Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяРусский языкФонетика и фонологияИнтонация. Тональные средства интонации. Тембровые средства интонации Количественно-динамические средства интонации


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Интонация. Тональные средства интонации. Тембровые средства интонации Количественно-динамические средства интонации

Просодические или интонационные средства (иначе − фонетические компоненты интонации, просодические параметры) принято подразделять на:
1) тональные,
2) количественно-динамические,
3) фонационные и артикуляционные.

Тональные средства интонации

1. Тональные просодические параметры (мелодика) связаны с изменениями частоты основного тона (ЧОТ), которые происходят обычно в пределах 50-500 Гц. Кривая изменения ЧОТ, освобожденная от сегментных и позиционных влияний, называется мелодическим контуром. Параметры мелодического контура:
• направление движения тона (восходящий, нисходящий, ровный и их комбинации);
• интервал конкретного тонального движения (величина изменения ЧОТ);
• диапазон − общая величина изменения ЧОТ на всей синтагме;
• уровень или регистр (средний, низкий, высокий) на котором происходят тональные изменения;
• скорость этих изменений – крутизна тонального движения;

• характер синхронизации контура со звуковой последовательностью (timing) – например, реализация тонального движения только на гласном, только на согласном или на гласном и согласном.

Единица интонации — интонема, или интонационная конструкция. 

Основные интонационные средства. В русском языке выделяется семь основных интонационных конструкций:

ИК-1: –– –– \ __   на гласном центра нисходящее движение тона ниже предцентра, уровень тона постцентра ниже центра. Употребляется при выражении завершенности: Он живет в Киеве.

ИК-2: –– —\__ __ на гласном центра нисходящее движение тона в пределах диапазона предцентра или незначительно ниже, усилено словесное ударение; уровень тона постцентра ниже центра, ниже среднего уровня. Употребляется при выражении вопроса в предложении с вопросительным словом, требования: Какая у него специальность? Закройте дверь!

ИК-3: –– ––/__ на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже среднего. Употребляется при выражении вопроса, незавершенности, просьбы, оценки в предложениях со словами так, такой, вот: Там так красиво! Он такой вредный! Вот молодец!  
          __ 
ИК-4: –– –– \      на гласном центра нисходящее-восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра выше среднего, выше, центра. Употребляется при выражении вопроса в предложениях с сопоставительным а, вопросов с оттенком требования, незавершенности (с оттенком официальности): А Павел? Ваш билет?

        __

ИК-5: –– /   \ __ имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго — нисходящее: уровень тона между центрами выше предцентра и постцентра. Употребляется при выражении высокой степени признака, действия, состояния: Какой у нее голос! Настоящая весна!

         __ __

ИК-6: –– /          на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра также выше среднего, выше предцентра. Употребляется для выражения незавершенности (с оттенком приподнятости, торжественности), высокой степени количественного и качественного признака, действия, состояния: Все системы работают нормально! Воды набралось! Море!

 

ИК-7: –– –– / __ на гласном центра восходящее движение тона выше предцентра, уровень тона постцентра ниже центра, в конце гласного центра смычка голосовых связок. Употребляется при выражении экспрессивного отрицания, усиления оценки: Какой он охотни! Тишина!

В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом реализаций: нейтральных, характеризующих тот или иной тип ИК при выражении смысловых отношений, и модальных, имеющих какую-либо особенность строения, предназначенную для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому.

В общем случае небольшой набор ИК не способен описать все разнообразие русских интонаций и удобен лишь для тех практических целей, для которых он и был разработан. Имеется большое число других просодических характеристик, и комбинаторные возможности интонации огромны. 

Количественно-динамические средства интонации

• пауза – универсальное средство членения речевого потока на просодические единицы – фразы и синтагмы;
• длительность и темп;
• интенсивность.

Тембровые средства интонации

Разные качества голоса, которые определяются состоянием голосовых связок.
Выделяются следующие качества голоса:
1) нейтральный голос: Мы приходили сегодня на лекцию;
2) расслабленный голос: Здесь так хорошо, красиво, уютно…;
3) напряженный голос: Все произошло так быстро, молниеносно;
4) скрипучий голос: И ходят, и ходят без конца, устали все от них;
5) придыхательный голос: Она такая красавица, умница, королева. В конце движения тона независимо от того, понижается он или повышается, может происходить гортанная смычка.
1913
24.02.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.