AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Словообразовательное значение. Словообразовательный тип. Словообразовательная модель. Словообразовательные пара, цепь, парадигма, гнездо

Словообразовательное значение. Словообразовательный тип. Словообразовательная модель. Словообразовательные пара, цепь, парадигма, гнездо

Содержание

    Словообразовательное значение

    Словообразовательное значение – это значение словообразовательного ряда, выражаемое тем или иным формантом при наличии словообразовательных связей между производящим и производным словом.

    Словообразовательное значение – это значение, выраженное группой слов одинаковой структуры, общего строения, характерного для класса слов. Ех: название лица по действию.

    Словообразовательное значение отличается от лексического, которое определяется соотнесенностью слова с соответствующим понятием и индивидуально для каждого слова. Словообразовательное значение, подобно грамматическому, не является принадлежностью одного слова. Оно имеет специальные показатели – форманты, которые выделяются при сопоставлении производной и производящей основ. Непроизводные слова словообразовательных значений не имеют.

    Словообразовательное значение может формально совпадать с лексическим или грамматическим, но при этом оно, как правило, уточняет, корректирует, дополняет и то, и другое значение, ех: железный – сделанный из железа. При определении наиболее общих типов словообразовательного значения учитывается и характер мотивирующих основ, и их лексическое и грамматическое значения.

    При мотивации названий предметов или признаков формируются значения:

    1. - Предмет или признак по отношению к другому предмету или признаку. Название носителя признака (юнец)
    2. модификационное словообразовательное значение. Суть – в добавлении к значению мотивирующего слова небольшого семантического компонента – уменьшительность, женскость, начинательность.
    3. - Транспозиционное словообразовательное значение. Мотивированное слово наделяется грамматической семантикой части речи, отличной от семантики мотивирующего слова без изменения других компонентов его значения. Ходить – ходьба, желтизна, смел.

     

    Словообразовательный тип

    Словообразовательный тип – совокупность производных слов, характеризующихся одинаковыми словообразовательными связями,  единым словообразовательным значением и словообразовательным средством: доброта, краснота, дурнота, прямота.

    Словообразовательный тип представляет собой единство 3х словообразовательных признаков производных слов:

    1. соотнесенность с прилагательным (красота)
    2. глаголы с приставкой со (соболезновать)
    3. прилагательные с прист над – надбровный.

    Нарушение этого единства ведет к образованию на базе одного словообразовательного типа омонимичных словообразовательных типов: обеззубеть – беззубый, зубы.

    Словообразовательная модель

    Словообразовательная модель – формально – семантический образец порождения новообразований. В ее основе лежит схема строения производных слов, относящаяся к одному словообразовательному типу. Бывают продуктивные и непродуктивные.

    Словообразовательные пара, цепь, парадигма, гнездо

    Простейшая из комплексных единиц - словообразовательная пара: соотношение производной и производящей основ: белый - белить, регулировать - регулировщик, пионер - пионерка, чернила - чернильница, писать - переписать, красавица - раскрасавица. Словообразовательные пары, между которыми имеются тождественные формальные и семантические отношения, входят в один словообразовательный тип.

    Совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей, называется словообразовательной цепью (или цепочкой). Эта комплексная единица выявляет ступенчатый характер русского словообразования. Она демонстрирует синтагматические отношения между однокоренными словами. Слова в цепи связаны отношениями последовательной производности.

    Совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства, называют словообразовательной парадигмой (СП).

    Словообразовательные цепи и парадигмы являются. составными частями наиболее сложной и многочленной единицы словообразования-словообразовательного гнезда. Они взаимодополняют друг друга и реализуют парадигматические и синтагматические связи слов в гнезде. В своей совокупности цепи и парадигмы и являются тем строительным мате риалом гнезда, который позволяет вскрыть его сложную иерархическую организацию. Словообразовательное гнездо - это иерархически организованная, упорядочу ченная совокупность всех производных базового слова. Дадим в качестве примера гнездо прилагательного готовый (с некоторыми сокращениями), отчетливо показывающее ступенчатый характер русского словообразования и сложную иерархическую организацию гнезда.

    15.09.2016, 3105 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.