AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Устная, письменная, печатная речь, массовая коммуникация

Устная, письменная, печатная речь, массовая коммуникация

Содержание

    Главное свойство человеческого общества состоит в том, что человек накапливает знания, умения, навыки, произведения труда и передает накопленное каждым предшествующим поколением новому поколению. Именно этой способностью сообщения и преемственно­сти знаний и опыта человек отличен от животного: человек нака­пливает знания и тем самым оказывается способным к созданию нового - творчеству. В основе культуры лежит язык. Язык - универсальная семиотическая система, потому что все знаки, в том числе и знаки са­мого языка, назначаются посредством слов. Язык в равной сте­пени относится к духовной, физической и материальной культуре - как система имен, как речемыслительная деятельность и как совокупность произведений слова. Любое произведение или яв­ление природы может быть понято, осмыслено и описано исклю­чительно посредством слова. Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент познания и организации деятельности людей.

    В языке различают речь - текущий обмен высказываниями; словесность - исторически сложившуюся систему образцовых произведений слова и норм использования, хранения и создания новых произведений; систему языка - организованную сово­купность слов и приемов выражения мысли.

    Язык есть связанная исторической и культурной преемственностью сис­тема членораздельных словесных высказываний.

    Важнейшие свойства языка - номинативность, предика­тивность, членораздельность, рекурсивность, диалогичность.

    Номинативность состоит в том, что основная единица языка -слово - обозначает или именует предмет, образ которого содержится в душе человека. Слово называет вещь, предмет мысли.

    Предикативность есть свойство языка выражать и сообщать мысли. Мысль есть представление о связях предметов или образов, содержа­щее суждение.

    Членораздельность есть свойство языка членить высказывания на по­вторяющиеся в других высказываниях воспроизводимые элементы.

    Рекурсивность есть свойство языка образовывать бесконечное число высказываний из ограниченного набора строевых элементов.

    Диалогичность и монологичность речи. Речь - осуществ­ление и сообщение мыслей на основе системы языка. Единицей речи является высказывание — выраженное и организованное средствами языка целенаправленное сообщение завершенной мысли. Высказывание может быть простым (минимальным) и сложным. Языковая форма минимального высказывания - предложение. Поэтому минимальное высказывание совпадает с пред­ложением. Сложные высказывания включают в себя простые, но не сводятся к ним. Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутрен­няя речь представляет собой осуществление мышления в языко­вой форме. Внешняя речь представляет собой общение между различными людьми.

    Фактура речи представляет собой орудие речи в его отноше­нии к материалу речи. Фактура речи может быть естественной и искусственной. Естественная фактура речи - организм человека, который в ходе обучения приспосабливается для создания, полу­чения и понимания произведений слова. Искусственные фактуры речи - рукописное письмо, печать, электронные средства созда­ния речи.

    Высказывания подразделяются по фактуре речи на устные, письменные, печатные и на продукты массовой коммуникации.

    Словесность есть совокупность хранимых и воспроизводимых произве­дений слова.

    Устная словесность. Устная речь противостоит всем ос­тальным родам речи как естественное использование языка ис­кусственному, поскольку и орудие и материал устной речи - че­ловеческий организм и окружающая человека воздушная среда.

    Человек становится членом общества, обучаясь устной речи, которая наряду с прямохождением, умением владеть руками, пищевыми и гигиеническими навыками, ношением одежды и т. п. является основой включения личности в культуру.

    Но устная речь имеет свои особенности, главные из которых -мгновенное затухание и ограниченная досягаемость голоса. Эти свойства устной речи неизбежно ограничивают ее сложность и объем. Устная речь усваивается по мере произнесения и потому требует быстрой сообразительности и длительного внимания даже при относительно простом построении, а необходимость хранить информацию в условиях устного общения предполагает запоминание больших массивов устного текста, которые могут храниться только в памяти человека.

    Диалог, молва и фольклор. Устная словесность существует в трех формах, которые обеспечивают единство и функциониро­вание общества и развитие культуры.

    Письменная словесность

    Письмо представляет собой искусственную графическую семиотическую систему, знаки которой обозначают единицы естественного языка. Раз­личаются два основных вида письма - идеографическое (иероглифиче­ское) и фонетическое.

    Знаки идеографического письма обозначают и воспроизво­дят строение и значение слова (или словосочетания). Иероглиф представляет собой обозначение слова (реже устойчивого слово­сочетания), в котором могут иметься две части - детерминатив и фонетик.

    Детерминатив передает общий смысл слова, обозначая смы­словой класс, в который входит слово. Смысловые классы могут быть, например, такими: пространственно-временные отноше­ния (верх, низ, единица, пара); вещества (земля, вода, дерево, металл); элементы ландшафта (гора, река, граница); живые су­щества (растения, морские животные, птицы); человек и части человеческого тела; продукты материальной культуры (по­стройки, дороги, суда, орудия и продукты труда, книги); абст­рактные понятия; социальные отношения; божества и другие.

    Фонетик передает примерное звучание всего слова или его частей; фонетик может быть сложным - один его элемент может обозначать слово в целом, а другие элементы - отдельные его части (египетское письмо).

    Знаки фонетического письма обозначают и воспроизводят только звучание единиц слова (звуков, слогов).

    Фонетическое письмо может быть слоговым или силлабиче­ским (критское линейное письмо А и В XIV в. до Р.Х.) — пере­дающим слоги; консонантным или квазиалфавитным - пере­дающим только согласные звуки (финикийское или древнееврей­ское письмо); неосиллабическим - имеющим один знак для сло­гов с одинаковым согласным (ка, ку, ки), гласные при этом пере­даются дополнительными знаками (индийское письмо деванагари); собственно алфавитным или вокалическим - передающим все звуки, как согласные, так и гласные (греческое письмо, ки­риллица).

    Древнейшие самостоятельно сложившиеся системы письма являются идеографическими. Они возникли в Египте и в Месо­потамии в начале третьего тысячелетия до Р.Х. и в Китае в середине второго тысячелетия до Р.Х. Все остальные системы пись­ма, как идеографические, так и фонетические, заимствованы от этих систем письма или образовались под их влиянием.

    Древнейшее алфавитное вокалическое письмо - греческое -возникает путем переработки одной из разновидностей финикий­ского алфавита в IX—VIII веках до Р.Х. На основе греческого письма образуются и развиваются все системы письма европей­ских народов.

    Среди ученых XIX века и значительной части XX века суще­ствовало мнение, что фонетическое письмо более совершенно, чем иероглифическое, а само развитие письма проходит стадии от идеографии к фонографии. Это мнение не соответствует фак­там.

    Образование фонетического письма происходит путем отбра­сывания иероглифических знаков и обычно серьезного преобра­зования начертаний фонетических знаков. Древнейшие семит­ские алфавиты повторяют состав египетских (или аккадских) звуковых или слоговых знаков, но начертания семитских букв вполне самостоятельны.

    В систему письма входят:

    1.     Алфавит в общем смысле - номенклатура основных пись­менных знаков - имен единиц языка, которые отображаются письмом: словарь простых иероглифов, буквенный алфавит и

    алфавитные правила именования единиц языка. Единица алфави­та, например, буква б, представляет собой имя типичного звука языка, посредством которого устанавливается связь между на­чертанием и произношением, а сам по себе обозначенный буквой звук помещается в ряд других звуков, выделенных в алфавите.

    Алфавит является главным инструментом осмысления систе­мы языка, потому что через систему знаков-имен основных еди­ниц языка - слов, морфем, звуков - он позволяет вычленять и сопоставлять любые единицы языка - слова, словосочетания и предложения.

    2.     Графика - система правил комбинаций письменных знаков в тексте. Один и тот же звук может обозначаться на письме раз­личными способами: русские слова веселый, мед можно, исполь­зуя правила алфавита, записать как, например, *весьолый, *мьод, но сочетание букв *съо запрещено и встречается только в ино­странных словах ( Либерасьон» - название французской газеты).

    3.     Каллиграфия - система норм начертания букв и буквосо­четаний в рукописном тексте. Во всех развитых системах письма различаются три основных типа почерков, соответствующих рус­ским уставу, полууставу, скорописи.

    Уставные, или каллиграфические художественные, почерки используются для записи наиболее важных текстов документов, церковных богослужебных книг, светских книг - текстов, кото­рые используются в основном как образцы и в течение долгого времени; полууставные почерки используются для записи рабо­чих экземпляров документов и книг; скоропись (или курсив) ис­пользуется для записи текущих документов и книг учебного со­держания, предназначенных для личного пользования.

    Развитие рукописного письма и образование в нем новых сти­лей происходит в основном в полууставных шрифтах, которые, развиваясь, выделяют из себя новые каллиграфические и скоро­писные варианты письма.

    4.    Орфография  - система альтернативных  правил  записи слов и словосочетаний.

    Так, упомянутые русские слова веселый и мед могли бы быть записаны, как *виселой и *мет, - сочетания букв, которые ис­пользованы в этих записях, допускаются русской графикой. Но по правилам русской орфографии слово веселый пишется через е, потому что проверяется словом весело, а графическое окончание-ый пишется таким образом, чтобы указать, что ударение в этом слове падает не на окончание (ср. голубой).

    Правила орфографии создают членораздельность письменной речи и организуют письменные (графические) слова в систему, они необходимы для отождествления на письме словоформ одно­го слова и родственных слов, для выделения грамматических формантов и основ слов, для различения омофонов и для указа­ния на этимологию слов. Правила орфографии позволяют читать текст пословно, не проговаривая слова вслух или про себя.

    5. Пунктуация - система правил письменного оформления структуры предложения. Правила пунктуации необходимы для понимания и правильного прочтения вслух предложения.

    Пунктуационные правила образуют логико-грамматический каркас письменного высказывания и позволяют точно выражать на письме сложные мысли, которые с трудом могут быть выра­жены средствами устной речи. Пунктуация делает письменную речь основным инструментом создания и выражения абстрактной мысли.

    Система письма с ее нормами и правилами лежит в основании письменной и устной литературной речи. Нормы письма - глав­ное средство сохранения единства и исторической преемственно­сти литературного языка, а следовательно, единства и устойчиво­сти культуры того общества, которое использует этот литератур­ный язык.

    Письменность представляет собой систему норм построения, чтения, хранения и воспроизведения письменных текстов и совокупность пись­менных произведений.

    Письменные произведения подразделяются на надписи и ру­кописи.

    Наука эпиграфика изучает надписи на различного рода пред­метах, нумизматика изучает надписи на монетах, сфрагистика изучает надписи на медалях.

    Доку­ментами занимается дипломатика, сочинениями и эпистолами - палеография.

    Создание, использование, воспроизведение и хранение доку­ментов (документооборот) осуществляется посредством специ­ального института речи - канцелярии, которая вырабатывает об­щие и специальные нормы и правила работы с документом.

    Документы подразделяются на четыре больших класса: акты, договоры, распорядительные документы, удостоверительные документы.

    Первоначальная поэзия у всех народов предстает в виде про­изведений религиозного содержания. Это относится не только к поэзии библейской (Псалтири), но и к поэзии греческой. «Илиада» и «Одиссея» Гомера исполнялись профессиональными дек­ламаторами-рапсодами на празднествах и играх и были элемен­тами культа. Лирические жанры (дифирамб - гимн Дионису, эпи­грамма - посвятительная стихотворная надпись) первоначально содержат обращение к божеству или его прославление и также представляют собой религиозную поэзию. (сложно сказать, к чему тут поэзия, но пусть будет)

    Историография открывается великим трудом «отца истории» Геродота (ок. 484-425 до Р.Х.). «История» значит исследование, изыскание.

    Ораторика. Характерная особенность греческой культуры на всем протяжении ее истории от глубокой древности до нашего времени - поразительная склонность к публичному слову и вни­мание к стилю. Греческий язык был исключительно совершен­ным инструментом мысли, и умение выразить мысль всегда осо­бенно ценилось и культивировалось греками.

    Ораторское красноречие, как особый, высший вид искусства, возникает только в античной Греции, и ни одна другая древняя культура - ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индий­ская - не уделяют столь пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают таких высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова.

    Эпистолография. Третьим родом словесности являются послания, которые отличаются от документа и сочинения и сход­ны с ними в том отношении, что послания, как документы, адре­суются определенному лицу или лицам, но, подобно сочинениям, не являются произведениями, обязательными для прочтения. В этой связи следует различать настоящие послания и литератур­ные, которые представляют собой жанр сочинений.

    Публицистика. Стиль публицистики нового времени складывается в XVI-XVII веках на основе целого ряда разнород­ных жанровых форм, свойственных античной, средневековой и возрожденческой письменности, среди которых следует назвать гуманистическое письмо и инвективу, богословскую полемику, обличительную проповедь и судебную защитительную речь, представлявшуюся адвокатом в письменной форме, а также гу­манистические трактаты научного, философского или нравствен­ного содержания на латыни и на новых языках, предназначав­шиеся широкой публике.

    Публицистика развивалась в форме отдельных сочинений (памфлетов, листовок, писем, печатных сборников проповедей) и в журналистике, то есть в периодических печатных изданиях.

    Публицистические сочинения представляют собой произве­дения по самым различным вопросам, адресованные широкой публике, не имеющей специальной подготовки, и основная цель их состоит в создании и организации общественного мнения.

    Первыми произведениями такого рода были сочинения Франческо Петрарки (1304-1374) - основоположника европейского гуманизма: «Письма о делах повседневных», «О знаменитых лю­дях», «Об уединенной жизни», «Старческие письма», инвективы против врачей, юристов, астрологов, университетских ученых и другие.

    Массовая коммуникация. Современное состояние сло­весности связано с появлением в начале XX века и последующим развитием массовой коммуникации.

    Массовая коммуникация является периодическим комплекс­ным (включающим различные компоненты: радио, кино, телеви­дение, газету, рекламу) текстом (дискурсом), назначение которо­го состоит в распространении новой текущей общественно зна­чимой информации.

    Текст массовой коммуникации непрерывно создается и рас­пространяется с помощью современных технических средств на неограниченные рассредоточенные аудитории. «Тексты массовой коммуникации отличаются от других видов текстов тем, что в них используются, систематизируются и сокращаются, перераба­тываются и особым образом оформляются все другие виды тек­стов, которые считаются «первичными». В результате возникает новый вид текста со своими законами построения и оформления смысла».

    Массовая коммуникация подразделяется на две сферы - мас­совую информацию и информатику. Информатические тексты в целом содержат полную систематизацию фактов культуры. Ин­формационный поиск и работа со специальной информацией находятся вне пределов риторики. Что же касается таких общих информационных систем, как Интернет, то тексты их изучены в филологии недостаточно. Массовая информация удовлетворяет общие интересы, информатика - индивидуальные.

    Нетрудно видеть, что в условиях постоянно меняющегося со­держания текста массовой информации эти принципы должны привести к возможности манипуляции общественным мнением, так как массовая информация отделяется от ключевых вопросов идеологии».

    11.10.2016, 747 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.