AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Словообразование как наука. Объекты и задачи словообразования. Способ словообразования. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russkiiyazyk/morfemika-i-slovoobrazovanie/slovoobrazovanie-kak-nauka-obekty-i-zadachi-slovoobrazovaniya-sposob-slovoobrazovaniya/ (дата обращения: 19.04.2024)

Словообразование как наука. Объекты и задачи словообразования. Способ словообразования

Словообразование как наука. Объекты и задачи словообразования. Способ словообразования

Содержание

    Словообразование как наука

    В лингвистической науке сам термин словообразование неоднозначен. Им принято называть разные лингвистические явления. Под словообразованием понимается проще всего процесс создания новых слов на базе существующих языковых единиц.

    В этом аспекте словообразование рассматривается как одно из важнейших средств пополнения словарного состава языка. Новые слова в языке образуются по определенным правилам, моделям, схемам – по определенным образцам, которые образуют определенный языковой механизм, который и называется словообразованием.

    Термин словообразование обозначает раздел языкознания, изучающий процессы образования производных слов, их строение, а также систему, в которую они входят. В языке различают непроизводные слова (ех: лес, река, море, стол, идти, веселый, синий) – примарные, первообразные и производные слова – образованные на базе существующих слов (ех: морской, речник, развеселый, лесной). Производные слова образуют определенную систему – словообразовательная система. Словообразовательная система состоит из двух элементов, она делится на две подсистемы:

    1. 1.     словообразовательные типы
    2. 2.     словообразовательные гнезда

    Для обозначения строения производного слова используется термин словообразовательная структура слова, кроме того строение производного слова изучает также морфемика.

    Сам термин словообразование больше всего подходит для обозначения процесса создания новых слов, то есть для обозначения определенных действий языкового механизма. Однако этот термин достаточно часто используется и для обозначения соответствующего раздела языкознания. В лингвистике синонимом к нему выступает термин дериватология.

    Деривация – 1. процесс образования нового слова; 2. процесс образования новых смыслов.

    Словообразовательная наука имеет два аспекта изучения:

    1. диахронический. Диахронное словообразование – учение о словообразовательных процессах, закономерностях образования новых слов, об изменении структуры уже существующих слов, о формировании словообразовательной системы языка, ее изменении и развитии.
    2. синхронический. Синхронное словообразование – учение о производной лексике, о морфемной и словообразовательной структуре слов, о современном строении словообразовательной системы, о связях и взаимоотношениях родственных слов на определенном этапе развития языка (чаще на современном этапе).

    Объекты и задачи словообразования

    Объектом словообразования является производное слово. Однако производные слова изучаются также и в других разделах лингвистики. В словообразовании производные слова изучаются не сами по себе, не как отдельные единицы, а в их взаимосвязи с производящей базой, в их отношении с другими производными словами, в частности, с однотипными по своей структуре, т.е. аналогичными по способу словообразования, по какой-то модели строения или по аналогичной словообразованию семантике. Т.о. в качестве языковых единиц, изучаемых в словообразовании должны рассматриваться определенные группы слов (=объединения, категории слов), имеющие общие формальные и семантические признаки.

    Объектом словообразования выступают также элементарные языковые единицы. Это словообразовательные средства (ех: приставки, суффиксы, постфиксы), производные основы, соединяющие звуки и др. элементы, выделяемые в составе производных слов.

    Объектом диахронического словообразования выступают слова, которые когда-либо были образованы на базе существующих в этом языке слов и за счет собственных средств данного языка. При этом их структуре и взаимоотношениям с другими словами уделяется меньше внимания (ех: утро-завтра).

    Объектом синхронического словообразования могут служить лишь такие слова, которые с т.з. современного русского языка воспринимаются как производные и в составе которых четко выделяются существующие в русском языке морфемы. Обычно такие морфемы свободно выделяются при их соотнесении с другими словами.

    Основная задача синхронного словообразования – это изучение производных слов по их состоянию на определенном этапе развития языка без учета их изменений.

    Основная задача диахронического словообразования – изучение различных СОР признаков, связанных с образованием и изменением соответствующих словарных единиц.

    Другими словами, синхроническое словообразование изучает отношения существующих единиц, а диахроническое – процесс превращения одних единиц в другие.

    Согласно уровневой организации языка слова состоят из единиц более низкого уровня, прежде всего, из морфем, которые определенным образом связаны между собой, находятся в определенных отношениях и представляют собой определенную структуру.

    Одной из наиболее важных задач словообразования является изучение структуры слова, его составляющих частей и различных взаимоотношений между ними. СО должно решить, чем отличаются производные слова от непроизводных, каковы отличительные признаки производного слова. Следующей задачей является определение способа образования слов, т.к. сам способ является одной из важнейших характеристик морфемной системы языка в целом.

    Способ словообразования

    При этом особое значение имеет изучение словообразовательных средств (=формантов), по которым определяются сами способы словообразования.

    Слова как единицы языка характеризуются единством формы и содержания, т.е. единством материального выражения и значения, поэтому в задачи СО входит изучение производной лексики не только в плане выражения, но и содержания, т.е. в аспекте словообразовательной семантики. У производного слова можно выделить лексическое и словообразовательное значения, ех: побежать – начать бежать – начало действия. Это словообразовательное значение мы можем обнаружить и у других слов.

    Словообразовательные единицы языка носят системный характер, поэтому большое значение приобретает изучение словообразовательной системы и ее элементов. В качестве элементов СО системы могут выступать СО средства, сами производные слова. А в качестве макро-элементов СО систему выступают объединения производных слов: СО модели, типы, пары, цепи, гнезда, парадигмы.

    13.09.2016, 37885 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.