AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: «Повесть временных лет» как памятник литературы 11-12 вв. Источники и состав. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/povest-vremennykh-let-kak-pamiatnik-literatury-11-12-vv-istochniki-i-sostav/ (дата обращения: 20.04.2024)

«Повесть временных лет» как памятник литературы 11-12 вв. Источники и состав

«Повесть временных лет» как памятник литературы 11-12 вв. Источники и состав

Содержание

    Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии. При этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается ПВЛ.

    Наиболее подробно проблемы источников и структуры ПВЛ были разработаны в начале XX века в трудах академика А. А. Шахматова. Представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. Хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.

    Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи (1377 год) и других списках. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (старейшие списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век)). В одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, «Поучение Владимира Мономаха», датируемое 1117 годом.

    По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье), первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основан­ной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Началь­ный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

    По версии Шахматова, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.

    Источники и вставные рассказы ПВЛ

    Невероятно допустить, чтобы составитель «Повести временных лет» в процессе своей работы над этим сводом мог приступить к сочинению житий святых, к изложению истории Ветхого и Нового Завета, к изъяснению догматов веры. Очевидно, все это существовало уже в готовом виде, а ему приходилось только компилировать, соединять разнообразный материал в одном широко задуманном своде.

    Уже самое обилие использованных в «Повести временных лет» источников наводит на мысль о том, что над составлением ее работало не одно лицо, а несколько последовательно сменявших друг друга авторов-редакторов.

    Источники ПВЛ:

    1. Книги «св. Писания»
    2. Хроника Георгия Амартола и его продолжателя
    3. «Никифоров летописец вскоре»
    4. Житие Василия Нового
    5. Хронограф особого состава
    6. Статья Епифания Кипрского о 12 камнях на ризе Иерусалимского первосвященника
    7. Сказания о преложении книг на славянский язык
    8. Откровение Мефодия Патарского
    9. Поучение о казнях божиих
    10. Договоры с греками
    11. Речь философа
    12. Легенда об апостоле Андрее

    Тексты фольклорного происхождения:

    • Рассказ о смерти Олега от коня (под 912 годом). Нет в Н1Л.
    • Рассказ о мести Ольги древлянам (под 945—946 годами). Лишь несколько слов в Никоновской летописи.
    • Рассказ о юноше и печенеге, под 992 годом. Нет в Н1Л.
    • Осада печенегами Белгорода, под 997 годом. Нет в Н1Л.

    Документальные источники:

    • Договор 907 года, текст создан искусственно. Нет в Н1Л.
    • Договор 912 года. Нет в Н1Л.
    • Договор 945 года. Нет в Н1Л и в Никоновской летописи.
    • Договор 971 года. Нет в Н1Л.

    Краткие выписки из истории Византии и Болгарии:

    • 852 — Год 6360, индикта 15. «Начал царствовать Михаил…».
    • 858 — Поход Михаила на болгар. Крещение князя и бояр болгарских. Из «Продолжателя Амартола», но у него дата отсутствует.
    • 866 — Поход Аскольда и Дира на греков, в 14 год Михаила.
    • 868 — «Начал царствовать Василий».
    • 869 — «Крещена была вся земля Болгарская».

    Все сведения ниже — из «Продолжателя Амартола». В Н1Л все они отсутствуют, в Н4Л все имеются.

    • 887 — «Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет». В С1Л пропущено.
    • 902 — Война венгров с болгарами. На самом деле поход был в 893 году.
    • 907 — Поход Олега на Византию.
    • 911 — Явление звезды на западе (кометы Галлея).
    • 913 — «Начал царствовать Константин, сын Леона».
    • 914 — Поход Симеона Болгарского на Царьград. Нет в Н4Л, С1Л.
    • 915 — Взятие Симеоном Адрианополя.
    • 920 — «У греков поставлен царь Роман» (в Н4Л и С1Л полнее).
    • 929 — Поход Симеона на Царьград. Мир с Романом.
    • 934 — Поход венгров на Царьград. Мир.
    • 942 — Симеон разбит хорватами и умер. Князем стал Петр. Известие «Продолжателя Амартола», под 927 годом.
    • 943 — Поход венгров на Царьград. Под 928 годом (1 индикт).

    Некоторые важные рассказы в составе ПВЛ (с указанием фиксации этих рассказов в основных летописях):

    «Хроника Георгия Амартола». Выписки: список народов и рассказ о нравах народов. Нет в Н1Л.
    Рассказ о посещении Андреем Первозванным Руси. Нет в Н1Л.
    Рассказ о происхождении славянской грамоты (под 898 годом). Нет в Н1Л.
    Рассказ об Аполлонии Тианском из Амартола (под 912 годом). Нет в Н1Л.
    Рассказ о поездке Ольги в Царьград (под 955 годом).
    Похвала Ольге (под 969 годом).
    Рассказ о варяге и его сыне (без имён, под 983 годом).
    Спор о вере: приход мусульман, евреев и католиков (под 986 годом).
    «Речь философа».
    Рассказ о походе на Корсунь.
    Символ веры, семь соборов и разврашение латинян.
    Рассказ о возвращении из Корсуни и крещении киевлян.
    Рассказы об убиении Бориса, убиении Глеба, похвала Борису и Глебу.
    Похвала книгам под 1037 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
    Рассказ о начале Печерского монастыря, под 1051 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
    Рассказ о знамениях в настоящем и прошлом, с заимствованиями из Хронографа по великому изложению, под 1065 годом.
    Поучение о казнях божиих, под 1068 годом. Нет в Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
    Рассуждение о кресте, который помог Всеславу, под 1068 годом.
    Рассказ о волхвах и Яне, под 1071 годом, и продолжение рассказа о волхвах.
    Рассказ о смерти Феодосия Печерского и черноризцах монастыря, под 1074 годом. Нет в Н4Л.
    Рассуждение о смерти Изяслава и о братолюбии, под 1078 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
    Рассказ о смерти Ярополка Изяславича, под 1086 годом. Нет в Н1Л, Н4Л.
    Рассказ о перенесении мощей Феодосия Печерского, его предсказания и похвала ему, под 1091 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
    Поучение о казнях божиих, под 1093 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
    Рассказ о набеге половцев на Киев и на монастырь, под 1096 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
    Выписка о племенах из Мефодия Патарского и рассказ Гюряты Роговича. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
    Рассказ об ослеплении Василька и последующих событиях, под 1097 годом. Нет в Н1Л, Н4Л.
    Рассказ о походе на половцев в 1103 году. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
    Рассказы из редакции Ипатьевской летописи:
    Рассуждение об ангелах с цитатами из Давида, Епифания и Ипполита. Нет в других летописях.
    Поход 1111 года на половцев.
    Рассказ о поездке в Ладогу, славянских и античных богах. Нет в других летописях.
    Рассказ о перенесении мощей Бориса и Глеба. Нет в других летописях.

    Источник: Википедия и Шахматов А.А. Повесть временных лет и ее источники (PDF, 11 Mb)

    03.03.2016, 8529 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.