AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Русское литературное произношение в его историческом развитии. Тенденции развития современных произносительных норм. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russkiiyazyk/orfoepiia/russkoe-literaturnoe-proiznoshenie-v-ego-istoricheskom-razvitii-tendentsii-razvitiia-sovremennykh-proiznositelnykh-norm/ (дата обращения: 25.04.2024)

Русское литературное произношение в его историческом развитии. Тенденции развития современных произносительных норм

Русское литературное произношение в его историческом развитии. Тенденции развития современных произносительных норм

Содержание

    Русское литературное произношение в его историческом развитии

    Литературный  язык — нормализованная  наддиалектная форма языка, существующая в устной и письменной  разновидностях и обслуживающая все сферы общественной и культурной жизни народа. Существенной  особенностью  литературного  языка  является   его  многофункциональность. Он обслуживает  самые  различные потребности нации   и обладает  рядом  стилистических  подсистем. Другой  важной  особенностью литературного  языка  является  наличие  норм, которые  по  мере  его  развития  в той  или  иной  степени  кодифицируются.

    Орфоэпия современного русского литературного языка представляет собой исторически сложившуюся систему, которая наряду с новыми чертами в большой степени сохраняет старые, традиционные черты, отражающие пройденный литературным языком исторический путь. Исторической основой русского литературного произношения являются важнейшие черты разговорного языка города Москвы, которые сложились еще в первой половине XVII в. К указанному времени московское произношение лишилось узкодиалектных черт, объединило в себе особенности произношения и северного и южного наречий русского языка. Приобретая обобщенный характер, московское произношение явилось выражением общенационального. М.В. Ломоносов считал основой литературного произношения московское «наречие»:

    «Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается…»

    Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и там усваивались на почве местных диалектных особенностей. Так складывались особенности произношения, несвойственные московской орфоэпической норме. Наиболее четко выраженными были особенности произношения в Петербурге, культурном центре и столице России XVIII-XIX вв. В то же время и в московском произношении не было полного единства: существовали произносительные варианты, имевшие разную стилистическую окраску.

    С развитием и укреплением национального языка московское произношение приобрело характер и значение национальных произносительных норм. Выработавшаяся таким образом орфоэпическая система сохранилась и в настоящее время во всех своих основных чертах в качестве устойчивых произносительных норм литературного языка.

    Полного  единства   русского   литературного   языка  никогда   не   было: в  крупных  культурных  центрах  старой   России, таких, как   Петербург, Казань, Нижний   Новгород, Воронеж, Одесса   и  др., всегда  были  местные   отличия  в   литературном  произношении, связанные   прежде  всего  с   влиянием   местных   диалектов  или  воздействием   письменности («выговор по  письму»).

    В случаях, когда различия произношения обусловлены исключительно областью фонетики, выделяют два стиля: полный и разговорный (неполный). Полный стиль отличается четким произношением звуков, что достигается медленным темпом речи. Разговорный (неполный) стиль характеризуется более быстрым темпом и, естественно, меньшей тщательностью артикуляции звуков. 

    Литературное произношение часто называют сценическим. Это название указывает на значение реалистического театра в выработке произношения. При описании произносительных норм вполне правомерным является обращение к произношению сцены.

    В развитии современного русского литературного произношения в настоящее время выделяются следующие ведущие тенденции:

    1. усиление побуквенного «графического» произношения, ориентирующее на письменную речь;
    2. фонетическая адаптация иноязычных слов, русификация произношения в области безударных гласных, твердых и мягких согласных перед е;
    3. нивелировка произношения в социальном плане, стирание особенностей территориального произношения.

    Тенденции развития современных произносительных норм

    Сближение произношения с написанием

    Сближение произношения с письмом, с орфографическим обликом слова — основная тенденция в развитии произносительных норм. Например, в соответствии с написанием следует произносить безударное окончание в глаголах 3-го лица множественного числа: хвалят, дышат, слышат и др.
    «Орфографическое» произношение звука и является нормой для глаголов и прилагательных с основой на -г, -к, -х: размахивать, выпрыгивать, вскрикивать, тихий, гибкий, звонкий и т.п. Раньше здесь произносили твердый согласный.
    Особого внимания требует произношение сочетания чн. Это объясняется рядом причин: во-первых, тем, что здесь существуют варианты (в одних словах в соответствии с написанием надо произносить чн, в других шн), во-вторых, тем, что даже для одного и того же слова словари и справочники дают разные рекомендации: булочная (шн и чн), стрелочник (чн и шн).
    Сочетание чн произносится как шн в следующих словах: конечно, скучно, горчичники, пустячный, прачечная, в женских отчествах на -ична: Никитична, Ильинична.
    В новых словах и терминах сочетание чн надо произносить в соответствии с написанием: поточная линия, съемочная группа, сердечные болезни, марионеточное правительство, многостаночник и т.д.

    Произношение заимствованных слов

    Общий процесс русификации (освоения) иноязычных слов постепенно ведет их к «подчинению» произносительным нормам русского литературного языка. Однако приспособление «чужих» сочетаний звуков к фонетической природе заимствующего языка происходит весьма неравномерно и создает немалые трудности при произношении слов иноязычного происхождения.
    Важной особенностью современного литературного языка является унификация произношения (и написания) многих десятков иноязычных слов.
    В значительной группе заимствованных слов о произносится как, а по общему для русских слов правилу (аканье): конкретно, программа, прогресс, профессия и др.
    В соответствии с законами русского произношения перед гласным е произносится мягкий согласный звук. Например: встретить, совещание, решение. Это правило распространяется и на многие иноязычные слова: афера, вето, вексель, инцидент, компетенция, корреспонденция, эксперт и т.д.
    Только твердое произношение согласного перед е считается правильным в ряде книжных слов и специальных терминов: апартеид, тенденция, шедевр, кодекс, де-юре, де-факто, демарш и др.
    Твердое произношение сохраняется и в приставке иноязычного происхождения интер-: интервью, интервенция, интерпретация и др.
    В целом же произношение иноязычных слов не определяется четкими правилами, поэтому за справками необходимо обращаться к словарям.

    25.02.2016, 13470 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.