AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Версия для печати

Письмо и его роль в культуре

Письмо и его роль в культуре

Содержание

    Многие вещи, которые изнутри кажутся нам естественными и свойственными человеку вообще, свойственны лишь человеку письменной культуры.

    Платон критиковал письмо как нечто искусственное и человеку несвойственное: письменность наносит вред памяти - см. диалог "Федр". Здесь содержатся принципиально важные характеристики письма, с которыми и связана его, согласно Платону, губительная для бесписьменной культуры роль: во-первых, говорить - естественно, тогда как письменность - это искусственная техника; она выносит вовне то, что реально может быть только у человека в голове; сама по себе она не делает людей умнее (вроде того, как в наши дни калькулятор не учит детей считать лучше); во-вторых, письменность фиксирует высказывания, отрывая их от контекста и от автора - спорить с написанным бесполезно, ибо оно останется при своем и будет твердить одно и то же. А многие посчитают поэтому, что написанное говорит правду. (По поводу книгопечатания, как только оно появилось, высказывались сходные критические замечания, в духе "чем больше книг, тем менее учеными становятся люди".)

    Хотя письменность и является искусственной технологией, для человека естественно пользоваться искусственными технологиями. (См. про овладение памятью при помощи ее перенесения вовне - Лурия и Выготский, "Этюды по истории поведения"). Воздействие технологии письма на мышление и культуру тем более существенно в сравнении с другими технологиями, что письмо оперирует со словом, с единицами языка, которые, собственно, и конструируют человека.

    Письменность - вовсе не универсальное явление: на большинстве существовавших когда-либо языков никогда не писали. Письмо, которое, в отличие от предшествующих письму систем вспомогательных знаков для памяти, преобразует жизнь и мысль человека, появляется тогда, когда оказывается изобретена система графического представления высказываний, при помощи которой пишущий может однозначно и точно передать свои слова читающему текст.

    Воздействие письма может оказаться революционным в области хранения и межпоколенческой передачи информации, коммуникации и организации знания в культуре. В принципе, такого воздействия может и не быть - например, в тех обществах, общества, где сфера применения письменности очень узка, а письмо и чтение, используемые в специальных целях, являются достоянием узкого круга лиц (ситуация restricted literacy).

    Распространение письменности влечет за собой социальные изменения не только потому, что она часто обслуживает и упрощает процессы управления и экономики, но и потому, что требует специального обучения и соответствующих общественных институтов (наряду с бухгалтерией, другой разряд ранних памятников - списки слов, словари синонимов).

    Письмо позволяет изменить процесс передачи знаний: если они зафиксированы письменно, то, в принципе, не обязателен личный контакт с учителем. Между тем, это распространенная ситуация, когда есть письменные тексты, а знания передаются устно (лекции, доклады и т.п., будучи устными, восходят по стилю и композиции к письменному тексту, который часто лежит перед говорящим в момент произнесения). Говорящий автор написанного текста преодолевает гордое молчание письмен, о котором говорил Платон (возможна обратная связь). Кроме того, автор налагает ограничения на доступ к информации (такие ограничения есть в любой культуре, тем более они необходимы там, где опубликовано много и многие умеют читать - Платон не зря сетует, что не всем это нужно) и контролирует процесс понимания.

    Память в устной и в письменной культуре организована принципиально по-разному. Память человека "примитивной культуры" всегда вызывала удивление исследователей своей конкретностью (цепкостью к деталям) и объемом. Наш опыт конденсируется в понятиях, и поэтому мы свободны от необходимости сохранять огромную массу конкретных впечатлений: постоянное употребление абстрактных понятий и логических механизмов видоизменяет работу нашей памяти. (Леви-Брюль, Выготский-Лурия; см. также тема 16).

    Вопрос об организации памяти не сводится к психологическим аспектам. В том, что касается вербальных текстов, устные и письменные культуры разнятся по своему отношению к (дословному) воспроизводству текстов по памяти и воспроизводству при помощи некоего порождающего механизма. От современного студента не требуют не только дословного запоминания, но и просто подражания преподавателю - требуется способность самостоятельно порождать тесты определенного рода в соответствии с усвоенными закономерностями. (Впрочем, в школе требуют учить стихи наизусть; в письменных культурах дословное заучивание обычно происходит через многократное обращение к письменному тексту.)

    В бесписьменной культуре огромные массивы информации сохраняются устно. Это возможно прежде всего потому, что информация изначально организована особым образом - с тем, чтобы ее было проще воспроизводить, она в принципе связана с системой памяти - и с системой общения. Отсюда следы диалогизма и специфическая ороганизация текста (мысль должна быть выражена при помощи ритмически организованных формул, аллитераций и ассонансов (ритм здесь - ключевое понятие), использующей готовые формулы, эпитеты, стандартные тематические формы, пословицы. Эти готовые общие места, сочетаясь, и составляют материал мысли, не только ее выражение.

    Из мнемонической необходимости вытекают еще некоторые формальные особенности устного знания и текста. Во-первых, текст в устной культуре предпочитает сочинительные связи подчинительным. Письменная форма вообще требует более разработанного синтаксиса, т.к. иначе невозможно достичь более или менее однозначной передачи смысла, оторванного от контекста (в т.ч., от контекста устного произнесения). Во-вторых, избыточность: в устном говорении перед большой аудиторией избыточность значительно выше, чем при говорении один на один.

    Существенная черта устной культуры заключается в том, что, поскольку, сказанное исчезает, если его не повторять, то много энергии тратится на повторение того, что было сказано. Это влечет за собой установку на сохранение, не поощряющую экспериментирование и порождение нового. Бесписьменные общества как "холодные" (вы противоположность "горячим" (Леви-Строс)) культуры.

    Казалось бы, в бесписьменных культурах должна быть масса мнемотехнических средств, вроде узелков и прочего, раз уж запоминать надо, а письменности нет. Такие средства есть; но развитое искусство памяти, известное в европейской традиции, совершенная мнемотехника - плод изобретения письменного общества (греков), которое через римлян передали его Европе. Цицерон (De Oratore): приписывает изобретение мнемотехники греческому поэту по имени Симонид. Расположение образов вы знакомомы пространстве уподобляется письму, а воспоминание - чтению (т.е. даже устная по сути техника уподобляется письменной). (F.Yates о мнемотехнике)

    Изобретение вроде того, что предложил Симонид, предполагает линейный порядок следования запоминаемых элементов, а сама идея пространственного порядка и линейного его считывания катализована графическим расположением списков, таблиц, колонок и рядов.

    Дж.Гуди (Goody): Видимое можно разглядывать. Если это слово, то такая ситуация - представить слово отдельно и наглядно - возможна только как результат письменности. Условность наименования проще понять, опираясь на наглядную отдельность этикетки - материализованного, написанного, зримого слова. К происхождению лингвистики из практических нужд письменности.

    Обязательная литература:

    Петров М.К. Язык, знак, культура. М, 1991 (гл. IV-V, т.е. с.128-223)

    Halverson , J. Goody and The Implosion of the Literacy Thesis. // Man (N.S.) 27, 301-317 // Man (N.S.) 27, 301-317

    07.11.2016, 814 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.