Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)
Версия для печати
Библиографическая запись: Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/shkolnoe/chelovek-i-priroda-v-lirike-fi-tyutcheva/ (дата обращения: 4.12.2023)
Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева
Содержание
Ф. И. Тютчев. Декабрьское утро
На небе месяц – и ночная
            Еще не тронулася тень,
            Царит себе, не сознавая,
            Что вот уж встрепенулся день, –
Что хоть лениво и несмело
            Луч возникает за лучом,
            А небо так еще всецело
            Ночным сияет торжеством.
Но не пройдет двух-трех мгновений,
            Ночь испарится над землей,
            И в полном блеске проявлений
            Вдруг нас охватит мир дневной...
Декабрь 1859
Значительное место в лирике Ф. И. Тютчева занимает тема человека и природы. Романтическая поэзия Тютчева устремлена в сферу идеалов. Поэт умеет своими стихами передать красоту природы и внутреннего мира человека, раскрыть то, что он любит, что вызывает у него восторг, перед чем он преклоняется, на что направлены его желания.
            
                В поэзии Тютчева заключено богатое разнообразие стремлений, чувств и впечатлений. Поэт пытается разобраться в жизни природы и постичь тайны человеческой души. Все его стихи проникнуты романтикой, она - в открытии неведомого, в противоположности обычному, в противопоставлении света и тьмы, в преображениях живого существа и природы, в столкновениях и борьбе природных стихий и человеческих чувств.
            
                Романтический герой стихов Тютчева - сам поэт. Его лирическое "я" выражает различные стороны движения внутренней жизни человека. Герой стихотворений - философ, созерцатель природы или влюбленный, мечтательный юноша.
            
                Природа и человек, по Тютчеву, состоят из двух частей. Одна часть - одухотворенная, одушевленная, разумная и гармоничная, "дневная". Другая - "бездна", дикая, неуправляемая, стихийная, "ночная".
            
                Его "поэзия дня" рисует космос как светлый, вечно молодой, радостный, телесный и одухотворенный мир:
            
                Лазурь небесная смеется
            
                Ночною смытая грозой,
            
                И между гор росисто вьется
            
                Долина светлой полосой.
            
                Поэт слышит "вечный хор" в природе, она для него - как "блистательный покров", природа светится изнутри, освещенная солнцем. Природа не мираж, она реальность мира, и именно ее реальность привлекает Тютчева как поэта. В многообразных образах он стремится запечатлеть ее формы и краски, ее бытие в пространстве и во времени. Но поэт не растворил образы природы в поэтическом "я", скорее наоборот, его лирический герой растворяется в "животворном океане" природы:
            
                Игра и жертвы жизни частной!
            
                Приди ж, отвергни чувств обман,
            
                И ринься, бодрый, самовластный,
            
                В сей животворный океан.
            
                Другая, "ночная", стихия в природе проявляется как хаос, катаклизмы, бури, катастрофы. В человеке - это страсти, тоже приводящие к катастрофе:
            
                О, как убийственно мы любим,
            
                Как в буйной слепоте страстей
            
                Мы то всего вернее губим,
            
                Что сердцу нашему милей!
            
                Ночь обнажает это стихийное, хаотическое начало:
            
                Светлая ночь на небосклон взошла,
            
                И день отрадный, день любезный,
            
                Как золотой покров она свила,
            
                Покров, накинутый над бездной.
            
                И, как виденье, внешний мир ушел...
            
                И человек, как сирота бездомный,
            
                Стоит теперь, и немощен, и гол,
            
                Лицом к лицу пред пропастью темной
            
                Единство души человеческой и природной открывается нам лишь на мгновенье.
            
                Стихотворения Тютчева музыкальны и живописны. Времена года - это мировые действа, которые так любит поэт. Он создал целый цикл стихов о весне. "Весенние воды" - начало праздника природы, первые его вестники. Здесь показано движение в природе от апрельского бурного таяния снегов к майским тихим, теплым дням. Все это сопровождается звуками, шумами, голосами, веселым оживлением:
            
                Еще в полях белеет снег,
            
                А воды уж весной шумят -
            
                Бегут и будят сонный брег,
            
                Бегут и блещут и гласят.
            
                Они гласят во все концы:
            
                "Весна идет, весна идет!
            
                Мы молодой весны гонцы,
            
                Она нас выслала вперед!"
            
                Шумы природы поэт передает самим звучанием стихов, используя аллитерации: "бегут", "будят", "брег", "блещут", "гласят", "гонцы", "весна", "выслала", "вперед".
            
                 А "Весенняя гроза" - шедевр, воспевающий природу: "Люблю грозу в начале мая..." За весной следует грозовое лето: "Как весел грохот летних бурь...", "В душном воздухе молчанье..." Новое действо природы - осень:
            
                Есть в осени первоначальной
            
                Короткая, но дивная пора...
            
                Особенность взгляда Тютчева на природу - внимание к особым минутам, часам, периодам ее жизни.
            
                Зимнее действо природы - в стихотворении "Чародейскою - зимою..." Под музыку стихов представляются магические действия чародейки, которая чертит волшебные круги -кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон.
            
                Тютчев нередко пишет "о двойной бездне", "двух беспредельностях". Живой телесный космос и мертвящий бестелесный хаос - две могущественные силы: ночной хаос поглощает золотой свет дня, но солнечный огонь разгоняет хаос:
            
                Но не пройдет двух-трех мгновений,
            
                Ночь испарится над землей,
            
                И в полном блеске проявлений
            
                Вдруг нас охватит мир дневной...
            
                Природа и хаос противоположны друг другу и, в то же время, они объединяются в мировом бытии. Это составляет для поэта загадку. Но результат этого таинственного союза проявляется в человеке, который оказывается сыном Земли, и, в то же время, он относится к хаосу.
            
                Слияние человека с гармонической природой - положительно, слияние с бестелесным хаосом - страшно и губительно.
            
                Тютчев подчеркнул идею ценности телесного существования и самостоятельности жизни природы:
            
                Не то, что мните вы, природа:
            
                Не слепок, не бездушный лик -
            
                В ней есть душа, ней есть свобода,
            
                В ней есть любовь, в ней есть язык...
            
                Своеобразие романтической лирики Тютчева в том, что он воспел красоту природы, радость телесного бытия, которое видится поэту одновременно и одухотворенным. У него природа "дышит", "погружается в сон", "трепещет", а утром "радуется" и "смеется". Природа бывает полна любви и неги, страдает, как человек.
            
                Тютчев с особой любовью проводит мысль о гармоничном союзе человека и природы.

19.05.2016, 2685 просмотров.