Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Котики

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИстория русской литературыШкольноеВ чём причина постепенного вырождения головлёвского рода?


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


В чём причина постепенного вырождения головлёвского рода?

В романе «Господа Головлевы» показана история вырождения дворянского рода («история умертвий») на примере трех поколений семьи Головлевых. Старшее поколение этой семьи представлено Ариной Петровной – матерью семейства, жестокой помещицей и деспотичной, властной женщиной. «Арина Петровна - женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно: единолично и бесконтрольно управляет обширным головлевским имением, живет уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит, местным властям доброхотствует, а от детей требует, чтоб они были в таком у нее послушании, чтобы при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька скажет». Арину Петровну боятся все: и соседи, и домашние. Ее легкомысленный, ни во что не вмешивающийся муж предпочитает заниматься всякими глупостями, лишь бы не видеть, что творит супруга. Дети, особенно те, кто попал в разряд «постылых», ненавидят мать, которая губит своих детей. Вообще, тема смерти, вымирания – одна из главных тем романа. Она усиливается словами Арины Петровны, звучащими почти на всех страницах романа: «И для кого я припасала! ночей недосыпала, куска недоедала... для кого?»

    В каждой главе произведения кто-то из Головлевых умирает. В первой главе показана смерть старшего сына Степана Головлева. Можно сказать, что он погиб еще в детстве, когда мать постоянно принижала его, делала из мальчика шута, «Степку-балбеса». Имея очень хорошие задатки, взрослый Степан не смог найти свое место в жизни, он сделался «приживалом». В «Семейном суде» показано возвращение старшего сына в Головлево. Степан идет туда на страшный суд, суд матери. В его голове только и крутится: «съест», «заест», «гроб», «склеп». Так и происходит. Мать не допускает сына к себе. Степан живет отдельно, питается остатками с материнского стола, абсолютно ничего не делает, только ищет возможность выпить и покурить. Такое абсолютное бездействие разрушает героя. В конце концов Степан погружается в «черное облако» и умирает.

    Во второй главе романа – «По-родственному» - умирает средний сын Головлевых, Павел. Его автор характеризует так: «…он нередко огрызался против матери и в то же время боялся ее, как огня… это был человек угрюмый, но за его угрюмостью скрывалось отсутствие поступков - и ничего больше». В Павле мы видим те же безволие, подавленность и неопределенность, в результате - то же пристрастие к водке, что и в Степане.

    Интересно, что все дети Головлевых умирают у себя в имении. Это подчеркивает, на мой взгляд, обреченность дворянских усадьб, за стенами которых живут такие никчемные люди, как Головлевы.

    Совсем неслучайно, на мой взгляд, перед смертью Павлу видится «тень в углу», которая перерастает в фигуру его младшего брата Порфирия, прозванного в семействе «Иудушкой", "кровопивушкой" и "откровенным мальчиком». Он сближается для Павла с самой смертью.

    Образ Иудушки является основным в романе. Он стал губителем рода Головлевых. На протяжении всего романа Порфирий Владимирович «собирает» богатство Головлевых в своих руках за счет смерти родственников. В этом смысл его жизни. Ради этого «кровопивушка» не пожалеет никого: ни братьев, ни мать, ни собственного сына, которого отдает в воспитательный дом на верную смерть. Нравственный распад героя Салтыков-Щедрин передает через его речь, «словесный гной», «зудение какое-то», выматывающее из человека всю душу. Иудушка говорит уменьшительно-ласковыми словами, постоянно обращается к богу: «Ну, ну, ну! успокойся, голубчик! знаю, что ты об этом говорить не любишь! Да, брат, всегда ты дурным христианином был и теперь таким же остаешься. А не худо бы, ах, как бы не худо в такую минуту об душе-то подумать! Ведь душа-то наша... ах, как с ней осторожно обращаться нужно, мой друг!». Но за лицемерной елейностью скрывается расчетливый и жестокий стяжатель, думающий лишь о своей выгоде.

    В главе «Выморочный» показывается полный духовный распад Иудушки. Он находится на грани сумасшествия. Герой живет в выдуманном мире, где он видит себя хозяином огромного имения, очень влиятельным человеком. В реальности же Порфирий представляет собой жалкое зрелище – одичавший, небритый, в драном халате с вылезшими клочьями.

    Вскоре за нравственной смертью Иудушки приходит смерть физическая. Перед этим он испытывает пробуждение совести, как и другие братья Головлевы. Порфирию видятся тени умерших родственников. Герой испытывает жалость к своей племяннице Анниньке и даже гладит ее по голове, что для него просто неслыханно. Больше того, он чувствует себя виноватым в смерти своего рода - «человеческого гнезда». Иудушку начинает мучить совесть. Такой пытки он не выдерживает. Ночью, по дороге на могилу матери, Порфирий Владимирович замерзает.

    Таким образом, гибнут все члены семьи Головлевых: Арина Петровна с мужем, их сыновья и внуки. Приговор автора романа неумолим: жизнь, посвященная праздности и накопительству, обречена на смерть. 

1228
18.05.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.