AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Словообразовательная структура слова в русском языке. Словообразовательная и морфемная структуры слова. Множественность словообразовательной структуры слова. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russkiiyazyk/morfemika-i-slovoobrazovanie/slovoobrazovatelnaya-struktura-slova-v-russkom-yazyke-slovoobrazovatelnaya-i-morfemnaya-struktury-slova-mnozhestvennost-slovoobrazovatelnoj-struktury-slova/ (дата обращения: 28.03.2024)

Словообразовательная структура слова в русском языке. Словообразовательная и морфемная структуры слова. Множественность словообразовательной структуры слова

Словообразовательная структура слова в русском языке. Словообразовательная и морфемная структуры слова. Множественность словообразовательной структуры слова

Содержание

    Словообразовательная структура слова в русском языке

    Все производные слова в русском языке независимо от морфемного состава включают в себя 2 основных элемента: словообразовательную базу и словообразовательные средства.

    Словообразовательная база (=мотивирующая база, производящая основа, мотивирующая основа)

    Производное слово = мотивированное слово

    В русском языке в качестве словообразовательной базы может быть использовано целое слово (простое или сложное), основа слова (полная или усеченная), сочетание нескольких слов или основ: неправда, списать – целое слово; неправдоподобный, неплатежеспособный - целое сложное слово; бедняк – полная основа; глубина - усеченная основа; железнодорожник – сочетание полных основ; льноволокно – сочетание слов.

    Словообразовательным формантом называется формальное материально выраженное средство, с помощью которого образовано производное слово. Другими словами, определенная часть производного слова, отсутствующая в производящей базе.

    В СРЯ в качестве словообразовательного форманта может выступать отдельная служебная морфема: префикс – поднести, суффикс – лесной, постфикс – стучаться, флексия – золотой, конфиксы – дождаться, безрукий, брататься, осмелиться.

    По мнению некоторых ученых, к словообразовательным средствам следует отнести также и морфологические средства: чередования морфем, перемещение ударения,  усечение основы, наращение основы, наложение морфем.

    Словообразовательная структура производного слова в самом общем виде может быть определена как взаимосвязь двух основных структурных элементов слова, а именно: словообразовательной базы и словообразовательного форманта.

    При словообразовательном анализе производной лексики необходимо учитывать не только внешние формальные особенности составляющих их компонентов, но и семантические взаимоотношения между ними, которые определяют внутреннее содержание производного слова, его семантику.

    Словообразовательное значение – это обобщенное категориальное значение производных слов определенной словообразовательной структуры, которые устанавливаются на основании семантического соотношения производных основ с соответствующими производящими: молоко – молочник – кто торгует молоком, сосуд для молока; сливочник, салатник (салатница), кофейник, чайник, сахарница, солонка. То есть название сосуда по помещаемому в нем предмету, веществу.

    Среди словообразовательных значений принято различать основные, общие значения и более узкие, частные значения, выделяемые в рамках основного.

    Основные значения характеризуются высокой степенью обобщенности, а частные являются более конкретными и относятся к общим как родовые: наименование лиц по действию (учитель, гитарист, велосипедист, машинист, стрелок) – лицо по профессии (учитель, тракторист). Следует отличать словообразовательное и лексические значения слов. Лексическое значение присуще одному слову, а словообразовательные значения характерны для целых групп, рядов, категорий производных слов, однородных в структурном отношении и построенных по определенным словообразовательным моделям: железо – железный, медь – медный, чугун – чугунный – сделанный, изготовлены из того, что названо производящей основой.

    Словообразовательная и морфемная структуры слова

    Словообразовательная и морфемная структуры слова тесно взаимосвязаны. Значительная часть производных слов русского языка характеризуется соотносительной словообразовательной и морфемной структурой, т.е. они совпадают: моряк, танкист, соавтор, выписать. А данных примерах корневая морфема представляет собой основу производящего слова, т.е. является словообразовательной базой соответствующего производного, поэтому словообразовательная структура = морфемной.

    Часто словообразовательная и морфемная структуры слова существенно различаются. Это имеет место в тех случаях,  когда основа производного слова состоит из двух и более морфем: учи-тель – учи-тель-ств-о, но учитель-ство; ус-ат-еньк-ий – усат-енький; взлететь – взлет, уколоть – укол.

    Иногда в качестве словообразовательного форманта выступает несколько служебных морфем: под-снеж-ник, при-школь-ный, банкрот-и-ть-ся. Т.о. словообразовательная структура слова и морфемная – это разные явления. Принципиальное различие между ними состоит в том, что словообразовательная структура слова предполагает наличие в его составе двух непосредственно составляющих элементов: производящей базы и форманта, а морфологическая предполагает наличие в нем минимальных неделимых значимых единиц – корневых и служебных морфем.

    При морфемном анализе все входящие в состав слова морфемы выявляются путем соотнесения этого слова с другими однокоренными словами, а также с другими грамматическими формами.

    Множественность словообразовательной структуры слова

    Многие производные слова в русском языке, основы которых содержать не менее двух служебных морфем, семантически мотивируются несколькими однокоренными словами. В зависимости от того, с каким из родственных слов семантически соотносятся подобные производные, в его составе могут выделяться разные СОЛ-базы и форманты: озорнич-а-ть – озорник, озорн-ича-ть – озорной. Это явление называется двойной мотивированностью. Бродяж-ничество – бродяга, бродажнич-ество – бродяжничать; не-равенство – равенство, неравен-ство – неравный; пере-выполнение – выполнение, перевыполн-ение – перевыполнить; не-скромность – скромность, нескромн-ость – нескромный; пустяковина, подмосковный, выкатиться, упрямствовать, развеселиться.

    Это множественность словообразовательной мотивации или множественность словообразовательной структуры производного слова

    15.09.2016, 20254 просмотра.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.