AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

«Повесть временных лет» как памятник литературы 11-12 вв. Источники и состав

«Повесть временных лет» как памятник литературы 11-12 вв. Источники и состав

Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, известный агиограф на рубеже XI—XII веков, монах Киево-Печерского монастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIII—XIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания русским лингвистом А. А. Шахматовым и его последователями показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет». В настоящее время признаётся, что первая изначальная редакция ПВЛ монаха Нестора утрачена, а до нашего времени дошли доработанные версии. При этом ни в одной из летописей нет указаний на то, где именно оканчивается ПВЛ.

Наиболее подробно проблемы источников и структуры ПВЛ были разработаны в начале XX века в трудах академика А. А. Шахматова. Представленная им концепция до сих пор играет роль «стандартной модели», на которую опираются или с которой полемизируют последующие исследователи. Хотя многие её положения подвергались зачастую вполне обоснованной критике, но разработать сопоставимую по значимости концепцию пока не удалось.

Вторая редакция читается в составе Лаврентьевской летописи (1377 год) и других списках. Третья редакция содержится в составе Ипатьевской летописи (старейшие списки: Ипатьевский (XV век) и Хлебниковский (XVI век)). В одну из летописей второй редакции под годом 1096 добавлено самостоятельное литературное произведение, «Поучение Владимира Мономаха», датируемое 1117 годом.

По гипотезе Шахматова (поддержанной Д. С. Лихачевым и Я. С. Лурье), первый летописный свод, названный Древнейшим, был составлен при митрополичьей кафедре в Киеве, основан­ной в 1037 году. Источником для летописца послужили предания, народные песни, устные рассказы современников, некоторые письменные агиографические документы. Древнейший свод продолжил и дополнил в 1073 монах Никон, один из создателей Киевского Печерского монастыря. Затем в 1093 игуменом Киево-Печерского монастыря Иоанном был создан Началь­ный свод, который использовал новгородские записи и греческие источники: «Хронограф по великому изложению», «Житие Антония» и др. Начальный свод фрагментарно сохранился в начальной части Новгородской первой летописи младшего извода. Нестор переработал Начальный свод, расширил историографическую основу и привёл русскую историю в рамки традиционной христианской историографии. Он дополнил летопись текстами договоров Руси с Византией и ввёл дополнительные исторические предания, сохранённые в устной традиции.

По версии Шахматова, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах. Вторая редакция была создана игуменом Сильвестром в киевском Выдубицком Михайловском монастыре в 1116. По сравнению с версией Нестора была переработана заключительная часть. В 1118 составляется третья редакция ПВЛ по поручению новгородского князя Мстислава I Владимировича.

Источники и вставные рассказы ПВЛ

Невероятно допустить, чтобы составитель «Повести временных лет» в процессе своей работы над этим сводом мог приступить к сочинению житий святых, к изложению истории Ветхого и Нового Завета, к изъяснению догматов веры. Очевидно, все это существовало уже в готовом виде, а ему приходилось только компилировать, соединять разнообразный материал в одном широко задуманном своде.

Уже самое обилие использованных в «Повести временных лет» источников наводит на мысль о том, что над составлением ее работало не одно лицо, а несколько последовательно сменявших друг друга авторов-редакторов.

Источники ПВЛ:

1. Книги «св. Писания»
2. Хроника Георгия Амартола и его продолжателя
3. «Никифоров летописец вскоре»
4. Житие Василия Нового
5. Хронограф особого состава
6. Статья Епифания Кипрского о 12 камнях на ризе Иерусалимского первосвященника
7. Сказания о преложении книг на славянский язык
8. Откровение Мефодия Патарского
9. Поучение о казнях божиих
10. Договоры с греками
11. Речь философа
12. Легенда об апостоле Андрее

Тексты фольклорного происхождения:

  • Рассказ о смерти Олега от коня (под 912 годом). Нет в Н1Л.
  • Рассказ о мести Ольги древлянам (под 945—946 годами). Лишь несколько слов в Никоновской летописи.
  • Рассказ о юноше и печенеге, под 992 годом. Нет в Н1Л.
  • Осада печенегами Белгорода, под 997 годом. Нет в Н1Л.

Документальные источники:

  • Договор 907 года, текст создан искусственно. Нет в Н1Л.
  • Договор 912 года. Нет в Н1Л.
  • Договор 945 года. Нет в Н1Л и в Никоновской летописи.
  • Договор 971 года. Нет в Н1Л.

Краткие выписки из истории Византии и Болгарии:

  • 852 — Год 6360, индикта 15. «Начал царствовать Михаил…».
  • 858 — Поход Михаила на болгар. Крещение князя и бояр болгарских. Из «Продолжателя Амартола», но у него дата отсутствует.
  • 866 — Поход Аскольда и Дира на греков, в 14 год Михаила.
  • 868 — «Начал царствовать Василий».
  • 869 — «Крещена была вся земля Болгарская».

Все сведения ниже — из «Продолжателя Амартола». В Н1Л все они отсутствуют, в Н4Л все имеются.

  • 887 — «Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет». В С1Л пропущено.
  • 902 — Война венгров с болгарами. На самом деле поход был в 893 году.
  • 907 — Поход Олега на Византию.
  • 911 — Явление звезды на западе (кометы Галлея).
  • 913 — «Начал царствовать Константин, сын Леона».
  • 914 — Поход Симеона Болгарского на Царьград. Нет в Н4Л, С1Л.
  • 915 — Взятие Симеоном Адрианополя.
  • 920 — «У греков поставлен царь Роман» (в Н4Л и С1Л полнее).
  • 929 — Поход Симеона на Царьград. Мир с Романом.
  • 934 — Поход венгров на Царьград. Мир.
  • 942 — Симеон разбит хорватами и умер. Князем стал Петр. Известие «Продолжателя Амартола», под 927 годом.
  • 943 — Поход венгров на Царьград. Под 928 годом (1 индикт).

Некоторые важные рассказы в составе ПВЛ (с указанием фиксации этих рассказов в основных летописях):

«Хроника Георгия Амартола». Выписки: список народов и рассказ о нравах народов. Нет в Н1Л.
Рассказ о посещении Андреем Первозванным Руси. Нет в Н1Л.
Рассказ о происхождении славянской грамоты (под 898 годом). Нет в Н1Л.
Рассказ об Аполлонии Тианском из Амартола (под 912 годом). Нет в Н1Л.
Рассказ о поездке Ольги в Царьград (под 955 годом).
Похвала Ольге (под 969 годом).
Рассказ о варяге и его сыне (без имён, под 983 годом).
Спор о вере: приход мусульман, евреев и католиков (под 986 годом).
«Речь философа».
Рассказ о походе на Корсунь.
Символ веры, семь соборов и разврашение латинян.
Рассказ о возвращении из Корсуни и крещении киевлян.
Рассказы об убиении Бориса, убиении Глеба, похвала Борису и Глебу.
Похвала книгам под 1037 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
Рассказ о начале Печерского монастыря, под 1051 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
Рассказ о знамениях в настоящем и прошлом, с заимствованиями из Хронографа по великому изложению, под 1065 годом.
Поучение о казнях божиих, под 1068 годом. Нет в Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
Рассуждение о кресте, который помог Всеславу, под 1068 годом.
Рассказ о волхвах и Яне, под 1071 годом, и продолжение рассказа о волхвах.
Рассказ о смерти Феодосия Печерского и черноризцах монастыря, под 1074 годом. Нет в Н4Л.
Рассуждение о смерти Изяслава и о братолюбии, под 1078 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
Рассказ о смерти Ярополка Изяславича, под 1086 годом. Нет в Н1Л, Н4Л.
Рассказ о перенесении мощей Феодосия Печерского, его предсказания и похвала ему, под 1091 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
Поучение о казнях божиих, под 1093 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л, ВоскрЛ.
Рассказ о набеге половцев на Киев и на монастырь, под 1096 годом. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
Выписка о племенах из Мефодия Патарского и рассказ Гюряты Роговича. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
Рассказ об ослеплении Василька и последующих событиях, под 1097 годом. Нет в Н1Л, Н4Л.
Рассказ о походе на половцев в 1103 году. Нет в Н1Л, Н4Л, С1Л.
Рассказы из редакции Ипатьевской летописи:
Рассуждение об ангелах с цитатами из Давида, Епифания и Ипполита. Нет в других летописях.
Поход 1111 года на половцев.
Рассказ о поездке в Ладогу, славянских и античных богах. Нет в других летописях.
Рассказ о перенесении мощей Бориса и Глеба. Нет в других летописях.

Источник: Википедия и Шахматов А.А. Повесть временных лет и ее источники (PDF, 11 Mb)

03.03.2016, 1621 просмотр.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, от слова «совсем» - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. Всем остальным - добра и печенек. С неизменной заботой, администрация сайта.