Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяРусский языкФонетика и фонологияПерцептивная фонетика. Методы перцептивной фонетики


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Перцептивная фонетика. Методы перцептивной фонетики

Перцептивная фонетика 

(лат. perceptio — «восприятие»)

Раздел фонетики, рассматривающий восприятие звуков речи человеческими органами слуха. Отвечает на вопрос о том, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания определённой фонемы) с учётом меняющихсяакустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Кроме того, в перцептивной фонетике учитывается, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика также выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков, что позволяет сделать вывод о том, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на вариантные.

Перцептивная фонетика исследует восприятие, усвоение и влияние отдельных звуков и речи в целом.

Человек воспринимает звуковые колебания в определенных частотных пределах — от 16 до 20000 Гц. Лучше воспринимается звук в диапазоне от 2000 до 3000Гц. Низкочастотные звуковые волны, т.е. имеющие частоту, меньшую по 16 Гц, называются инфразвуком. Волны, имеющие частоту, большую за 20000 Гц, называются ультразвуком. Малейшее изменение силы звука, которую воспринимает человек, равна изменению интенсивности в 1 дБ.

Слуховая система человека включает:

  1. Периферийное отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо, где воздушные колебания преобразуются в нервные импульсы);
  2. Центральный слуховой путь, где нервные импульсы передаются в слуховую зону коры головного мозга;
  3. Слуховую зону коры головного мозга, обрабатывает нервные импульсы.

Человек, воспринимая частоту основного тона, говорит о высоту голоса (низкий голос / высокий голос, или бас, баритон, тенор, альт, контральто, сопрано), воспринимая интенсивность звука, говорит о силе (громкий, или сильный / тихий, или слабый голос), воспринимая время звучания речевого сигнала, говорит о продолжительности и скорости речи (долго / недолго, быстро / медленно). Воспринимая гармоники, говорит о тембр голоса.

Методы перцептивной фонетики:

Одной из наиболее общих задач перцептивной фонетики является определение того, какие звуковые характеристики существенны для воспринимающего речь человека.

Этапы восприятия речи:

  • прием акустического сигнал
  • первичный слуховой анализ;
  • выделение акустических событий и признаков;
  • лингвистическая  интерпретация  звуковой стороны речевого сообщения.

Основные методы исследования восприятия: сегментация, пересадка, синтез, имитация. Сегментация – это выделение из  звучания  речевого  отрезка  тех  звуков,  восприятие которых нас интересует. Пересадка – манипуляция со звуковым сигналом, которая позволяет выделенное из одного слова звучание поместить в другой контекст. Синтез речеподобных звуков сигналов – создание звуков, слогов, слов, фраз и целых текстов при помощи специальных приборов – синтезаторов речи.

  1. слуховой анализ;
  2. аудиторский анализ.
2216
24.02.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.