AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Прародина славян в концепции А. А. Шахматова. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//slavyanskaya_philologiya/prarodina-slavian-v-kontseptsii-a-a-shakhmatova/ (дата обращения: 23.04.2024)

Прародина славян в концепции А. А. Шахматова

Прародина славян в концепции А. А. Шахматова

Содержание

    Интересной и некоторое время господствующей была концепция А.А.Шахматова о двух прародинах славян. Первая из них согласно Шахматову, находилась на территории, прилегающей к устью рек Западной Двины и Немана.

    Он исходит из того, что изначально из индоевропейской группы выделилась балто-славянская общность, являвшаяся автохтонной на территории Прибалтики. После распада этой общности славяне заняли территорию между нижним течением Немана и Западной Двины (первая прародина). Именно здесь сложился, по его мнению, праславянский язык, который в дальнейшем лег в основу всех славянских языков. В связи с великим переселением народов германцы в конце II в.н.э. продвигаются на юг и освобождают бассейн р. Вислы, куда и приходят славяне (вторая прародина). Здесь славяне разделяются на две ветви: западную и восточную. Западная ветвь продвигается в район р. Эльбы и становится основой для современных западнославянских народов; южная ветвь после распада империи гуннов (вторая половина V в.н.э.) разделилась на две группы: одна из них заселила Балканы и Дунай (основа современных южнославянских народов), другая – Днепр и Днестр (основа современных восточнославянских народов).

    После освобождения готтами западных территорий в связи с их движением на юг, славяне направились на запад в Повислинье, которое явилось их второй прародиной. В Повислинье, по Шахматову, начинается распадение славянской общности на две части. Западная группа с обшей прародины продвинулась дальше на запад, а южная после продвижения к югу и освобождения Балкан от гуннов распалась, как было отмечено выше, на южных и восточных славян. Южные славяне двинулись на Балканы, восточные к Поднестровью и среднему течению Днепра. Здесь возникла прародина восточных славян, откуда восточные славяне расселились в дальнейшем, заняв территорию, которая в последствии стала территорией древней Руси на севере вплоть до оз.Ильмень, на востоке до реки Дон.

    Распадение славян на две группы А.А.Шахматов подтверждает языковыми данными, обращая внимание на то, что некоторые языковые черты являются общими для восточных и южных славян и своеобразны у западных славян.

    Концепция А. А.Шахматова не принимается современной наукой: она схематична, строится на недостаточном количестве фактов, ее автор не имел возможности в полной мере использовать данные топонимики и археологии.

    Прародина славян, в представлении А. А. Шахматова, находилась на побережье Балтийского моря, точнее, в нижнем течении Немана и Северной Двины. К юго-западу от славян обосновались германцы.

    Соседство славян с германцами кажется ученому несомненным по той причине, что уже в общеславянском языке обнаруживается немало германских заимствовании: шлем (шелом), труба, тын, меч, кнчзь, хомут, мыпи> (подать), потея, стекло, купить, скот, хлев, блюдо и др. 

    На юге славянского мира, прежде всего в северном По-днепровье, соседями славян оказались финны, бывшие, в свою очередь, северными соседями иранцев. Эти гипотезы А. А. Шахматов подкрепляет наличием в общеславянском языке некоторого числа иранизмов, отмеченных одновременно и в финских языках: бог (др.-перс, baga, вост.-фин. nabac, у мордвы — эрзи паз), топор (фин. tappan) и др. Язык славян уже в этот период оказал определенное воздействие на соседние финские языки, обогатив их такими словами, как фин — palttina (русск. полотно, старослав. платьпо, общеслав. *ро11ьпо), фин. varpu (русск. воробей, старослав. врабии, общеслав. *ы>гЬи), фин. IaIkQ (русск. толока, серб, tlaka, польск. tfoka). фин. suntia ('церковный служитель', старослав. ritiouu), фин. ku.on.talo—'пакля' (русск. кудель, старослав. кіїїдгьль, польск. kqdziel). 

    Значительное расширение славянской территории привело, естественно, к постепенному распаду языкового единства славян. Ученый полагает, что этот процесс относится к первому веку новой эры. «Сидевшее» в бассейне Вислы германское племя спалы (у славян «еполы», отсюда сполин — в древиеболгзрски.х переводах с греческого, исполин — 'великан') ушло к нижнему Дунам, а его место заняли готы, племена скандинавского происхождения, называвшие себя thuida (слово чужой Шахматов связывает именно с этим корнем). В конце 1 в. н. э. готы также устремились к нижнему Дунаю, а опустевшее Повисленье поспешила занять часть славян, получивших впоследствии название западных. Подтверждение раннего обособления западных славян А. А. Шахматов видит в тех лингвистических фактах, которые известны лишь западнославянским языкам (польскому, чешскому, словацкому) и отсутствуют в языках остальных славян. Так, в то время как восточной и южной славянским языковым группам известно исчезновение согласных d и / в сочетаниях dl, tl, эти сочетания в западнославянских языках сохраняются без изменения: русск. ель, чешек. [edle, польск. fed fa; русск. сало, вел, плел, польск. sadio, wiodi, ploti. В языках западной группы сочетание губных согласных (б, п, в, ф) с «йот» [jl никогда не переходит в сочетание «губной -f-, г», известное в других славянских группах: русск. земля, старослав. земли, польск. гіетіа, чешек. гетё; русск. люблю, польск. lubie. 

    Окончательный разгром гуннов германцами во второй половине V в. н. э. расчищает славянам путь на Балканы и к низовьям Дуная, в результате чего славяне появляются здесь в конце V — начале Vl в.. что подтверждается свидетельствами древних историков Марцеллина и Проколия Кессар и некого, называющего новых пришельцев «склаве-нами». Другая ветвь славян, также устремляясь на юг, избирает более восточный путь — к Азовскому морю (быть может, в результате возникших между славянами раздоров). Эгих славян Прокопий называет «аптамп». А. А. Шахматов склоняется к выводу, что словене были предками южных славян, в антах же он видит предков славян восточных. «Прародиной русского народа,— пишет он,— была территория антов, следоваїельно —область между Прутом п Днепром». Однако анты не могли долгое время пребывать на территории, которая являлась объектом притязаний различных неславянских кочепых племен, в результате чего анты вынуждены были уйти в область более северную, лежащую вверх по Днепру и Днестру,— на территорию нынешних Киевщипы и Волынщины. Эти земли Шахматов и называет «колыбелью русского племени, русскою прародиной». В качестве одного из доказательств этого последнего пути восточных славян А. А. Шахматов приводит гидроним Десна, служащий названием левых притоков Южного Буга и Днепра. В древнерусском языке слово десьна имело значение 'правая'. Как же устранить это явное противоречие: в значении «левый приток» употреблено слово с антонимич-ным значением? Видимо, предполагает ученый, эти притоки приходились справа населению, шедшему вверх по течению рек, 

    А. А. Шахматов увлекательно и подробно говорит о процессе расселения восточных славян, образовании племен и племенных диалектов, привлекая богатейшие материалы «Повести временных лет» и других памятников древнерусской письменности, показания исторической диалектологии. Ему удается воссоздать не только историю формирования восточнославянских языков, но также северного и южного наречий и переходных среднерусских говоров в пределах русского языка. 

    Оценивая вклад А. А. Шахматова в изучение происхождения и истории восточнославянских народов и языков, наш современник, член-корреспондент АН СССР Ф. П. филин подчеркивает, что шахматовская концепция «была значительным стимулом для дальнейшего развития науки о славянских древностях». 

    Первые исторические сведения о славянах появляются относительно поздно; до нашей эры о них нет ни одного достоверного упоминания. Однако славяне, как мы только что видели, издавна обитали в Центральной и Восточной Европе и претерпели здесь, несомненно, немало различных изменений под влиянием событий, происшедших до нашей эры и до эпохи их расселения. Однако история не сообщает нам ничего, что бы относилось непосредственно к славянам. Мы можем делать лишь косвенные предположения, что в эпоху, когда различные группы, составившие впоследствии целые племена, обитали еще совместно на общей территории, на судьбы славянства должны были оказать влияние некоторые значительные исторические события.

    Так, можно предположить, что в VIII и VII вв. до н. э. славяне завязали сношения с иранскими скифами, которые проникли тогда из Азии в степные южнорусские области. С другой стороны, из сообщения Геродота о походе Дария в Скифию в 513—512 (или 507—505) гг. до н. э. нам известно, что Дарий проник также в области, заселенные славянами (неврами), и вынудил их отойти к северу. Кроме того, определенные лингвистические данные, а именно довольно значительное число кельтских названий в топонимике рек в Прикарпатье, кельтские названия городов, указанные Птолемеем, и, наконец, несколько названий племен, свидетельствуют о том, что земли славян в Прикарпатье подверглись, по крайней мере частично, вторжению галлов, которые в III и II вв. до н. э. достигли побережья Черного моря… Нашествие галлов было вызвано, несомненно, давлением германцев, двигавшихся с севера в центральную Германию, но каковы были судьба и продолжительность этого нашествия, остается до сего времени совершенно неизвестным. Считать этих галльских завоевателей венедами, упоминаемыми на Висле более поздними историческими источниками, представляется мне невозможным… <…>

    Балтийские венеды были, безусловно, славянами. Имеется несколько доказательств этого. Во-первых, их места обитания в I—II вв. н. э. совпадают с местами обитания славян в VI в. Распространение славян было совсем незначительно в период переселения народов. Во-вторых — и это очень важный довод, — наименование венедов, вендов сохранялось в немецком языке (Wenden, Winderi) в течение всей исторической эпохи, вплоть до новейшей, как общее наименование славян. Старые деревни, которые их немецкие соседи хотели отличить от одноименных немецких деревень, обозначались в отличие от них windisch или wendisch. Наконец, Иордану, историку VI в., первым давшему очерк начала истории славян, известно, что наименования «венд», «венед» и «славянин» употреблялись для обозначения одного и того же народа; он употребляет эти названия попеременно, из чего можно заключить, что в VI в. признавалось тождество славян с венедами.

    Приведенные доказательства одновременно опровергают как точку зрения Тацита, который колебался, отнести ли венедов к сарматам или к германцам, и остановился, наконец, на их германском происхождении, так и археологические гипотезы Р. Муха, по мнению которого венеды были иллирийской народностью, а также последние гипотезы Шахматова и Пейскера, считающих венедов кельтами на основании якобы кельтской терминологии водных путей на территории прародины венедов. Если бы эта номенклатура была действительно кельтского происхождения (а в этом можно сомневаться, по крайней мере по отношению к части этих названий), то это доказывало бы нам лишь то, что кельты когда-то проникли в эти края, очевидно, под напором германцев, продвигавшихся с севера в Германию. Однако это никоим образом не является доказательством того, что венеды I—VII вв. н. э. были кельтами. Самое большее, что можно допустить, это то, что если венеды и были кельтского происхождения, то их славянизация произошла задолго до I в. н. э.

    23.02.2016, 9590 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.