Разумное. Доброе. Вечное.

AAA
Обычный Черный

Рекомендованное

Опрос

Навигация

Стих дня

Всякая поэзия есть выражение душевного состояния.
© Бергсон А.

17 ноября

Про колбасу

а это кто бредет во мраке
лохматый страшный и босой
так это ж петр на кухню за кол
басой

Новости культуры от Яндекса

ГлавнаяИстория русской литературыШкольноеДикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)


Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

  Вопрос: что порождает самодурство? Безнаказанность и отсутствие какого-либо сопротивления.

    Самодурство различного рода способна родить толерантность, терпимость. По своей сути терпение не является отрицательным свойством до тех пор, пока оно не превращается в "ослабленную форму отчаяния, замаскированную под добродетель". И если даже принять тот факт, что герои пьесы А.Н. Островского "Гроза" делятся на "самодуров" и "жертв", то "жертвы" в данном случае создали сами себя, а "самодуры" приняли силу путем их смирения.

    "Кто истинно свободен? - задается вопросом Ф. Н. Глинка. - Тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям". Кабаниха и Дикой действительно самодуры, но их присутствие отвечает той среде и той морали, которую принимают и обязаны принимать все, действительно, по закону "всеобщей выгоды". Социальный и духовный мир жителей города Калинова оказывается совершенно замкнутым. Новости из большого мира приносит странница Феклуша, и калиновцы с одинаковым доверием слушают и о странах, где люди "с песьими головами", и о железной дороге, где для скорости "огненного змия стали запрягать", и о времени, которое "в умаленье стало приходить". Хочется сказать словами известного классика, что "для глупости нет границ". В такой "духоте" не может зародиться живая человеческая мысль. Даже безобидный юродивый Кулигин, "механик-самоучка", одержимый старинными техническими идеями и цитирующий стихи Ломоносова, обязан подчиняться законам Калиновского мира.

    Вот на этой благодатной почве отсутствия всякого стремления к прогрессу, даже засилья определенного консервативного страха перед всем новым, еще неизведанным, активно процветает самодурство.

    Дикой и Кабанова очень жизненные психологические типы. Они не похожи друг на друга, хотя и имеют общую природу происхождения, но несут различную психологическую нагрузку. Для драматических произведений характерно описывать образы при помощи собственной речевой характеристики персонажей и речи других героев. Непохожесть Дикого и Кабанихи как раз ярче всего передается словами второстепенных лиц:

    "Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

    Кудряш. Пронзительный мужик

    Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

    Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!

    Шапкин. Унять-то его некому, вот он и воюет!

    Кудряш. Мало у нас Парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили" (Д. 1)


    Интересно тo, что люди, бросающие столь недоброжелательные характеристики в адрес Дикого и Кабанихи, понимают свою беспомощность. Рабская психология заставляет шептаться за спиной, угрожать и смеяться. Но в лицо хозяину они смотрят с презрительным благоговением, или хотя бы с молчаливой ненавистью.

    Однако вернемся к Дикому и Кабанихе. Следует обратить внимание на то, что у них разное отношение к деньгам,

    "Кудряш. Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится..." (Д. 1)

    Сам Дикой дает себе по этому поводу исчерпывающую характеристику: "Я отдать отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет... "Кабаниха же занимается благотворительностью, поэтому вокруг нее собираются такие "странницы", как Феклуша. Из этих и других характеристик складывается впечатление, что Кабаниха "самодурствует" во имя своих "идеалов" (формальное исполнение традиционного уклада, по-ханжески понятое "благочестие"), а Дикой делает это, чтобы показать свою власть над слабым, ради денег и личной выгоды. Это два разных социально-психологических типа: Кабаниха воплощает в себе старый, изживший себя тип русского провинциального купечества, а Дикой - новый, только еще набирающий силу, тип бесцеремонного дельца, которого полностью захватила власть денег и скупой экономический расчет, он ищет выгоду всюду, не считаясь с чувствами других, подчиненных ему людей, и в своих отношениях с окружающими он строго категоричен: "Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю", - говорит он Кулигину.

    В сюжете роль Дикого и Кабанихи похожа не только в том, что это представители старшего поколения, преследующие молодых, мешающие им достичь своего счастья, но и в том, что оба эти образа в некоторой степени трагичны. За внешней комичностью образа Дикого скрывается, подлинное его страдание от жадности и самодурства. Дикой - сложный психологический тип: он и хотел бы, но не может быть более лояльным с людьми. По-моему, это тип человека с ярко выраженной фобией бедности, банкротства; он паникует при любой, даже ложной угрозе безденежья. А жить иначе он не может, потому что твердо знает, что самый жестокий хозяин - это бывший раб. Знает и боится. Этот страх уродует его психику и делает его самого рабом своих прихотей и амбиций.

    Что же касается Кабанихи, то она вся прикована к земле, к земным делам и интересам, она блюститель порядка и формы, отстаивает уклад во всех его мелочных проявлениях, требуя неукоснительного исполнения обряда и чина, нимало не заботится о внутренней сути человеческих отношений. У Кабанихи нет никаких сомнений в моральной правоте иерархических отношений патриархального быта, но и уверенности в их нерушимости тоже нет. В своем собственном сознании она живет на грани мира и хаоса и чувствует себя чуть ли не последней опорой правильного миропорядка. Она такой же фанатик, как и Катерина, различие в том, что в ее случае нет даже намека на надежду духовного перерождения.

    Дикой и Кабаниха зомбированы собственными страхами, и при своем положении в обществе и деньгах они такие, как они есть, были и остаются нищими из нищих, так как "величайшая нищета - это нищета сердца"

324
18.05.2016 г.

Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru


Индекс цитирования

Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). И как ни прискорбно это признавать, но это необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы никак, ни под каким предлогом и ни за какие коврижки не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, покиньте сайт и забудьте о нём, как о кошмарном сне. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.