AAA
Обычный Черный

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

версия для печатиВерсия для печати



Библиографическая запись: Творчество писателей Одесской школы. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-i-sovetskaya-literatura-xx-xxi-vekov/tvorchestvo-pisatelej-odesskoj-shkoly/ (дата обращения: 25.04.2024)

Творчество писателей Одесской школы

Творчество писателей Одесской школы

Содержание

    Богатые литературные традиции, которые сложились в течение ХІХ и начале ХХ веков, нашли достойное продолжение в литературной жизни Одессы 1910-х – 20-х годов. Именно в эти времена начинает формироваться прославленная, известная во всем мире, одесская литературная школа двадцатых годов. Она известна как «южнорусская» или «юго-западная»: первое название традиционно для литературных и художественных группировок конца ХІХ – начала ХХ века, второе связано со значительным влиянием западной литературы и названием книги стихотворений Э. Багрицкого «Юго-Запад».

    В 1894 году Одесса сделала себе подарок к столетию — родился Исаак Бабель. До конца ХХ столетия родились: Валентин Катаев, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, Илья Ильф. Только Евгений Петров (младший брат В. Катаева) и Семен Кирсанов родились в начале ХХ столетия. Именно им всем обязана Одесса всемирной литературной славой, хотя наиболее известные произведения они написали, уже уехав из города, становившегося в начале 1920‑х годов провинциальным, в столицы — Харьков и Москву.

    В начале 1910-х годов почти все одесситы писали стихи. Среди поэтов были русские, евреи, немцы, караимы, украинцы, грузины, поляки — полинациональный город.

    Конечно, писали стихотворения и юноши — гимназисты и реалисты и девушки-гимназистки. Первое выступление молодых поэтов состоялось в начале лета 1914 года. В газете появилось объявление, которое приглашало их собраться в зале Литературно-артистического общества. Поэты, чьи стихотворения были признаны достойными внимания, выступали впоследствии на двух литературных вечерах. Публика была приятно удивлена, потому что даже не представляла себе, что в городе столько талантливых юношей. Среди выступающих были Валентин Катаев, Эдуард Багрицкий и Анатолий Фиолетов. Ученикам гимназий запрещалось принимать участие в публичных выступлениях. Поэтому фамилии Катаева в афише нет, он скрывается за буквой «К». По легенде, двое других учеников разыграли цвета — фиолетовый и багряный. Так вместо Натана Шора и Эдуарда Дзюбина появились Фиолетов и Багрицкий.

    В августе 1914 началась ПМВ. Но именно 1914-1917 молодые поэты выпускают альманахи с вычурными, на взгляд обычного читателя, названиями: «Шелковые фонари», «Авто в облаках», «Серебряные трубы», «Седьмое покрывало», «Чудо в пустыне».

    Почти во всех этих сборниках есть фамилия Анатолия Вениаминовича Фиолетова (1987 – 1918). Он родился в Одессе, в достаточно зажиточной еврейской семье, по окончании гимназии стал студентом юридического факультета Новороссийского университета. После Февральской революции студентов-юристов мобилизовали на работу в милицию. Фиолетов остался работать там, даже когда студенты могли вернуться к учебе. Был убит во время преследования преступников. Наиболее известно его стихотворение «О лошадях», которое цитировали неоднократно такие известные писатели, как А. Ахматова, И. Бунин и В. Маяковский.

    Во время гражданской войны власть в Одессе менялась неоднократно. 9 или 15 смен. Иногда город вообще был разделен границами — действовали 2 или 3 власти одновременно. Каждые несколько месяцев у горожан менялись деньги и документы. Газеты выходили на тринадцати языках, даже на греческом, сербском и совсем уж странно — на латыни. Не хватало бумаги, появились разноцветные газеты и журналы. В городе вспыхнула эпидемия гриппа «испанки», не хватало продуктов, топлива. В это время разобрали на дрова громадную эстакаду Одесского порта. Действовали банды, которые снимали одежду и обувь с прохожих, грабили магазины, банки, квартиры. И, вопреки всему, бурлила яркая литературная жизнь.

    В Одессу приехали из Москвы и Петрограда, спасаясь от большевиков, многие известные писатели — И. Бунин, А.Н. Толстой, Тэффи (Надежда Лохвицкая). Все они впоследствии в воспоминаниях описывали жизнь в Одессе (И. Бунин «Окаянные дни», А.Н. Толстой «Ибикус, или Похождения Невзорова», Н. Тэффи «Ностальгия»).

    Молодые поэты образуют два кружка — «Студенческий литературно-художественный кружок» и «Зеленую лампу» (осень 1917 - конец 1919 года). На выступления «Зеленой лампы» нужно было приобрести билет — но посетители могли не только услышать стихи и «бескровные поединки» эпиграмм, но и услышать пение, музыку, даже танцевать до утра. Самые яркие звезды того времени — Э. Багрицкий, В. Катаев и Юрий Олеша.

    Юрий Карлович Олеша (1899 – 1960) — единственный из всех — родился не в Одессе. Семья переехала из Елисаветграда в Одессу, когда Олеше исполнилось три года. Отец был польским дворянином, Олеши имели собственный герб. Но страсть отца к картам вынуждала семью постоянно балансировать на грани нищеты. Юрий учился в Ришельевский гимназии и закончил ее с золотой медалью. Он очень любил футбол и, был среди лучших игроков (красочные описания футбольной игры в книге «Ни дня без строчки»). Писать стихотворения начал с 16, в 1915 в одесской газете были напечатаны его стихи. Олеша хорошо рисовал, в сатирическом журнале «Бомба», который выходил в 1917 – 18 годах, 18-летний юноша не только печатает свои стихотворения, но и рисует достаточно острые, меткие карикатуры.

    В 19 лет - автор стихов, рассказов, двух пьес и даже киносценариев. В 1920-ом, после установления Советской власти в Одессе он (опять же вместе с Катаевым и Багрицким) работает в «Югроста» — рисует наброски к плакатам и пишет подписи в стихах. Эти громадные плакаты, которые вывешивали на улицах города, освещали положение в стране и мире.

    Честолюбивые Катаев и Олеша, не имея возможности сделать литературную карьеру в родном городе, в 1921 году переезжают в Харьков. Там Олеша зарабатывает на жизнь, составляя стихотворения-экспромты на заказ. В том же году друзья переезжают в Москву и устраиваются на работу в газете железнодорожников «Гудок». Олеша становится автором стихотворных фельетонов, его псевдоним «Зубило» известен на весь СС.

    Талантливому поэту не везло лишь в любви. Девушку, в которую он влюбился и которая оставила его, звали Серафима Суок. Ее фамилией он назвал девочку-куклу из сказки «Три толстяка»(1928). Повесть была написана ради новой влюбленности — в девушку, обожавшую сказки и конфеты. Но и она выбрала другого. В сказке угадываются одесские улицы — башня доктора Гаспара Арнери находилась в Карантинном переулке (в настоящее время Юрия Олеши) напротив дома, где жила некоторое время семья Олеши; площадь Звезды со стеклянным куполом — это Новый рынок, где во время гражданской войны выступали актеры цирка.

    Знаменитым Олеша стал после выхода романа  «Зависть» в 1927 году. И в сказке, и в романе Олеша употребляет большое количество сравнений-метафор. У него был неофициальный титул «короля метафоры».

    Он писал рассказы, пьесы, киносценарии, но общественная жизнь того времени не способствовала творчеству. На Первом съезде СП Олеша выступил с докладом, где сказал, что ему стыдно быть интеллигентом. Это разногласие между личностью образованного человека и требованиями советской власти, желание быть своим, признанным властью, не могло не повлиять на творчество. При жизни Олеши более ни одна книга не могла достигнуть уровня «Трех толстяков» и «Зависти». Последние годы Олеша болел, жил очень бедно. Он писал воспоминания о детстве, о начале литературного пути, вспоминал своих друзей. Уже после его смерти жена и друзья составили из записей последнюю книгу «Ни дня без строчки», первая часть которой называется «Одесса».

    Эдуард Георгиевич Багрицкий (настоящая фамилия Дзюбин) (1895 – 1934) родился в Одессе в еврейской семье. Необычным именем он обязан матери, обожавшей польские романы. Юноша увлекался книгами, у него была очень хорошая память. Учился в реальном училище, но математику ненавидел, был любимцем учителя русского языка, даже писал за других сочинения. Хорошо рисовал, писал стихи. Первое напечатано в 1914 году. Принимал участие в альманахах 1915 – 1917 годов. Был не только звездой, но и центром притяжения поэтической жизни города. Багрицкий открыл для многих сверстников мир западной и российской поэзии, он знал множество малоизвестных поэтов. Во время приступов астмы он, чтобы уменьшить боль, читал без перерыва в течение 7-10 часов стихотворения. Багрицкий любил романтику (хоть сам был в походе за границей только один раз, в 1917 году в Персии), обожал вкусно поесть (хоть это в те годы было практически невозможно), охотно выдумывал всевозможные невероятные легенды о себе, разыгрывал друзей. Жил Багрицкий в ужасающей нищете, был совершенно неприспособлен к повседневной жизни. После женитьбы на Лидии Суок они жили в подвале. Новорожденный сын спал в ящике, а отец тратил последние деньги на каких-то редких птиц (у него было много клеток с певчими птицами). В шутливом рассказе «Бездельник Эдуард» В. Катаев описывал, как меняли на еду остатки мебели из дома жены и как она тайком от мужа выпускала в окно птиц. За стихотворения в газете платили мало, и одесские поэты в начале двадцатых годов устроили благотворительный вечер, средства от которого пошли на приобретение приличной одежды для Багрицкого. Но в эти времена написаны лучшие его стихотворения «Контрабандисты», «Арбуз», «Птицелов», поэма «Трактир». Любимыми героями Багрицкого были персонажи повести фламандского писателя ХІХ века Костера «Тиль Уленшпигель» романтик Тиль и его спутник, толстяк и обжора Ламме Гудзак. В 1925 году он (последним из компании поэтов) переезжает в Москву. Стихи Багрицкого молниеносно покорили Москву. В 1926 году он написал поэму «Дума про Опанаса» — уникальный в советское время случай, когда поэма написана про махновца и названа его именем. В 1928 году вышла книга стихов «Юго-Запад». Жил в подмосковном дачном поселке Кунцево, к нему приезжали все одесские писатели и поэты. Именно тогда появилось шутливое название «Одеколон» — одесская колония в Москве. Усиливаются приступы астмы, практически не выходит из дому. Умер от воспаления легких в 1934 году. Друзья издали сборник воспоминаний о Багрицком.

    В одной одесской семье родились два будущих писателя — Валентин Петрович Катаев (1897 – 1986) и его младший брат Евгений — будущий Евгений Петров. Отец — сын священника из русского города Вятка, мать была из семьи полтавских Бачеев, потомственных военных. По легенде, Бачеи были связаны родственными связями с семейством Гоголя. В доме звучали русская и украинская речь. Но мать умерла вскоре после рождения Жени. Помогала воспитывать осиротевших мальчиков сестра матери. Валентин учился в Пятой гимназии. «Белеет парус одинокий» (1936). Почти все персонажи взяты из жизни, использована даже девичья фамилия матери — имя главного героя Петя Бачей. Гаврик, его лучший друг — Миша Галий (по кличке Галик, из которой и получилось имя Гаврик). Валя с детства мечтал быть только писателем и никем больше (первые стихи в 9 лет). Сохранились его стихи, вписанные в девичий альбом. Валентин познакомился с И. Буниным, одобрившим стихи юного поэта. Стихи Катаева публикуются не только в одесских, но и в петербургских журналах. В начале ПМВ Катаев ушел на фронт, был офицером-артиллеристом. Он дважды ранен, пережил атаку ядовитыми газами, за храбрость награжден орденом. Катаев продолжал писать стихи, многие были посвящены любимой девушке Ирине Алексинской. Историю любви он опишет впоследствии в двух повестях «Зимний ветер» (1960) и «Юношеский роман» (1982)). Во время гражданской войны, воевал и за «белых», и за «красных», был арестован и белой контрразведкой и красной «ЧК» (чрезвычайная комиссия, впоследствии — НКВД и КГБ). Катаеву повезло дважды. Уже в 1970-е годы, он был единственным, кто осмелился написать повесть об арестах и расстрелах в Одессе 1920‑21 годов — «Уже написан Вертер» (1980). После освобождения публиковался в газете «Моряк». В 1921 переезжает в Харьков, затем в Москву. Катаев писал стихи, рассказы, был достаточно популярным драматургом. Трудные времена — массовые аресты в 30-е и послевоенные правительственные постановления о литературе — не могли не сказаться на его творчестве. И все же писатель завершает состоящую из четырех повестей тетралогию «Волны Черного моря», в которую вошли книги о судьбе Пети и Гаврика: «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер», «Катакомбы» (1951). В начале 60-х словно рождается заново. Книги автобиографичные, в них два главных героя — город Одесса и сам Катаев. Детство («Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972)), становление поэта («Трава забвения» (1967)), фронт («Юношеский роман моего друга Саши Пчелкина»), арест («Уже написан Вертер») и самый знаменитый роман «Алмазный мой венец» (1978), в котором он зашифровал под псевдонимами своих друзей: Багрицкий – Птицелов, Олеша – Ключик, Бабель – Конармеец, Ильф и Петров – Друг и Брат. Катаев прожил дольше всех писателей ЮЗШ. Он писал до последних дней — повесть «Сухой лиман» вышла за два месяца до смерти. Его долг — успеть рассказать о всех, кто ушел из жизни раньше, вспомнить все, до мельчайших деталей.

    8.02.1920 в Одессу вошла Красная армия. Разруха: нет еды, одежды, бумаги. Остатки бумаги используют лишь для официальных газет, да и те печатают на обратной стороне оберток от чая или табака.  Литература стала устной. Молодые люди собирались в оставленной бежавшими хозяевами квартире и читали стихи - кружок «Коллектив поэтов». Начали выступать в так называемых «кафе поэтов», необычные названия: «Мебос» — меблированный остров, «Пеон IV» — по названию размера в стихосложении, «ХЛАМ» — художественно-литературно-артистическая молодежь. За вход слушатели платили едой.

    Роль одного из средневековых поэтов играл Илья Арнольдович Ильф (1897 – 1937) (Файнзильберг, псевдоним из первых букв имени и фамилии). Старшие братья окончили одесское коммерческое училище, но стали художниками. Разъяренный отец отдал третьего сына в ремесленное училище, но это не подействовало — сын стал писателем. И лишь четвертый сын осуществил мечту отца, став инженером. Ильф работал в чертежных мастерских, на телефонной станции, был бухгалтером. Но перевес остался на стороне литературы. Его юношеские стихи не сохранились. Современники вспоминали, что они были очень необычными. Вспоминали и меткие, порой жесткие реплики Ильфа на литературных вечерах. Он выглядел щеголем в поношенной и штопаной одежде, носил ее с врожденной элегантностью. Ко всем обращался на «вы», так, до последних дней жизни, он обращался и к своему соавтору, Евгению Петрову. В Москве в 1923 году Ильфа устроили библиотекарем в газету «Гудок», но вскоре он стал переписывать литературным языком полуграмотные письма, которые присылали в редакцию. Делал из писем маленькие рассказы. Счастливый случай (в лице Катаева) изменил его жизнь. Уже известный писатель предложил в 1927 году двум начинающим журналистам — Ильфу и своему младшему брату — написать роман об авантюристе, разыскивающем клад. Роман должен был выйти под тремя фамилиями — имя Катаева могло помочь издать книгу. Ильф и Петров попробовали писать вместе. Главным героем стал Остап Бендер — прототип – младший брат Фиолетова. Записывал текст Петров, почерк четче. Прочитав роман, Катаев попросил посвятить ему эту книгу. Роман «Двенадцать стульев» вышел в 1928 году. Слава Ильфа и Петрова, работали вместе 10 лет. Вдвоем они побывали во Франции, Польше, Италии. Их фельетоны в то время, когда лозунгом было «Лес рубят — щепки летят», отстаивали достоинство обычного человека, его право на жизнь без бессмысленных справок, без равнодушия бюрократов и начальства. Писателей упрекали, что в их книгах нет положительных героев. Выход второй книги — романа «Золотой теленок» (1931) — задержался почти на год, ведь главному герою было неинтересно строить социализм. После публикации читатели писали Ильфо-Петрову, считая, что это один человек. Одесса описана Ильфом еще в 1929 году — в фельетоне «Путешествие в Одессу». Ильф вел «Записные книжки», где были запомнившиеся фразы, смешные фамилии, возможные сюжеты. Там были наброски романа о древних римлянах, завоевавших Одессу, о чудесах и неожиданностях, происходивших с римлянами в Одессе. В повести «Золотой теленок» Одесса описана под прозрачным псевдонимом «Черноморск». В романе остроумно и едко описаны человеческие недостатки. Последняя книга, написанная Ильфом и Петровым — «Одноэтажная Америка» (1937). Соавторы проехали в автомобиле по всей Америке, Ильф постоянно снимал, и книга вышла с его фотографиями. Заехали они и в американскую Одессу. Во время поездки Ильф заболел, и книгу они писали отдельно, по главам. Но не разделить  — они действительно стали одним писателем. В 1937 Илья Ильф умер от туберкулеза.

    Евгений Петрович Петров (1902 – 1942), как и брат, окончил Пятую гимназию. В 1920 году вместе с Катаевым был арестован и несколько месяцев просидел в тюрьме. После освобождения пошел работать в ЮгРОста, а затем в уголовный розыск. Работал в селах под Одессой почти три года, ловил бандитов, расследовал убийства, разыскивал краденое. Литературное творчество началось с описания трупа неизвестного. В 1923 году желая работать в Московском угрозыске, Евгений Катаев приехал в Москву. Старший брат убедил его заняться литературной работой. Псевдоним «Петров» в память об отце. Он работал в газете «Гудок», печатал рассказы в журналах. С 1927 года биографии Ильфа и Петрова практически совпадают, они даже пишут «Двойную автобиографию». И говорят в шутку, что умирать надо тоже вместе, например, в автокатастрофе. Петров очень тяжело пережил смерть соавтора. Он начал книгу воспоминаний об Ильфе, продолжал писать статьи, рассказы, киносценарии. Во время ВОВ Петров был не только редактором журнала, он постоянно ездил на фронт, в районы самых тяжелых боев. Погиб в 1942 году, возвращаясь из осажденного Севастополя — самолет упал в степи под Ростовом.

    1920: газета «Моряк». На цветной бумаге, стихи и рассказы оплачивались а пайком. Жизнь Одессы 1920 – 21 годов — описана в веселой книге Константина Георгиевича Паустовского (1892 – 1968) «Время больших ожиданий» (1959). Родился не в Одессе, но жил здесь 1919-1922, дружил с одесскими поэтами, его тоже отнесли к писателям ОЛШ. «Время больших ожиданий» сразу же после издания с упоением читали все одесситы. Один из героев книги утверждал: «что, может быть, на всем земном шаре жизнь и течет закономерно, но что касается Одессы, то за это поручиться нельзя». Даже ветер в Одессе был особенным. Повесть была напечатана в 1958 году, а в 1961 отдельным изданием вышла и в Одессе.

    Литературная жизнь Одессы 1925 – 1941 годов: Исаак Эммануилович Бабель (1894-1940)

    Родился в Одессе, некоторое время семья жила в Николаеве, но вскоре вернулась в Одессу. По моде того времени, Бабель учился играть на скрипке у знаменитого Петра Столярского (неудавшаяся учеба описана в рассказе «Пробуждение» (1930)). Бабель окончил Коммерческое училище, учился в Киеве, Петербурге. С детства много читал, особенно увлекался французской литературой, по воспоминаниям, даже первый свой рассказ написал на французском языке. 1916: петербуржский журнал публикует очерк «Одесса». В том же году в журнале М. Горького «Летопись» был напечатан рассказ Бабеля. Известный писатель посоветовал начинающему «пойти в люди», чтобы лучше узнать жизнь. Позднее Бабель писал, что был солдатом и воевал во время ПМВ, работал в газете, был переводчиком. Но две самые значимые страницы его жизни, отраженные в его книгах, — детство, что прошло на Молдаванке (в начале ХХ века именно там жила большая часть налетчиков) и служба в 1920 году в Первой конной армии, во время наступления на Польшу. Бабелю было присуще неуемное любопытство, его интересовали люди, их поступки. Язык его рассказов ярок и сжат. Он писал коротенькие рассказы, составившие две книги. «Одесские рассказы» — истории об одесских налетчиках и их «короле» Мишке Япончике, орудовавшем в Одессе в 1917-1919. Бабель называет свого героя Беня Крик, о нем написаны рассказы «Король» (1921), «Как это делалось в Одессе» (1923), «Справедливость в скобках» (1921). Рассказ «Король» впервые был напечатан на страницах одесской газеты «Известия». К этому же циклу относятся «Любка Казак» (1924), «Фроим Грач» (1933, впервые напечатанный лишь в 1963), «Отец» (1924). Веселым рассказам о налетчиках противостоит «Конармия» — такие же небольшие по объему рассказы об ужасах войны.

    Окончательно покинул Одессу Бабель в 1924 году, но часто приезжал сюда. По натуре он был непоседлив, много ездил по стране, его друзьями и знакомыми были самые разные — от простых крестьян и рабочих до руководителей страны. Бабеля упрекали в том, что он мало пишет. Друзья в шутку сравнивали его со слонихой, длительное время вынашивающей гиганта. Многие рассказы просто невозможно было опубликовать в те годы — о коллективизации, об одесском ЧК — они вовсе не были такими жизнеутверждающими, как требовалось. 1939: арестовали, обвинив в шпионаже в пользу Франции и в подготовке покушения на Сталина. 1940: расстрелян. Изъятые во время обыска рукописи новых рассказов и повести были уничтожены в НКВД. Длительное время настоящая дата смерти была неизвестна.

    13.02.2022, 20110 просмотров.


    Уважаемые посетители! С болью в сердце сообщаем вам, что этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении), что жизненно необходимо для функционирования сайта и поддержания его жизнедеятельности.

    Если вы ни под каким предлогом не хотите предоставлять эти данные для обработки, - пожалуйста, срочно покиньте сайт и мы никому не скажем что вы тут были. С неизменной заботой, администрация сайта.

    Dear visitors! It is a pain in our heart to inform you that this site collects user metadata (cookies, IP address and location data), which is vital for the operation of the site and the maintenance of its life.

    If you do not want to provide this data for processing under any pretext, please leave the site immediately and we will not tell anyone that you were here. With the same care, the site administration.