Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяРусский языкМорфемика и словообразованиеТипы основ. Понятие формообразующей и лексической основ. Словообразовательный анализ


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ. Словообразовательный анализ

Типы основ. Понятие формообразующей и лексической основ

Морфемный анализ предполагает вычленение не только отдельных морфем, но и основ. Основами называют части слова, обязательно включающие в свой состав корневую морфему. Основа называется мономорфемной, если содержит только корневую морфему, и полиморфемной, если содержит хотя бы один префикс, суффикс или постфикс. При морфемном анализе существенно представление о трех типах основ: лексической, формообразующей и общей.

Лексическая основа представляет собой общую часть всей парадигмы слова без словоизменительных (формообразующих и формоизменительных) аффиксов, которая выражает лексическое (вещественное) значение. Для того чтобы вычленить лексическую основу, как это явствует из определения, следует отделить флексии и грамматические аффиксы. Так, в словоформе сильн-ый лексическая основа по отделении флексии -ый равна сегменту сильн-, в словоформе сильн'-эе следует отсечь формообразующий суффикс -эе-, то же в случае чита-ть, в словоформе читаj-эм-ый для вычленения лексической основы отсекаются формообразующий суффикс и окончание. В результате подобных операций применительно к словоформам одного слова будут получены варианты лексических основ, например, чита- и читаj-, силън- и сильн'-. Чаще всего при этом наблюдается чередование фонем, которое отражается в графическом облике слова или обозначено позиционными средствами графики: крепк-ий крепч-э, остр-ый остр'-зе. Возможны случаи усечения лексической основы; так, например, при образовании формы сравнительной степени весел '-эе от наречия весел-о наряду с чередованием л/ л имеет место усечение словообразовательного суффикса -о, ср. высок-ий -выш-э, низк-ий - ниж-э и т. п., в результате таких морфонологических явлений образуются варианты лексических основ слова разной степени сложности. Лексическая основа противопоставлена грамматической части слова и служит базой для словообразования и в функциональном смысле может быть названа и словообразующей. От лексической основы глагола чита-тъ можно образовать однокоренные слова путем присоединения словообразовательных суффиксов, например, чита-телъ, чита-льн-ый, чита-лън'-а, от основы инфинитива молоти-ть образовано слово молоти-лк-а. В качестве словообразовательной базы при отглагольном словообразовании выступает преимущественно основа инфинитива, однако возможно образование новых слов и от основы настоящего времени, например, не-знай-к-а, лей-к-а, тело-грей-к-а. Так же образуются новые слова от лексических основ других частей речи: мор'-э - мор'-ак, мор-ск-ой; красн-ът - краен '-э-тъ, красн-от-а.

Формообразующая основа представляет собой часть слова, которая служит базой для словоизменения (формообразования и формоизменения) или содержит в своем составе формообразующий суффикс. Так, основа глагола настоящего времени является базой для образования форм причастий настоящего времени действительного (читаj-ущ-ий, говор'-ащ-ий) и страдательного (читаj-эм-ый, вед-ом-ый, чт'-им-ый) залога; от основы инфинитива, например, чита- (из чита-ть) образуются формы прошедшего времени: чита-л, чита-л-а, чита-л-о, чита-л-и, - изменяющиеся по роду и числу; формы причастий прошедшего времени действительного (чита-вш-ий, вошед-ш-ии) и страдательного (вынес '-энy-ый, согну-т-ый) залога.

Формообразующая и лексическая основы могут быть материально тождественны. Так, например, основа инфинитива служит базой для словообразования (победи-ть – победи-тель; спас-ти – спас-ителъ) и формообразования (победи-ть – победи-я, победи-вш-ий; спас-ти и спас-ш-ий, спас'-они-ый) основа существительного книг- (из книга) тоже бифункциональна: она является формообразующей, если иметь в виду ряд образованных от нее словоформ: книг-а, книг'-и, книг'-э, книг-у, книг-ой и т.д., и словообразующей, если иметь в виду ряд образованных от нее слов: книж-к-а, книж'-иц-а, книж-энцщ-а, книж'-ник, книж-н-ый. Таким образом, две равные материально основы различаются только по выполняемой ими функции.

Формообразующие основы протяженнее лексической в тех случаях, когда содержат в своем составе формообразующие суффиксы; например, в словоформе победивший формообразующая основа победивш- за счет грамматического суффикса -вш- сложнее лексической основы победи-. Формообразующие основы, в составе которых имеются формообразующие суффиксы, могут быть изменяемыми, т.е. служащими базой для формоизменения, и неизменяемыми. К изменяемым относятся формообразующие основы форм глаголов повелительного наклонения (прос-и-# - прос-и-те, держ-и-# - держ-и-те), форм прошедшего времени глаголов, форм сослагательного наклонения, полных и кратких причастий, форм превосходной степени прилагательных. Формообразующие суффиксы имеются и у существительных, например, суффикс -j- в формах множественного числа типа деревь-j-a, колъ-j-a и т.п.; суффикс -им-, образующий основу единственного числа типа крестъян-ин, бояр-ин (ср. с основой множ. числа, которая и является лексической: крестьян'-э, крестьян-ский, крестьян-ство; бояр'-э, бояр-ский, бояр-ство). Суффиксами различаются основы единственного и множественного числа имен типа кот'-онок - кот'-ат-а, on'-онок - on'-ат-а. К неизменяемым формообразующим основам относятся: инфинитив, деепричастие, формы сравнительной степени (компаратив) качественных прилагательных, наречий, категории состояния. Поскольку неизменяемые основы не могут служить базой для формоизменения, то они ассоциируются с формообразующими основами лишь самим фактом наличия в их составе грамматического суффикса.

Общая основа слова (или просто основа слова в традиционном смысле этого термина, установившегося в школьной практике) – это часть словоформы без окончания и суффикса инфинитива, например: школ-а, зелен-ый, поющ-ий, пел-#, пе-тъ, ид-ти. Общая основа материально может совпадать как с формообразующей, так и с лексической и устанавливает границу между формообразованием и формоизменением. Исключение составляет лишь инфинитив, в составе которого общая основа имеет в соответствии с определением меньшую протяженность в сравнении с формообразующей основой. С этим, видимо, связаны неоднократные попытки переименовать суффикс неопределенной формы глагола -ть (-ти) во флексию из соображений скорее методического, чем теоретического характера.

В связи с тем, что в большинстве случаев общая и формообразующая основы формально тождественны, следует осознать то содержательное функционально значимое различие названных терминов, которое объясняло бы необходимость каждого из них и практическую невозможность замены одного другим. Дело в том, что оппозиция «лексическое – грамматическое» в слове может получить адекватное отражение на структурном уровне лишь в сопоставлении «лексическая основа – формообразующая основа» именно потому, что понятие формообразующей основы предельно охватывает изменяемую часть слова как факт структуры и как функцию. Подмена второго члена структурной оппозиции термином «общая основа» приводит к сужению грамматической части лексической единицы. Так, например, это приводит к тому, что при анализе форм типа читающий после отделения окончания -ий вычленяется основа читающ-, якобы выражающая лексическое значение и противопоставляемая этим флексии, которой приписывается в сущности роль единственного средства выражения грамматического значения слова. Несоответствие такого членения на лексическую и грамматическую части слова достаточно очевидно, поскольку реально лексическое значение выражается лексической основой читай-, а грамматическое словоизменительной частью -ущ-ий. Таким образом, термин «общая основа» имеет в большей мере операционное значение. Понятие общей основы удобно при деривационном анализе, поскольку последний обращен к начальной форме слова, основа которой редко содержит формообразующие суффиксы.

Словообразовательный анализ

В качестве основных вопросов словообразовательного анализа производной лексике выступают:

  1. Установление словообразовательной производности слова
  2. Определение принадлежности слова к синхронически производной лексике (ех: мех-мешок – не синхронически производное слово)
  3. Определение способа словообразования производного слова
  4. Определение словообразовательной модели производного слова и возможных ее вариантов.
  5. Определение словообразовательного значения и принадлежности к тому или иному словообразовательному типу или подтипу.

Схема анализа:

  1. начальная форма слова
  2. определить производное или непроизводное
  3. подобрать мотивирующее слово
  4. выделить производящую базу, формант, его тип
  5. отметить морфонологические явления
  6. определить способ словообразования, указать словообразовательное значение
  7. охарактеризовать словообразовательную модель
  8. определить тип деривации: а) синтаксический, б) лексический.
845
15.09.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.