочем, баварцы выручили Святополка II и забрали с собой.

Новая опасность возникла, когда пришли венгры. В 896 году они расселились на малонаселённых землях Великой Моравии вдоль верхнего и среднего течения Тисы, а в 900—901 годах стали переходить Дунай и селиться на правой его стороне.

Когда в 901 году венгры стали совершать набеги на земли Восточно-франкского королевства, германская знать заключила мир с Великой Моравией, а Моймир II помирился с братом, который вернулся на родину. Этот мирный договор также положил конец войне между Великой Моравией и франкским вассалом Богемией, шедшей с 895 года.

В период с 902 по 906 годы Моймир II несколько раз отбивал нападки венгров (иногда с помощью баварских войск). Моймир II и Святополк II предположительно погибли в 907 году в битве при Пресбурге.

После смерти Святополка Великая Моравия стала распадаться. Постепенно отделились Паннония, Нитра, Чехия. Кроме того, на протяжении IX века на земли Моравии нападают кочевые племена мадьяр. В 907 году они полностью захватили Великую Моравию. Это привело к политическому разъединению чехов и словаков. Чехия стала развиваться как самостоятельное государство, а Словакия вошла в состав вновь возникшего венгерского государства.

Культура Великой Моравии

Культура Великой Моравии развивалась под сильным влиянием Византии. После того, как папа Римский признал за славянским языком статус литургического и разрешил чтение Евангелия по-славянски во время богослужения, стала активно развиваться литература на этом языке, сначала переводы проповедей, затем и оригинальные сочинения, например, «Проглас» святого Кирилла.

Из архитектурных памятников того периода сохранились лишь фундаменты, выявленные при раскопках в XX веке.

В 863 году в Моравию прибыла христианская миссия, возглавляемая Константином и Мефодием. С их именами связано становление славянского богослужения и развитие славянской письменности. Славянская миссия в Великой Моравии продолжалась двадцать один год. После смерти Мефодия (885 г.) князь Святополк не захотел поддерживать слишком строгой религии, запрещавшей многоженство, требовавшей соблюдать многочисленные посты и налагавшей строгие епитимии за церковные прегрешения. Моравская знать во многом продолжала сохранять языческие традиции, на которые латинская церковь смотрела снисходительно. Святополк изгоняет учеников Мефодия из страны, большинство из них находит пристанище в Чехии и Болгарии, куда и перемещается центр славянской культуры.

Наиболее популярным типом церковной постройки была ротонда. Именно из Великой Моравии распространилась она позднее в Чехию и Польшу, а также в другие славянские государства.

В прикладном искусстве чувствуется арабское и персидское влияние. Очень развитым было ювелирное дело, особенно в изготовлении женских украшений. Секрет тончайшего моравского литья не полностью разгадан и в наши дни. В первой половине IX века преобладал так называемый блатницко-микульчицкий стиль, когда гравированный орнамент комбинировался с чеканкой, высоким рельефом и чернью.

1011
23.02.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.