Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяСлавянская филологияГуситское движение и его роль в развитии чешского литературного языка


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Гуситское движение и его роль в развитии чешского литературного языка

Гуситы — название чешского реформаторского религиозного движения, названное по имени Яна Гуса и принявшее в 1419 году революционные формы. На формирование идеологии гуситов оказали влияние взгляды Уиклифа,вальденсов и чешского реформатора Матвея из Янова. Радикальные гуситы отрицали авторитет Церкви и признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Умеренные гуситы призывали к реформированию Церкви, воспринимали таинства в основном в католическом духе, однако требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке.

В ХIV в. в Чехии, входившей тогда в состав Священной Римской империи сложились достаточно непростые социально-политические отношения между чешской нацией и немецкими колонистами. Особую роль в этом противостоянии играла католическая церковь (в частности папство) - оплот Римской империи и могущественный землевладелец, принимавший активное участие в экономической жизни и экономическом же гнёте Чехии.

В ХІІ-ХIV вв. папство становится очень могущественным и независимым от светской власти. Именно папы римские были инициаторами крестовых походов. Папа Иннокентий ІІІ в ХІІІ в. отлучил от церкви трех королей: немецкого, французского и английского. Папы оказывали содействие изгнанию арабов из Испании, поддержали наступление немецких рыцарей на славян и прибалтов. Усилиями пап распалось на отдельные княжества немецкое государство - Священная Римская империя. Папы и церковь обогащались за счет особого налога - десятины, а также от продажи грамот о прощении грехов.

Католическая Церковь в Средние Века стала очень богатой. Папа, кардиналы, епископы, аббаты и другие церковные сановники буквально купались в роскоши, мирян же призывали жить в бедности. Это несоответствие вызвало у многих протест. Люди начинали обращаться к произвольному толкованию библейских сюжетов, требовали, чтобы духовенство отказалось от десятин, земельных владений и богатств. Церковь такие толкования считала еретическими, поэтому осуждала их на церковных соборах. Приверженцев таких идей - еретиков - публично сжигали на кострах, отлучали от церкви. В ХІІІ в. был создан особый церковный суд, который рассматривал дела ереси, - инквизиция. Это не могла отразиться и на духовной, религиозной жизни чешского народа, важным участником которой стал Ян Гус, родившийся между 1369-1371 г. в семье крестьянина в городке Гусенец (отсюда и прозвище Гус).

Ян Гус (чеш. Jan Hus; 1369, Гусинец, Богемия — 6 июля 1415, Констанц, Баден) — национальный герой чешского народа, проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Был священником и некоторое время ректором Пражского университета. 6 июля 1415 года в Констанце был сожжён вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419—1434).

Ян Гус родился в местечке Гусинец в Южной Чехии в 1369 г. Он поступил в Пражский университет, в 1396 г. получил степень магистра искусств и начал читать лекции. Через четыре года он принял священство и вскоре стал деканом философского факультета. Почти одновременно он начал и проповедническую деятельность.

С 1401 года Гус читал проповеди в костёле св. Михаила, а в 1402 г. Гус был назначен настоятелем ипроповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке, на которые собиралось до трёх тысяч человек. В этих проповедях Гус не только часто затрагивал повседневную жизнь (что было необычно в то время), но и открыто критиковал клир,феодалов и бюргеров. Хотя он критиковал церковь, он считал себя верным её членом, вскрывающим недостатки людей и служащим во благо церкви.

Ещё в середине 1380-х в Чехии стали распространяться труды английского реформатора Джона Виклифа. Под влияние идей Виклифа попал и Гус. Во время Великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.

Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной политики Католической Церкви. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам:

  • Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
  • Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  • Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
  • Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
  • Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.

Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными, и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Хорошо известен его латинский труд «Чешская орфография». Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).

Ян Гус и его последователи вели борьбу за демократиза­цию чешского литературного языка. Свои проповеди, собиравшие массы народа, Ян Гус читал на чешском языке, на нем он писал свои сочинения и духовные песни, отбрасывая все арха­ичное и непонятное народу. Литературный язык он старался сделать простым и доступным широким массам, превратить его в средство пропаганды революционных идей.

В период деятельности Я.Гуса чешский литературный язык стал распространяться в городах, приобрел функции государ­ственного языка, проник в литературу, богослужение, в сферу культуры. Это способствовало обогащению литературного языка элементами живой разговорной речи и устранению архаичных элементов в лексике и грамматике.

Ян Гус оставил обширное литературное наследие, внёс большой вклад в разработку литературного средневекового чешского языка и кодификацию чешской орфографии.

Идеи гусизма: отмена непонятной латыни, служба и проповедь народным языком, вызвали значительный резонанс.

Чешский язык используется в антикатолических проповедях (Ян Гус, Ян Желивский), эпистолярных сочинениях (Ян Гус, Ян Жижка и др.), манифестах, стихотворных воззваниях («Спор Праги с Кутна-Горой»), воинских песнях («Кто вы, божьи воины» и др.). С именем Яна Гуса связана и новая графическая система чешского языка, на основе которой впоследствии были созданы графические системы почти всех славянских языков, использующих латиницу.

Непосредственно со времён Гуса продолжают действовать «Чешские братья», хотя официально не называют себя гуситами, а также Моравская церковь, изначально ответвление «чешских братьев», но позднее приобретшая большее влияние. Эти движения были первым прецедентом легального существования в Европе некатолических христианских деноминаций.

Orthographia Bohemica

Orthographia Bohemica (1406) - анонимное латинскок сочинение начале 15 века , в котором впервые описаны когда-либо созданных Чешские диакритическим правописания . Наиболее вероятным автором Orthographia Bohemica считается Ян Гус.

В трактате «Orthographia Bohemica» Ян Гус предложил дополнения к латинской графике, делавшие ее удобной для чехов. Для передачи чешских шипящих и долгих гласных он предложил рациональную систему надстрочных знаков над определенными буквами. С развитием книгопечатания это привело к нормализации чешского письма. Позже фонологические идеи и практические решения Яна Гуса были использованы в графике южных славян, основанной на латинице, а также в графике лужицких, балтийских и эстонского языков, в международной фонетической транскрипции.

Orthographia Bohemica является первым известным документом, в котором подобным правописанием предполагается лечение  славянского языка . Не до конца выяснено, где Ян Гус черпал вдохновение для этой работы. Это рассматривается в этом контексте. По данным исследования, Ф. V. Mares был вдохновителем для написания Orthographia Bohemica и знания глаголицы, используемые charvátským монахами в монастыре. Значение документа в том, что акценты организованы в системы, находящиеся в его логической компоновке и практической полезности далеко за пределами своего времени, как в использовании, так и в  более поздний период.

Это правописание  не является общепризнанным. Изменение порядка применения происходило постепенно с введением книгопечатания, это сильно сказывается после выпуска так называемых Námešt грамматики ( 1533 ); У книжников, однако, изменения прогрессировали более медленно, чем в печатных книгах. Даже в  16 веке печатники не приняли регламентов Orthographia Bohemica и продолжают поддерживать, например, некоторые лигатуры (например. для S SS), но их использование было значительно более равномерным.

***********************************

В развитии чешской культуры в ХVI в. значительное место занимает община «чешские братья», первоначально стремившейся  к смирению, равенству и аскетизму, а затем делавшей упор на образование и сохранение национального духа. Один из «братьев», Ян Благослав, опубликовал чешскую грамматику, а также осуществил новый перевод  Библии с древнееврейского и греческого (шеститомная Кралицкая библия), в которой фактически происходит кодификация чешского языка. К концу ХVI в. уже сложились основные черты чешского языка. 

Язык Кралицкой библии был признан образцовым лите­ратурным чешским языком. В ХУ1 в. ведающийся деятель общины Ян Влагослав издал грамматику чешского языка, а Д.А.Велесла-вин опубликовал чешский словарь с латинским, немецким и гре­ческим переводами.

Если на первых порах интересы деятелей общины не выходили за рамки борьбы за утверждение определенных рели­гиозно-философских идеалов, то с конца ХУ в. деятельность общины стала распространяться на область просвещения: была создана целая сеть школ с преподаванием на родном языке, ор­ганизовывались типографии. Чешский язык утверждался в обще­ственной жизни.

С деятельностью чешских братьев связана и деятельность Яна Амоса Коменского, создавшего ценные труды по педагогике.

Чешские братьяОбщина богемских братьев, — христианская евангелическая деноминация, основанная в Чехии (в Богемии) в XV в. после гуситского революционного движения, из остатков гуситов. Основой богословия чешских братьев стали идеи Яна Гуса и Петра Хельчицкого. Образцом письменного языка становится созданная в эпоху гуманизма Библия (Bible kralická), напечатанная Чешскими Братьями.

445
23.02.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.