AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Понятие синтагмы. Синтагматическое членение высказывания. Функция синтагматического членения. Система звуковых смыслоразличительных средств в русском языке. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russkiiyazyk/sintaksis/ponyatie-sintagmy-sintagmaticheskoe-chlenenie-vyskazyvaniya-funkcziya-sintagmaticheskogo-chleneniya-sistema-zvukovyx-smyslorazlichitelnyx-sredstv-v-russkom-yazyke/ (дата обращения: 20.04.2024)

Понятие синтагмы. Синтагматическое членение высказывания. Функция синтагматического членения. Система звуковых смыслоразличительных средств в русском языке

Понятие синтагмы. Синтагматическое членение высказывания. Функция синтагматического членения. Система звуковых смыслоразличительных средств в русском языке

Содержание

    Понятие синтагмы

    Синта́гма (др.-греч. σύνταγμα) — совокупность нескольких слов, объединённых по принципу семантико-грамматической и фонетической сочетаемости.

    Единица синтагматики и объём конкретной синтагмы определяется не только реальным употреблением слов в связке, но и самой сочетаемостью — возможностью объединения предметов, признаков и процессов окружающей действительности.  

    Синтагматическое членение высказывания

    Термин "синтагма", употребляется как  в грамматике, так и в  интонологии. Он отражает линейные отношения компонентов предложения.

    В интонологии термин "синтагма" говорит о том, на сколько интонационно-смысловых частей членится высказывание. Как можно заметить, одна и та же синтагма может произноситься с разными типами интонационных компонентов.

    Различительные возможности синтагматического членения неоднородны.

    Синтагматическое членение может быть средством различения синтаксических связей между словоформами, совпадающими по грамматическому оформлению; ср.:

    1) Экзаменатор чу2вствовал: / абитуриент не уве2рен в решении. 2) Экзамена3тор, чувствовал абитуриент, не уве2рен в решении.

    Функция синтагматического членения

    Наиболее распространенной функцией синтагматического членения является участие в смысловом выделении частей высказывания.

    При этом необходимо различать

    1. 1) основное, обязательное членение, обусловленное синтаксической структурой предложения, и
    2. 2) членение дополнительное, обусловленное субъективным отношением говорящего к высказываемому;

     Например: 1) Детей ожидал сюрприз: / на торте стоял медведь из шокола1да.

    2) Детей / ожидал сюрпри1з : на то3рте / стоял медве3дь …/ и3з / шокола1да.

     Обычно говорящий, сочетает основное и дополнительное членение.

    Пауза между синтагмами может быть и не быть. Пауза усиливает эффект членения речи на синтагмы, улучшает понимание высказывания в целом и его частей. Возможно участие паузы в различении значений высказываний.

    Система звуковых смыслоразличительных средств в русском языке

    1.Звуковые средства в русском языке

    1) Фонемы: состав и последовательность           

    Дам - там, дам - дом, дело - тело, ветер - вечер, живот - живет; живем - живьем, сел - съел; кот - ток, потоп - топот, нитка - ткани и др.

     

    2) Словесное ударение       

    Уже - уже, заплачу - заплачу, засыпать - засыпать, курите - курите, смотрите - смотрите, купите - купите; адреса - адреса, голоса - голоса, города - города и др.

    Смыслоразличительные конструкции

    Интонационные конструкции    

    У него е1сть нрава. - У него е3сть права?; Вы2ключить свет! – Вы3ключить свет?; Како2й сегодня день? — Како5й сегодня день!; Маши1на у него. – Маши6на у него!; А ка4к же? - А ка2к же! и др.

    Место центра интонационной конструкции   

    И о1н уехал, (тоже) - И он уе11хал. (в результате); Кака5я у них квартира? (переспрос) - Какая у них кварти5ра! (оценка); Вот где2 его телефон? - Во2т где его телефон! и др.

    Членение предложения на ИК (синтагматическое членение) 

    В а3вгусте / он уходит в о'тпуск. - В а3вгусте он уходит в отпуск?; Оппонент ду1мал: / докладчик не согласи'тся со мной. - Оппоне3нт, думал докладчик, / не согласился со мной.; Вдру3г / он уше'л. - Вдру3г он ушел? и др.

    Пауза внутри интонационной конструкции   

    — Мне нужен Пе1тя.

    — Како2й Петя?

    — Иванов... какой! (Ивано2в, / како2й же еще!)

    Ср.: Ивано2в какой! Пе2рвым пришел! и др.

    Типы интонационных конструкций

    В современном русском языке существует 7 типов интонационных конструкций. Они характеризуются по 1) характеру тона и 2) коммуникативному значению.

    По характеру тона конструкции бывают

    а)  С пониженным тоном  на ударном гласном последнего слова

         Например: Студенты вернулись.

     

    6) С ровным или понижающимся тоном, на главном слове.

       Например: Когда студенты вернулись? Кто вернулся?

     

    с) С резко повышенной интонацией на главном слове.

    Например: Когда вернулись? Кто вернулся?

     

    д)  С понижением тона на главном слове, а затем  резким его повышением.

           Например: А студенты? Они вернулись?

      

        е)    С двумя важными в смысловом отношении словами: на первом интонация повышается, на втором понижается

               Например: Студенты вернулись!

     

      ж)  С резким повышением тона, еще более высоким, чем на 4-ой интонационной конструкции. Например: Студенты вернулись!

    З)  С резким повышением тона, паузой и продолжением

         Например:   Хороши студенты! Вернулись! (Даже не думали возвращаться)

     По коммуникативному значению конструкции бывают

    • а)  Повествовательные. Например: Студенты вернулись.
    • б)  Вопросительные( с вопросительным словом)  Например: Когда студенты вернулись? Кто вернулся?
    • с)  С повторным вопросом ( переспрашиванием). Например: Когда вернулись? Кто вернулся?
    • д)  Вопросительные(без вопросительного слова. Например:  А студенты? Они вернулись?
    • е) Восклицательные. Например: Студенты вернулись!
    • ж) Со значением  недоумения, оценки. Например: Студенты вернулись!
    • з)  Со значением экспрессивного отрицания. Например:  Хороши студенты! Вернулись! (Даже не думали возвращаться)

    25.08.2016, 23746 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.