AAA
Обычный Черный



Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Поэтический стиль Симеона Полоцкого

Поэтический стиль Симеона Полоцкого

Симеон Полоцкий (в миру — Самуил Гаврилович (по другим данным — Емельянович) Петровский-Ситнянович (Ситниянович); Полоцкий — топонимическое прозвище; 12 декабря[источник не указан 195 дней] 1629 — 25 августа 1680) — деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора.

Наряду с такими поэтами как Сильвестр Медведев, Карион (Истомин), Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков и Антиох Кантемир, считается одним из ранних представителей русской силлабической поэзии до эпохи Тредиаковского и Ломоносова.

По мнению исследователя истории русской богословской мысли и культуры протоиерея Георгия Флоровского, «довольно заурядный западно-русский начётчик, или книжник, но очень ловкий, изворотливый, и спорый в делах житейских, сумевший высоко и твёрдо стать в озадаченном Московском обществе <…> как пиита и виршеслагатель, как учёный человек для всяких поручений»

Сборники его стихотворений – своеобразная «поэтическая кунсткамера», «музей», на витринах которого расставлены самые разнообразные вещи, часто очень редкие и древние, «курьезы». Стихотворный парад вещей иногда принимал форму настоящего зрелища: стихи можно было не только читать, но и рассматривать как картину. «Книжиц» всего пять (три приветственные и две траурные):

  • - 1665 «Благоприветствование» царю Алексею Михайловичу по случаю рождения царевича Симеона. Начинается с оды в честь царя Алексея, затем идет контурное изображение креста со вписанными в него стихами. Крест – дар новорожденному царевичу. Далее изображаются две звезды красного цвета, контуры которых составляют стихи. Заканчивается «книжица» многолетием царю в форме «лабиринта»
  • - 1667 «Орел российский» Панорама звездного неба с солнцем посередине. Оно испускает 8 лучей, и каждый – одна из присущих царю добродетелей.
  • - 1669 «Френы» - плачи о смерти царицы Марии. Симметричность словесно-архитектурных ансамблей. Арка заглавия, речь автора к царю в прозе, 12 пар – плачи и утешения – как колоннада, упирающаяся в монолог царицы, заканчивающийся «вечной памятью» царице в форме лабиринта.
  • - 1676 «Глас последний ко Господу Богу» царя Алексея Михайловича
  • - 1676 «Гусль доброгласная»

Каждая из них в свое время была лично Симеоном вручена царю. Позднее он включил их в состав «Рифмологиона» (до нас дошел только черновой экземпляр этого сборника).

В помощь слову Симеон привлекал живопись, графику и даже отдельные архитектурные мотивы, слудуя примеру современников-живописцев. Живопись и графика помогли придать его стихотворным экспонатам недостающую наглядность, архитектура – расставить их. Синтез всех искусств в рамках одного. Характер сложного архитектурно-словесного сооружения.

Живописные и графические инкрустации «книжиц» составляют их неотъемлемую часть и органически связаны с ними. Одни носят чисто декоративный характер и выполняют служебную функцию – орнаментального украшения (например, «лабиринты» - их  исполнение Симеон поручал специалистам); другие составляют часть экспозиции и, следовательно, образуют самостоятельный компонент композиции (например, панорама небесных светил в «Орле», составляющая основное содержание всей композиции, крест и звезды в «Благоприветствовании»).

Тенденция рассматривать в одной плоскости возможное и невозможное. Истина для Симеона лежит за пределами этого мира. Вещь сама по себе – ничто, только форма, в которой человек созерцает истину, «знак», «гиероглифик» истины. Чтобы заставить вещи говорить, он переводил их с языка конкретных образов на язык понятий и логических абстракций, т. е. систематически разрушал им же созданный мир. От «гиероглифика», от образа к его логической интерпретации – нормальное для Симеона движение его поэтической темы.

Переосмысляя образ, Симеон очень часто разбирал его по частям, ибо вещи многозначны. Значение «гиероглифика», подлежащего дешифровке, приобретала не только вещь в целом, но и ее отдельные качества.

Целые стихотворные повести выполняли ту же функцию, что и единичные образы. Разница между повестью и образом – чисто количественная: повесть – система единичных образов, связанных фабульным единством, также подлежащая переводу на язык понятий.

Образ сам по себе никогда не привлекал Симеона; он приобретал для него ценность, только если обнаруживал возможность переосмысления. Мир вещей Симеон создавал, чтобы разрушить и воссоздать на новой, логизированной основе.

Вещь отягчалась новым значением насильственно, потому что переводилась из одного плана в другой, аллегорический, при помощи аналогии, основанной на свойстве не основных, а второстепенных признаков. Игра отдаленными аналогиями давала возможность варьировать одну тему десятки раз.

Реминисценции из античного мира – боги и герои; поэты, ораторы и философы, музы. Но почти всегда они – только слова-заменители, условно-поэтические обозначения того или иного понятия, «клише», никакого прямого отношения к античности не имеющие». Никогда не было творческого интереса непосредственно к античному миру. Античный сюжет – только повод для нового иносказания. Античность – склад, откуда Симеон черпал редкие и курьезные экспонаты для своей поэтической кунсткамеры.

Форма стала вытеснять содержание. Совмещение несовместимого из эстетического принципа стало вырождаться в простой прием, формалистическую игру слов и понятий. Предметом формалистической игры стал сам стих, его структура и даже графическая композиция:

  • - Стих с рифмующимися полустишиями - «леонинские», разновидность – «эхо».
  • - Стих «многоприменительный»
  • - Стих, основанный на игре буквальным значением одних и тех же слов
  • - «Узел приветственный» - можно прочесть и как одно, и как три стихотворения.
  • - Акростих
  • - «Афиеросис» - графический ребус, требующий разгадки
  • - Стих, составленный на разных языках (латинский, польский)
  • - Фигурный стих – графическая композиция которого напоминает геометрическую фигуру или предмет (герб)

Симеон Полоцкий – мастер силлабического стиха, первый русский поэт, творчество которого опиралось на определенную систему поэтического стиля. Он первый внес в русскую литературу поэзию как художественную форму, поднял ремесло «пиитического рифмования» до уровня искусства.

22.09.2016, 590 просмотров.


Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.