Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяРусский языкСовременная русская графикаУстная, письменная, печатная речь, массовая коммуникация


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Устная, письменная, печатная речь, массовая коммуникация

Главное свойство человеческого общества состоит в том, что человек накапливает знания, умения, навыки, произведения труда и передает накопленное каждым предшествующим поколением новому поколению. Именно этой способностью сообщения и преемственно­сти знаний и опыта человек отличен от животного: человек нака­пливает знания и тем самым оказывается способным к созданию нового - творчеству. В основе культуры лежит язык. Язык - универсальная семиотическая система, потому что все знаки, в том числе и знаки са­мого языка, назначаются посредством слов. Язык в равной сте­пени относится к духовной, физической и материальной культуре - как система имен, как речемыслительная деятельность и как совокупность произведений слова. Любое произведение или яв­ление природы может быть понято, осмыслено и описано исклю­чительно посредством слова. Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент познания и организации деятельности людей.

В языке различают речь - текущий обмен высказываниями; словесность - исторически сложившуюся систему образцовых произведений слова и норм использования, хранения и создания новых произведений; систему языка - организованную сово­купность слов и приемов выражения мысли.

Язык есть связанная исторической и культурной преемственностью сис­тема членораздельных словесных высказываний.

Важнейшие свойства языка - номинативность, предика­тивность, членораздельность, рекурсивность, диалогичность.

Номинативность состоит в том, что основная единица языка -слово - обозначает или именует предмет, образ которого содержится в душе человека. Слово называет вещь, предмет мысли.

Предикативность есть свойство языка выражать и сообщать мысли. Мысль есть представление о связях предметов или образов, содержа­щее суждение.

Членораздельность есть свойство языка членить высказывания на по­вторяющиеся в других высказываниях воспроизводимые элементы.

Рекурсивность есть свойство языка образовывать бесконечное число высказываний из ограниченного набора строевых элементов.

Диалогичность и монологичность речи. Речь - осуществ­ление и сообщение мыслей на основе системы языка. Единицей речи является высказывание — выраженное и организованное средствами языка целенаправленное сообщение завершенной мысли. Высказывание может быть простым (минимальным) и сложным. Языковая форма минимального высказывания - предложение. Поэтому минимальное высказывание совпадает с пред­ложением. Сложные высказывания включают в себя простые, но не сводятся к ним. Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутрен­няя речь представляет собой осуществление мышления в языко­вой форме. Внешняя речь представляет собой общение между различными людьми.

Фактура речи представляет собой орудие речи в его отноше­нии к материалу речи. Фактура речи может быть естественной и искусственной. Естественная фактура речи - организм человека, который в ходе обучения приспосабливается для создания, полу­чения и понимания произведений слова. Искусственные фактуры речи - рукописное письмо, печать, электронные средства созда­ния речи.

Высказывания подразделяются по фактуре речи на устные, письменные, печатные и на продукты массовой коммуникации.

Словесность есть совокупность хранимых и воспроизводимых произве­дений слова.

Устная словесность. Устная речь противостоит всем ос­тальным родам речи как естественное использование языка ис­кусственному, поскольку и орудие и материал устной речи - че­ловеческий организм и окружающая человека воздушная среда.

Человек становится членом общества, обучаясь устной речи, которая наряду с прямохождением, умением владеть руками, пищевыми и гигиеническими навыками, ношением одежды и т. п. является основой включения личности в культуру.

Но устная речь имеет свои особенности, главные из которых -мгновенное затухание и ограниченная досягаемость голоса. Эти свойства устной речи неизбежно ограничивают ее сложность и объем. Устная речь усваивается по мере произнесения и потому требует быстрой сообразительности и длительного внимания даже при относительно простом построении, а необходимость хранить информацию в условиях устного общения предполагает запоминание больших массивов устного текста, которые могут храниться только в памяти человека.

Диалог, молва и фольклор. Устная словесность существует в трех формах, которые обеспечивают единство и функциониро­вание общества и развитие культуры.

Письменная словесность

Письмо представляет собой искусственную графическую семиотическую систему, знаки которой обозначают единицы естественного языка. Раз­личаются два основных вида письма - идеографическое (иероглифиче­ское) и фонетическое.

Знаки идеографического письма обозначают и воспроизво­дят строение и значение слова (или словосочетания). Иероглиф представляет собой обозначение слова (реже устойчивого слово­сочетания), в котором могут иметься две части - детерминатив и фонетик.

Детерминатив передает общий смысл слова, обозначая смы­словой класс, в который входит слово. Смысловые классы могут быть, например, такими: пространственно-временные отноше­ния (верх, низ, единица, пара); вещества (земля, вода, дерево, металл); элементы ландшафта (гора, река, граница); живые су­щества (растения, морские животные, птицы); человек и части человеческого тела; продукты материальной культуры (по­стройки, дороги, суда, орудия и продукты труда, книги); абст­рактные понятия; социальные отношения; божества и другие.

Фонетик передает примерное звучание всего слова или его частей; фонетик может быть сложным - один его элемент может обозначать слово в целом, а другие элементы - отдельные его части (египетское письмо).

Знаки фонетического письма обозначают и воспроизводят только звучание единиц слова (звуков, слогов).

Фонетическое письмо может быть слоговым или силлабиче­ским (критское линейное письмо А и В XIV в. до Р.Х.) — пере­дающим слоги; консонантным или квазиалфавитным - пере­дающим только согласные звуки (финикийское или древнееврей­ское письмо); неосиллабическим - имеющим один знак для сло­гов с одинаковым согласным (ка, ку, ки), гласные при этом пере­даются дополнительными знаками (индийское письмо деванагари); собственно алфавитным или вокалическим - передающим все звуки, как согласные, так и гласные (греческое письмо, ки­риллица).

Древнейшие самостоятельно сложившиеся системы письма являются идеографическими. Они возникли в Египте и в Месо­потамии в начале третьего тысячелетия до Р.Х. и в Китае в середине второго тысячелетия до Р.Х. Все остальные системы пись­ма, как идеографические, так и фонетические, заимствованы от этих систем письма или образовались под их влиянием.

Древнейшее алфавитное вокалическое письмо - греческое -возникает путем переработки одной из разновидностей финикий­ского алфавита в IX—VIII веках до Р.Х. На основе греческого письма образуются и развиваются все системы письма европей­ских народов.

Среди ученых XIX века и значительной части XX века суще­ствовало мнение, что фонетическое письмо более совершенно, чем иероглифическое, а само развитие письма проходит стадии от идеографии к фонографии. Это мнение не соответствует фак­там.

Образование фонетического письма происходит путем отбра­сывания иероглифических знаков и обычно серьезного преобра­зования начертаний фонетических знаков. Древнейшие семит­ские алфавиты повторяют состав египетских (или аккадских) звуковых или слоговых знаков, но начертания семитских букв вполне самостоятельны.

В систему письма входят:

1.     Алфавит в общем смысле - номенклатура основных пись­менных знаков - имен единиц языка, которые отображаются письмом: словарь простых иероглифов, буквенный алфавит и

алфавитные правила именования единиц языка. Единица алфави­та, например, буква б, представляет собой имя типичного звука языка, посредством которого устанавливается связь между на­чертанием и произношением, а сам по себе обозначенный буквой звук помещается в ряд других звуков, выделенных в алфавите.

Алфавит является главным инструментом осмысления систе­мы языка, потому что через систему знаков-имен основных еди­ниц языка - слов, морфем, звуков - он позволяет вычленять и сопоставлять любые единицы языка - слова, словосочетания и предложения.

2.     Графика - система правил комбинаций письменных знаков в тексте. Один и тот же звук может обозначаться на письме раз­личными способами: русские слова веселый, мед можно, исполь­зуя правила алфавита, записать как, например, *весьолый, *мьод, но сочетание букв *съо запрещено и встречается только в ино­странных словах ( Либерасьон» - название французской газеты).

3.     Каллиграфия - система норм начертания букв и буквосо­четаний в рукописном тексте. Во всех развитых системах письма различаются три основных типа почерков, соответствующих рус­ским уставу, полууставу, скорописи.

Уставные, или каллиграфические художественные, почерки используются для записи наиболее важных текстов документов, церковных богослужебных книг, светских книг - текстов, кото­рые используются в основном как образцы и в течение долгого времени; полууставные почерки используются для записи рабо­чих экземпляров документов и книг; скоропись (или курсив) ис­пользуется для записи текущих документов и книг учебного со­держания, предназначенных для личного пользования.

Развитие рукописного письма и образование в нем новых сти­лей происходит в основном в полууставных шрифтах, которые, развиваясь, выделяют из себя новые каллиграфические и скоро­писные варианты письма.

4.    Орфография  - система альтернативных  правил  записи слов и словосочетаний.

Так, упомянутые русские слова веселый и мед могли бы быть записаны, как *виселой и *мет, - сочетания букв, которые ис­пользованы в этих записях, допускаются русской графикой. Но по правилам русской орфографии слово веселый пишется через е, потому что проверяется словом весело, а графическое окончание-ый пишется таким образом, чтобы указать, что ударение в этом слове падает не на окончание (ср. голубой).

Правила орфографии создают членораздельность письменной речи и организуют письменные (графические) слова в систему, они необходимы для отождествления на письме словоформ одно­го слова и родственных слов, для выделения грамматических формантов и основ слов, для различения омофонов и для указа­ния на этимологию слов. Правила орфографии позволяют читать текст пословно, не проговаривая слова вслух или про себя.

5. Пунктуация - система правил письменного оформления структуры предложения. Правила пунктуации необходимы для понимания и правильного прочтения вслух предложения.

Пунктуационные правила образуют логико-грамматический каркас письменного высказывания и позволяют точно выражать на письме сложные мысли, которые с трудом могут быть выра­жены средствами устной речи. Пунктуация делает письменную речь основным инструментом создания и выражения абстрактной мысли.

Система письма с ее нормами и правилами лежит в основании письменной и устной литературной речи. Нормы письма - глав­ное средство сохранения единства и исторической преемственно­сти литературного языка, а следовательно, единства и устойчиво­сти культуры того общества, которое использует этот литератур­ный язык.

Письменность представляет собой систему норм построения, чтения, хранения и воспроизведения письменных текстов и совокупность пись­менных произведений.

Письменные произведения подразделяются на надписи и ру­кописи.

Наука эпиграфика изучает надписи на различного рода пред­метах, нумизматика изучает надписи на монетах, сфрагистика изучает надписи на медалях.

Доку­ментами занимается дипломатика, сочинениями и эпистолами - палеография.

Создание, использование, воспроизведение и хранение доку­ментов (документооборот) осуществляется посредством специ­ального института речи - канцелярии, которая вырабатывает об­щие и специальные нормы и правила работы с документом.

Документы подразделяются на четыре больших класса: акты, договоры, распорядительные документы, удостоверительные документы.

Первоначальная поэзия у всех народов предстает в виде про­изведений религиозного содержания. Это относится не только к поэзии библейской (Псалтири), но и к поэзии греческой. «Илиада» и «Одиссея» Гомера исполнялись профессиональными дек­ламаторами-рапсодами на празднествах и играх и были элемен­тами культа. Лирические жанры (дифирамб - гимн Дионису, эпи­грамма - посвятительная стихотворная надпись) первоначально содержат обращение к божеству или его прославление и также представляют собой религиозную поэзию. (сложно сказать, к чему тут поэзия, но пусть будет)

Историография открывается великим трудом «отца истории» Геродота (ок. 484-425 до Р.Х.). «История» значит исследование, изыскание.

Ораторика. Характерная особенность греческой культуры на всем протяжении ее истории от глубокой древности до нашего времени - поразительная склонность к публичному слову и вни­мание к стилю. Греческий язык был исключительно совершен­ным инструментом мысли, и умение выразить мысль всегда осо­бенно ценилось и культивировалось греками.

Ораторское красноречие, как особый, высший вид искусства, возникает только в античной Греции, и ни одна другая древняя культура - ни египетская, ни аккадская, ни китайская, ни индий­ская - не уделяют столь пристального внимания ораторике, как греческая, и не дают таких высоких образцов содержательного и стилистического совершенства диалектики и искусства устного слова.

Эпистолография. Третьим родом словесности являются послания, которые отличаются от документа и сочинения и сход­ны с ними в том отношении, что послания, как документы, адре­суются определенному лицу или лицам, но, подобно сочинениям, не являются произведениями, обязательными для прочтения. В этой связи следует различать настоящие послания и литератур­ные, которые представляют собой жанр сочинений.

Публицистика. Стиль публицистики нового времени складывается в XVI-XVII веках на основе целого ряда разнород­ных жанровых форм, свойственных античной, средневековой и возрожденческой письменности, среди которых следует назвать гуманистическое письмо и инвективу, богословскую полемику, обличительную проповедь и судебную защитительную речь, представлявшуюся адвокатом в письменной форме, а также гу­манистические трактаты научного, философского или нравствен­ного содержания на латыни и на новых языках, предназначав­шиеся широкой публике.

Публицистика развивалась в форме отдельных сочинений (памфлетов, листовок, писем, печатных сборников проповедей) и в журналистике, то есть в периодических печатных изданиях.

Публицистические сочинения представляют собой произве­дения по самым различным вопросам, адресованные широкой публике, не имеющей специальной подготовки, и основная цель их состоит в создании и организации общественного мнения.

Первыми произведениями такого рода были сочинения Франческо Петрарки (1304-1374) - основоположника европейского гуманизма: «Письма о делах повседневных», «О знаменитых лю­дях», «Об уединенной жизни», «Старческие письма», инвективы против врачей, юристов, астрологов, университетских ученых и другие.

Массовая коммуникация. Современное состояние сло­весности связано с появлением в начале XX века и последующим развитием массовой коммуникации.

Массовая коммуникация является периодическим комплекс­ным (включающим различные компоненты: радио, кино, телеви­дение, газету, рекламу) текстом (дискурсом), назначение которо­го состоит в распространении новой текущей общественно зна­чимой информации.

Текст массовой коммуникации непрерывно создается и рас­пространяется с помощью современных технических средств на неограниченные рассредоточенные аудитории. «Тексты массовой коммуникации отличаются от других видов текстов тем, что в них используются, систематизируются и сокращаются, перераба­тываются и особым образом оформляются все другие виды тек­стов, которые считаются «первичными». В результате возникает новый вид текста со своими законами построения и оформления смысла».

Массовая коммуникация подразделяется на две сферы - мас­совую информацию и информатику. Информатические тексты в целом содержат полную систематизацию фактов культуры. Ин­формационный поиск и работа со специальной информацией находятся вне пределов риторики. Что же касается таких общих информационных систем, как Интернет, то тексты их изучены в филологии недостаточно. Массовая информация удовлетворяет общие интересы, информатика - индивидуальные.

Нетрудно видеть, что в условиях постоянно меняющегося со­держания текста массовой информации эти принципы должны привести к возможности манипуляции общественным мнением, так как массовая информация отделяется от ключевых вопросов идеологии».

367
11.10.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.