AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»). — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/shkolnoe/dikoj-i-kabanixa-osnovnye-cherty-samodurstva-po-pese-an-ostrovskogo-groza/ (дата обращения: 26.04.2024)

Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Содержание

      Вопрос: что порождает самодурство? Безнаказанность и отсутствие какого-либо сопротивления.

        Самодурство различного рода способна родить толерантность, терпимость. По своей сути терпение не является отрицательным свойством до тех пор, пока оно не превращается в "ослабленную форму отчаяния, замаскированную под добродетель". И если даже принять тот факт, что герои пьесы А.Н. Островского "Гроза" делятся на "самодуров" и "жертв", то "жертвы" в данном случае создали сами себя, а "самодуры" приняли силу путем их смирения.

        "Кто истинно свободен? - задается вопросом Ф. Н. Глинка. - Тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям". Кабаниха и Дикой действительно самодуры, но их присутствие отвечает той среде и той морали, которую принимают и обязаны принимать все, действительно, по закону "всеобщей выгоды". Социальный и духовный мир жителей города Калинова оказывается совершенно замкнутым. Новости из большого мира приносит странница Феклуша, и калиновцы с одинаковым доверием слушают и о странах, где люди "с песьими головами", и о железной дороге, где для скорости "огненного змия стали запрягать", и о времени, которое "в умаленье стало приходить". Хочется сказать словами известного классика, что "для глупости нет границ". В такой "духоте" не может зародиться живая человеческая мысль. Даже безобидный юродивый Кулигин, "механик-самоучка", одержимый старинными техническими идеями и цитирующий стихи Ломоносова, обязан подчиняться законам Калиновского мира.

        Вот на этой благодатной почве отсутствия всякого стремления к прогрессу, даже засилья определенного консервативного страха перед всем новым, еще неизведанным, активно процветает самодурство.

        Дикой и Кабанова очень жизненные психологические типы. Они не похожи друг на друга, хотя и имеют общую природу происхождения, но несут различную психологическую нагрузку. Для драматических произведений характерно описывать образы при помощи собственной речевой характеристики персонажей и речи других героев. Непохожесть Дикого и Кабанихи как раз ярче всего передается словами второстепенных лиц:

        "Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

        Кудряш. Пронзительный мужик

        Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

        Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался!

        Шапкин. Унять-то его некому, вот он и воюет!

        Кудряш. Мало у нас Парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили" (Д. 1)


        Интересно тo, что люди, бросающие столь недоброжелательные характеристики в адрес Дикого и Кабанихи, понимают свою беспомощность. Рабская психология заставляет шептаться за спиной, угрожать и смеяться. Но в лицо хозяину они смотрят с презрительным благоговением, или хотя бы с молчаливой ненавистью.

        Однако вернемся к Дикому и Кабанихе. Следует обратить внимание на то, что у них разное отношение к деньгам,

        "Кудряш. Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится..." (Д. 1)

        Сам Дикой дает себе по этому поводу исчерпывающую характеристику: "Я отдать отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет... "Кабаниха же занимается благотворительностью, поэтому вокруг нее собираются такие "странницы", как Феклуша. Из этих и других характеристик складывается впечатление, что Кабаниха "самодурствует" во имя своих "идеалов" (формальное исполнение традиционного уклада, по-ханжески понятое "благочестие"), а Дикой делает это, чтобы показать свою власть над слабым, ради денег и личной выгоды. Это два разных социально-психологических типа: Кабаниха воплощает в себе старый, изживший себя тип русского провинциального купечества, а Дикой - новый, только еще набирающий силу, тип бесцеремонного дельца, которого полностью захватила власть денег и скупой экономический расчет, он ищет выгоду всюду, не считаясь с чувствами других, подчиненных ему людей, и в своих отношениях с окружающими он строго категоричен: "Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю", - говорит он Кулигину.

        В сюжете роль Дикого и Кабанихи похожа не только в том, что это представители старшего поколения, преследующие молодых, мешающие им достичь своего счастья, но и в том, что оба эти образа в некоторой степени трагичны. За внешней комичностью образа Дикого скрывается, подлинное его страдание от жадности и самодурства. Дикой - сложный психологический тип: он и хотел бы, но не может быть более лояльным с людьми. По-моему, это тип человека с ярко выраженной фобией бедности, банкротства; он паникует при любой, даже ложной угрозе безденежья. А жить иначе он не может, потому что твердо знает, что самый жестокий хозяин - это бывший раб. Знает и боится. Этот страх уродует его психику и делает его самого рабом своих прихотей и амбиций.

        Что же касается Кабанихи, то она вся прикована к земле, к земным делам и интересам, она блюститель порядка и формы, отстаивает уклад во всех его мелочных проявлениях, требуя неукоснительного исполнения обряда и чина, нимало не заботится о внутренней сути человеческих отношений. У Кабанихи нет никаких сомнений в моральной правоте иерархических отношений патриархального быта, но и уверенности в их нерушимости тоже нет. В своем собственном сознании она живет на грани мира и хаоса и чувствует себя чуть ли не последней опорой правильного миропорядка. Она такой же фанатик, как и Катерина, различие в том, что в ее случае нет даже намека на надежду духовного перерождения.

        Дикой и Кабаниха зомбированы собственными страхами, и при своем положении в обществе и деньгах они такие, как они есть, были и остаются нищими из нищих, так как "величайшая нищета - это нищета сердца"

    18.05.2016, 5057 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.